Дело №21-615/15
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
13 августа 2015 года гор. Хабаровск
Судья Хабаровского краевого суда Старков Ю.Г., рассмотрев жалобу ФИО2 на постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах Управления лесами Правительства Хабаровского края от 09 апреля 2015 г. и решение судьи Хабаровского районного суда Хабаровского края от 18 июня 2015 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.8.25 КоАП РФ, в отношении <данные изъяты> ООО «Финансово-строительная корпорация «Харон-Холдинг» ФИО2,
УСТАНОВИЛ:
Исполняющим обязанности прокурора Хабаровского района Хабаровского края Усевичем В.К. 27 февраля 2015 г. возбуждено производство по делу об административном правонарушении по ч.4 ст.8.25 КоАП РФ в отношении <данные изъяты> ООО «Финансово-строительная корпорация «Харон-Холдинг» ФИО2 (л.д.49-52).
Постановлением заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах Управления лесами Правительства Хабаровского края ФИО1 (далее – должностное лицо) от 09 апреля 2015г. №<данные изъяты> ООО «Финансово-строительная корпорация «Харон-Холдинг» (далее – Общество) ФИО2 привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч.4 ст.8.25 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 5 000 рублей (л.д.44-48).
Данным постановлением ФИО2 признан виновным в том, что не обеспечил выполнение Обществом, <данные изъяты>, требований лесного законодательства, выразившееся в том, что в нарушение <данные изъяты> договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - договор) в 2014 году не выполнены мероприятия, предусмотренные в приложении № указанного договора, а именно:
в срок до 01 мая – строительство дорог противопожарного назначения (по плану – 1 км, фактически – 0 км); устройство подъездов к водоисточникам для пожарных машин и их дальнейшее содержание (по плану – 2 шт., фактически – 0 шт.);
в срок до 01 июня – ремонт дорог противопожарного назначения (по плану – 2 км, фактически – 0), обустройство мест отдыха и их дальнейшее содержание (по плану – 1 шт., фактически – 0 шт.), изготовление и установка средств наглядной агитации и предупредительных знаков (по плану – 2 шт., фактически – 0 шт.), обустройство временных посадочных площадок для вертолетов (по плану – 1 шт., фактически – 0 шт.);
в срок до 01 июля – посадка лесных культур (по плану – 24 га, фактически – 0 шт.);
в срок до 01 октября – агротехнический уход за лесными культурами (по плану – 24 га, фактически – 0 шт.), уход в молодняках (по плану – 15/140 га/кбм (общ.), фактически – 0 шт.);
в срок до 31 декабря 2014 г. – содействие естественному возобновлению леса (по плану – 198 га, фактически – 0), заготовка семян мелкохвойных пород (по плану – 16 кг, фактически – 0 шт.).
Решением судьи Хабаровского районного суда Хабаровского края от 18 июня 2015г. постановление должностного лица оставлено без изменения (л.д.91-93).
ФИО2 обратился в Хабаровский краевой суд с жалобой, в которой просит отменить постановление должностного лица и решение судьи районного суда, утверждая о его незаконности и неверном применении норм лесного законодательства РФ, а также недоказанность состава правонарушения.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Частью 4 ст.8.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка.
Судьей районного суда 18 июня 2015 г. оставлено без изменения постановление административного органа о наказании ФИО2, при этом судья пришел к выводу о наличии состава инкриминируемого административного правонарушения.
Анализируя содержание материалов дела, с таким выводом судьи районного суда согласиться нельзя, поскольку он сделан без учета существенных обстоятельств по делу.
В соответствии с ч.8 ст.29 Лесного кодекса Российской Федерации юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.
Согласно ч.2 ст.53 Лесного кодекса РФ меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов.
В соответствии со ст.55 Лесного кодекса РФ меры санитарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.
Ст.61 Лесного кодекса РФ установлено, что уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Согласно п.4 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007 г. № 414 – на лесных участках, предоставленных в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов.
Согласно п.5 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Рослесхоза от 01 августа 2011 г. № 337 – заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, с лесным планом субъекта РФ, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов и лесной декларацией.
В силу п.3 Правил ухода за лесами, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов РФ от 16 июля 2007 г. № 185 – уход за лесами осуществляется в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов.
В соответствии с <данные изъяты> договора аренды лесного участка арендатор обязан осуществлять противопожарное обустройство лесов на арендуемом лесном участке, в том числе строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов и вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладку просек и противопожарных разрывов, обеспечивать создание систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих систем и средств, а также формирование запасов ГСМ на период высокой пожарной опасности в объемах, определенных проектом освоения лесов (л.д.14).
Согласно <данные изъяты> договора аренды лесного участка арендатор обязан осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на арендуемом лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов и приложении № к настоящему договору (л.д.14).
В силу п.10 договора арендатор (Общество) имеет право приступить к использованию лесного участка в соответствии с условиями договора после:
- государственной регистрации договора,
- подписания сторонами акта приема-передачи лесного участка в аренду,
- предоставления арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
Таким образом, как следует из предписаний закона и положений договора, использование лесов, а также выполнение мероприятий, в том числе по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов.
При этом вышеуказанный договор аренды предполагает использование, предоставленного Обществу лесного участка в соответствии с условиями договора (для заготовки древесины) только после утверждения проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы (п.10 договора, л.д.13).
Отсутствие утвержденного и прошедшего государственную экспертизу проекта освоения лесов препятствует осуществлению лесопользователем на арендуемом им участке какой-либо деятельности, включая выполнение мероприятий, включенных в приложение № договора аренды.
Материалами дела установлено, что положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов дано экспертной комиссией 24 декабря 2014 г. (л.д.24-26). Указанный проект предусматривает использование лесного участка общей площадью 55450 га, переданного в аренду Обществу в целях заготовки древесины на территории <адрес>.
Согласно заключению экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов следует, что указанным проектом предусмотрены мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов, в том числе комплекс противопожарных и лесозащитных мероприятий; проектируемые объемы лесовосстановительных работ соответствуют объемам, приведенным в договоре аренды лесного участка; предусмотрены меры, снижающие негативное воздействие на окружающую среду (л.д.26-29).
Согласно диспозиции ч.4 ст.8.25 КоАП РФ, наказуемым является использование лесов с нарушением условий договора аренды.
Согласно договору использованием Обществом лесного участка, полученного в аренду, является непосредственная заготовка древесины.
Материалы дела не содержат данных об использовании Обществом лесного участка до утверждения проекта освоения лесов, в том числе и в 2014году, не представлено таких доказательств и административным органом, на которого возложена обязанность доказывания. Судья районного суда этому существенному обстоятельству значения не придал.
Таким образом, установленные по делу обстоятельства не свидетельствуют о наличии в действиях ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.25 КоАП РФ.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Существенное нарушение процессуальных требований не позволило суду в данном случае всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В силу указанных обстоятельств решение судьи районного суда не может быть признано законным и подлежит отмене, а производство по делу прекращению вследствие отсутствия в действиях ФИО2 состава административного правонарушения.
С учетом изложенного и руководствуясь п.2 ч.1 ст.24.5, п.3 ч.1 ст.30.7, ст.30.9 КоАП РФ,
р е ш и л:
жалобу ФИО2 удовлетворить.
Постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах Управления лесами Правительства Хабаровского края от 09 апреля 2015 г. и решение судьи Хабаровского районного суда Хабаровского края от 18 июня 2015 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.8.25 КоАП РФ, в отношении <данные изъяты> ООО «Финансово-строительная корпорация «Харон-Холдинг» ФИО2 отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить по п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья
Хабаровского краевого суда Ю.Г. Старков