ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-616/17 от 28.11.2017 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Дело № 21-616/2017

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск 28 ноября 2017 года

Судья Иркутского областного суда Слепнёв П.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе В. на решение судьи Ангарского городского суда Иркутской области от 20 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Иркутской области В.,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением Номер изъят заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Иркутской области М. от 01 декабря 2016 года начальник ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Иркутской области В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Решением судьи Ангарского городского суда Иркутской области от 20 сентября 2017 года указанное постановление должностного лица Управления Федерального казначейства по Иркутской области от 01 декабря 2016 года оставлено без изменения, жалоба В. - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Иркутский областной суд, В., просит решение судьи Ангарского городского суда Иркутской области от 20 сентября 2017 года отменить, производство по делу прекратить ввиду малозначительности административного правонарушения.

В судебное заседание начальник ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Иркутской области В., С., не явились, будучи надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, ходатайств об отложении жалобы не заявляли. При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие вышеуказанных лиц.

Проверив с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, проанализировав доводы жалобы, заслушав защитника В.М., действующую на основании доверенности от 21 июня 2017 года, поддержавшую доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Как усматривается из материалов дела, что начальник ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Иркутской области В., допущено несвоевременное предоставление в отдел №1 УФК по Иркутской области сведения о принятом бюджетном обязательстве Номер изъят от 08 ноября 2016 года, возникшем на основании заключения государственного контракта Номер изъят от 20 сентября 2016 года с ООО производственная коммерческая фирма «Виста» на поставку материальных запасов на сумму 1 481 780 рублей 00 копеек.

В силу пункта 3 статьи 219 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.

В соответствии с пунктом 1 приказа ФСИН России от 26.01.2011 № 32 «Об изменении типа федеральных бюджетных учреждений, подчиненных Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области, и утверждения уставов федеральных казенных учреждений, подчиненных Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» (далее - приказ ФСИН России от 26.01.2011 Номер изъят) ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Иркутской области является юридическим лицом в форме федерального казенного учреждения.

Статья 161 БК РФ определяет особенности правового положения казенных учреждений. В соответствии с п.1 ст.161 указанной статьи казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством РФ; взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствий с данным Кодексом.

Согласно абзацу 2 пункта 5 статьи 219 БК РФ для санкционирования оплаты денежных обязательств по государственным (муниципальным) контрактам дополнительно осуществляется проверка на соответствие сведений о государственном (муниципальном) контракте в реестре контрактов, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и сведений о принятом на учет бюджетном обязательстве по государственному (муниципальному) контракту условиям данного государственного (муниципального) контракта.

Пунктом 2 статьи 219 установлено, что исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие и учет бюджетных и денежных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнение денежных обязательств.

Учет бюджетных обязательств осуществляется на основании сведений о бюджетном обязательстве, сформированных и представленных получателями средств федерального бюджета в орган Федерального казначейства.

Получатели средств федерального бюджета и органы Федерального казначейства, участвующие в документообороте по учету бюджетных обязательств с использованием электронных документов в соответствии с договорами (соглашениями), заключаемыми между ними, используют для подписания своих электронных документов электронные подписи уполномоченных лиц. Сведения о бюджетном обязательстве формируются получателем средств федерального бюджета в форме электронного документа, подписываются электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени получателя средств федерального бюджета, и направляются в орган Федерального казначейства посредством прикладного программного обеспечения «Система удаленного финансового документооборота» (далее - ППО «СУФД»).

В соответствии с приложением № 3 к Порядку учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 221н, сведения о бюджетном обязательстве подписываются руководителем получателя средств федерального бюджета (уполномоченным лицом). Сведения о бюджетном обязательстве Номер изъят от Дата изъята подписаны электронной подписью начальника ФКУ ИК-15 ГУ ФСИН России по Иркутской области В.

В соответствии с требованиями пункта 8 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. №221н «О Порядке учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета» сведения о бюджетном обязательстве направляются получателем средств федерального бюджета в орган Федерального казначейства не позднее трех рабочих дней со дня заключения государственного контракта.

Государственный контракт Номер изъят заключён ФКУ ИК-15 ГУ ФСИН России по Иркутской области по итогам электронного аукциона Номер изъят, размещен в Единой информационной системе в сфере закупок на сайте zakupki.gov.ru под номером реестровой записи Номер изъят содержит дату заключения и дату составления 20.09.2016, иных дат указанный государственный контракт не содержит, следовательно, датой его заключения является дата его заключения в электронном виде 20 сентября 2016 года.

Таким образом, Сведения о бюджетном обязательстве, возникшем вследствие заключения государственного контракта Номер изъят требовалось направить в отдел № 1 УФК по Иркутской области ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Иркутской области не позднее 24 часов 00 минут 23 сентября 2016 года.

Однако, сведения о бюджетном обязательстве предоставлены ФКУ ИК-15 ГУ ФСИН России по Иркутской области в отдел №1 УФК по Иркутской области в электронном виде посредством ППО «СУФД» 08 ноября 2016 года, что является нарушением статей 161, 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 8 Порядка учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденного приказом Минфина России от 30 декабря 2015 года № 221н «О Порядке учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета».

Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Приказом ГУФСИН России по Иркутской области от 09.09.2010 Номер изъят-лс «О назначении, перемещении и увольнении сотрудников уголовно - исполнительной системы», В. назначен на должность начальника ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Иркутской области.

В соответствии с пунктом 4.6 Устава ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Иркутской области, утвержденного приказом ФСИН России от 26.01.2011 Номер изъят, начальник ИК-15 ГУФСИН России по Иркутской области осуществляет общее руководство деятельностью и несет персональную ответственность за ее результаты, обладает правом первой подписи финансовых документов, заключения договоров, соглашений и контрактов, и осуществляет другие полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

На основании вышеизложенного ответственность за подписание сведений о принятых бюджетных обязательствах, предоставляемых в отдел № 1 УФК по Иркутской области, несет должностное лицо, электронной подписью которого они заверены, то есть начальник ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Иркутской области В.

Правом электронной подписи В. наделен приказом ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Иркутской области от 07.06.2016 №318 «О назначении пользователей ППО «СУФД» при осуществлении электронного документооборота с УФК по Иркутской области».

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и виновность начальника ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Иркутской области В. подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от 18 ноября 2016 года; приказом ГУФСИН России по Иркутской области от 09 сентября 2010 года Номер изъят-лс «О назначении, перемещении и увольнении сотрудников уголовно-исполнительной системы»; государственным контрактом от Номер изъят от 20 сентября 2016 года; сведения о бюджетном обязательстве Номер изъят от 08 ноября 2016 года, Уставом ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Иркутской области, утвержденного Приказом ФСИН России от 26 января 2011 №32; Приказом ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Иркутской области от 07 июня 2016 №318 «О назначении пользователей ППО «СУФД» при осуществлении электронного документооборота с УФК по Иркутской области; справкой об исполнении служебных обязанностей начальника ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Иркутской области В., оцененными должностным лицом и судьей городского суда в соответствии с требованиями статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», судья на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.

Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Между тем, признаков малозначительности совершенное начальником ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Иркутской области В. правонарушение не содержит, поскольку в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в игнорировании должностным лицом требований законодательства в сфере бюджетной системы Российской Федерации и невыполнении своих публично-правовых обязанностей в сфере осуществления учета и контроля за соблюдением бюджетного законодательства.

Оснований для освобождения начальника ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Иркутской области В. на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.

Административное наказание назначено начальнику ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Иркутской области В. в соответствии с санкцией статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, жалоба В. удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 30.6 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л :

постановление Номер изъят заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Иркутской области от 01 декабря 2016 год и решение судьи Ангарского городского суда Иркутской области от 20 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Иркутской области В. оставить без изменения, жалобу В. – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано председателю Иркутского областного суда.

Судья П.И. Слепнёв