ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-615/18 от 11.07.2018 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Семенов В.С. № 21-615/2018

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Коми Машкина И.М.,

при секретаре Красавцевой Т.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 11 июля 2018 года в г.Сыктывкаре Республики Коми жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Северо-Западный лесной терминал" ФИО1 решение судьи Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 08 мая 2018 года, которым постановление заместителя министра, главного государственного лесного инспектора Республики Коми Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми № 8 от 26 января 2018 года оставлено без изменения, жалоба защитника на данное постановление- без удовлетворения,

установил:

Постановлением заместителя министра, главного государственного лесного инспектора Республики Коми Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми № 8 от 26.01.2018 юридическое лицо - общество с ограниченной ответственностью "Северо-Западный лесной терминал" (далее ООО "Северо-Западный лесной терминал") признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением должностного лица административного органа ООО "Северо-Западный лесной терминал", обратилось в Сыктывдинский районный суд с жалобой.

По результатам рассмотрения жалобы судьей Сыктывдинского районного суда Республики Коми вынесено вышеизложенное решение.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Коми, заявитель просит решение судьи и постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 8.25 КоАП РФ по факту выявленного нарушения. Также указывает на отсутствие доказательств того, что деляночные столбы были уничтожены именно ООО "Северо-Западный лесной терминал".

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения защитника ООО "Северо-Западный лесной терминал" ФИО1, прихожу к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы.

Частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение правил заготовки древесины.

Согласно части 9 статьи 29 ЛК РФ правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 ЛК РФ, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение указанной нормы приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 № 337 утверждены Правила заготовки древесины (далее - Правила №377), которые действовали до вступлении в законную силу новых Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Минприроды России от 13.09.2016 № 474 (далее Правила № 474).

Подпункт "з" пункта 13 действовавших до 10.01.2017 Правил № 337, указывал на недопустимость оставления не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесины на лесосеке.

Такой запрет также содержится в подпункт "з" пункта 12 действующих с 10.01.2017 Правил № 474.

Помимо этого, при заготовке древесины запрещается уничтожение или повреждение граничных, квартальных, лесосечных и других столбов и знаков (подпункт "д" пункта 12 Правил № 474).

Как следует из материалов дела, между Комитетом лесов Республики Коми (арендодатель) и ООО "..." (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 17.03.2015 <Номер обезличен>. В соответствии с данным договором аренды арендатору передан в аренду лесной участок, расположенный на территории ГУ "Сыктывдинское лесничество" в кв. 51-61, 80-90, 106-116, 130-136, 139-142, 143-158, 162-173, 176-186, 195-208, 209-218, 221-238, 239- 249, 251-268 Слудского участкового лесничества, в кв. 1-70, 210-217, 247-265, 297-322 Ыбского участкового лесничества с целью заготовки древесины.

Дополнительным соглашением о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 17.03.2015 <Номер обезличен> от 12.11.2015 ООО "..." передало права и обязанности ООО "Северо-Западный лесной терминал" (Далее - Арендатор).

Согласованием <Номер обезличен> от 17.10.2016 к лесной декларации от 14.10.2016 срок использования лесов для заготовки в кв. 248 выд. 15,17,27 производственная площадка (0,8га) Слудского участкового лесничества ГУ "Сыктывдинское лесничество" установлен с 24.10.2016 по 23.10.2017.

На юридический адрес Общества направлено извещение исх. <Номер обезличен> от 07.11.2017 о необходимости участия 21.11.2017 в осмотре мест рубок, в том числе в кв. 248 выд. 15, 17, 27 производственная площадка Слудского участкового лесничества.

21.11.2017 должностными лицами ГУ "Сыктывдинское лесничество" был проведен осмотр места лесосеки в кв. 248 выд. 15, 17, 27 производственная площадка Слудского участкового лесничества, в ходе которого выявлено нарушение лесного законодательства: оставлена не вывезенная в установленный срок древесина в объеме 1300 куб.м., а так же уничтожение лесосечных столбов в количестве 4 штук, составлены акт осмотра мест рубок (мест заготовки древесины) от 21.11.2017, пояснительная записка к акту осмотра № 1 от 21.11.2017.

В связи с этим 06.12.2017 государственным лесным инспектором Республики Коми в отношении юридического лица ООО "СЗЛТ" был составлен протокол №18-2017/22 и постановлением должностного лица заместителя министра, главного государственного лесного инспектора Республики Коми Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми № 8 от 26.01.2018 юридическое лицо ООО "Северо-Западный лесной терминал" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ, и ему назначен штраф в размере 50 000 рублей.

Факт совершения ООО "Северо-Западный лесной терминал" вмененного правонарушения подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами и оценены судом по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Таким образом, вывод должностного лица и судьи районного суда о наличии в действиях ООО "Северо-Западный лесной терминал" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ, является правильным и не противоречит фактическим обстоятельствам дела.

Доводы жалобы о наличии оснований для прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности с указанием на то, что выявленная 21.11.2017 не вывезенная в установленный срок в местах использования лесов древесина объемом 1300 кбм в квартале 248 выделах 15,17,27 производственная площадка Слудского участкового лесничества, была выявлена еще ранее - 08.11.2016, по результатам осмотра использования лесов по лесной декларации от 12.10.2015, следовательно, срок давности следует исчислять с 08.11.2016, признаются не состоятельными исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении в случае совершения правонарушения в области законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования не может быть вынесено по истечении 1 года.

Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

При этом, невыполнение предусмотренной правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.

В соответствии с пунктом 11 Правил № 474 рубка лесных насаждений, трелевка, частичная переработка, хранение, вывоз заготовленной древесины осуществляются лицом, использующим лесной участок в целях заготовки древесины, в течение 12 месяцев с даты начала декларируемого периода согласно лесной декларации.

Указанный срок может быть увеличен в случае возникновения неблагоприятных погодных условий, исключающих своевременное исполнение данных требований

Срок рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывоза древесины может быть увеличен не более чем на 12 месяцев уполномоченным органом по письменному заявлению лица, использующего леса.

Как следует из материалов дела, основанием для проведения 08.11.2016 осмотра мест рубки на лесосеке №1 в кв.248 Слудского участкового лесничества ГУ "Сыктывдинское лесничество", в ходе которого была обнаружена древесина в объеме 1300 куб.м., послужил факт окончания использования указанного лесного участка в период с 24.10.2015 по 23.10.2016 на основании лесной декларации, предоставленной ООО "..." от 12.10.2015 по договору аренды №1 от 17.03.2015 и согласованной 13.10.2015 ГУ РК "Сыктывдинское лесничество".

Поскольку соглашением от 12.11.2015 к договору аренды <Номер обезличен> от 17.03.2015 все права и обязанности перешли от ООО "... к ООО "Северо-Западный лесной терминал", следовательно, и права и обязанности использования, в том числе лесного участка лесосека № 1 в кв.248 Слудского участкового лесничества ГУ "Сыктывдинское лесничество", перешло к ООО "Северо-Западный лесной терминал". Таким образом, установленные актом от 08.11.2016 вышеуказанные нарушения правил заготовки леса были допущены ООО "СЗЛТ" в период действия лесной декларации от 12.10.2015 по договору аренды <Номер обезличен> от 17.03.2015 с 24.10.2015 по 23.10.2016.

Наряду с этим, из материалов дела следует, что письмом <Номер обезличен> от 14.10.2016 ООО " Северо-Западный лесной терминал" заявило об использовании лесов в кв. 248 выд. 15, 17, 27 производственная площадка (0,8га) с представлением лесной декларации от 14.10.2016, которая принята Согласованием ГУ "Сыктывдинское лесничество" <Номер обезличен> от 17.10.2016, срок использования лесов установлен с 24.10.2016 по 23.10.2017.

Факт нарушения 21.11.2017 Правил заготовки древесины установлен должностным лицом ГУ РК "Сыктывдинское лесничество" в результате проведенного осмотра указанного выше места лесосеки, в связи с истечением срока использования лесного участка по лесной декларации от 14.10.2016 со сроком использования леса в период с 24.10.2016 по 23.10.2017. Доказательств того, что указанный срок, установленный лесной декларацией от 14.10.2016 увеличивался, в материалы дела не представлено.

Следовательно, срок давности привлечения ООО "Северо-Западный лесной терминал" к административной ответственности по части 1 статьи 8.25 КоАП РФ по факту выявленных 21.11.2017 нарушений Правил заготовки древесины на дату вынесения оспариваемого постановления должностного лица административного органа 26.01.2018 в данном случае не истек (последний день срока - 23.10.2018), в связи с чем оснований для прекращения производства по делу в связи с истечением указанного срока не имеется.

Признается не состоятельным и указание в жалобе на отсутствие доказательств, подтверждающих, что именно по вине ООО "Северо-Западный лесной терминал" уничтожены лесосечные столбы в количестве 4 штук, исходя из следующего.

В соответствии с положениями статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные могут быть установлены протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом.

В силу пункта 3.4.8 договора аренды лесного участка <Номер обезличен> от 17.03.2015 с учетом дополнительного соглашения к нему от 12.11.2015, ООО "СЗЛТ", как арендатор обязано использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим договором.

Факт уничтожения лесосечные столбов в количестве 4 штук в кв. 248 выд. 15, 17, 27 производственная площадка Слудского участкового лесничества выявлен путем осмотра лесосеки, произведенным уполномоченным на то лицом, 21.11.2017. Данный факт зафиксирован в акте от 21.11.2017, составленным в результате осуществления соблюдения лесного законодательства.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Поскольку ООО "Северо-Западный лесной терминал" как арендатором лесного участка допустило уничтожение 4 лесосечных столбов в кв. 248 выд. 15, 17, 27 производственная площадка Слудского участкового лесничества, что свидетельствует о нарушении требований подпункта "д" пункта 12 Правил № 474, то вывод должностного лица и судьи о наличии вины ООО "Северо-Западный лесной терминал" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частьюю 1 статьи 8.25 КоАП РФ, в том числе и в части указанных нарушений правил заготовки древесины, является верным, основанным на доказательствах по делу и сделан в соответствии с требованиями статьи 2.1 КоАП РФ.

Административное наказание назначено ООО "Северо-Западный лесной терминал" с учетом положений статьи 4.1 КоАП РФ, а именно характера анализируемого правонарушения, посягающего на общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования, наличие у ООО "Северо-Западный лесной терминал" возможности предотвращения нарушения закона при проявлении должной заботливости и осмотрительности, отсутствия смягчающих административную ответственность обстоятельств, а также наличия отягчающих административную ответственность обстоятельств - повторное совершение однородного правонарушения.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления по делу об административном правонарушении и судебного решения не усматривается.

Каких-либо существенных процессуальных нарушений требований КоАП РФ при производстве по делу, влекущих за собой отмену постановления должностного лица и судебного решения, допущено не было.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, судом также не установлено.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья,

решил:

постановление Постановлением заместителя министра, главного государственного лесного инспектора Республики Коми Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми № 8 от 26 января 2018 года и решение судьи Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 08 мая 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ, в отношении ООО "Северо-Западный лесной терминал" оставить без изменения, жалобу представителя ООО "Северо-Западный лесной терминал" ФИО1 - без удовлетворения.

Судья .

.