ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-616/18 от 10.12.2018 Тюменского областного суда (Тюменская область)

Дело № 21-616/2018

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Тюмень

10 декабря 2018 года

Судья Тюменского областного суда Глушко А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу МУЖЭП с. Онохино, поданную защитником Филютиным А.А., на решение судьи Тюменского районного суда Тюменской области от 12 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1, частью 1 статьи 8.21 статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - МУЖЭП с. Онохино,

установил:

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Тюменской области, заместителя начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Тюменской области ФИО1 № 21А от 04 июля 2018 года юридическое лицо – муниципальное унитарное жилищно-эксплуатационное предприятие с. Онохино (далее по тексту также - МУЖЭП с. Онохино) привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьёй 8.1, частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту также – КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 180 000 рублей.

Решением судьи Тюменского районного суда Тюменской области от 12 ноября 2018 года постановление должностного лица по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1, ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставлено без изменения, жалоба МУЖЭП с. Онохино оставлена без удовлетворения.

С данным решением не согласно МУЖЭП с. Онохино, которое в жалобе, поданной в вышестоящий суд защитником Филютиным А.А., просит постановление должностного лица по делу об административном правонарушении от 04 июля 2018 года и решение судьи районного суда от 12 ноября 2018 года отменить и прекратить производство по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было внесено постановление, указывая, что нахождение вредных веществ в атмосферном воздухе в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, влечет его загрязнение. Отмечает, что предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). Утверждает, что привлечение к ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ в отсутствие доказательств превышения нормативов выбросов вредных веществ, неправомерно. Выброс МУЖЭП с. Онохино вредных веществ в атмосферный воздух не превышает нормы предельно-допустимой концентрации, что подтверждается протоколами лабораторных исследований проб воздуха рабочей зоны полигона твёрдых коммунальных отходов (далее по тексту также – ТКО) № 02.58548 от 09.01.2017 г., № 02.15415 от 18.04.2017 г., № 02.15416 от 18.04.2017 г., № 02.36098 от 19.07.2017 г., № 02.36099 от 10.07.2017 г., № 02.51311 от 06.10.2017 г., № 02.51312 от 06.10.2017 г., № 02.68929 от 26.12.2017 г., № 02.68930 от 26.12.2017 г., содержание ртути, аммиака, сероводорода, углерода диоксида, взвешенных веществ, бензола и азота диоксида не превышает предельно допустимую концентрацию, соответствует требованиям ГН 2.2.5.1313-03 Химические факторы производственной среды. Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны.

Проверив в соответствии с частью 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы в вышестоящий суд, заслушав защитника МУЖЭП с. Онохино, просившего об удовлетворении жалобы, нахожу постановление должностного лица по делу об административном правонарушении от 04 июля 2018 года и решение судьи районного суда от 12 ноября 2018 года отмене либо изменению не подлежащими по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что начальнику отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Тюменской области поступила служебная записка заместителя начальника отдела государственной экологической экспертизы и нормирования Управления Росприроднадзора по Тюменской области от 23.03.2018 г., в которой содержалось указание на то, что юридическим лицом - МУЖЭП с. Онохино, расположенным по адресу: Тюменская область, Тюменский район, Онохинское муниципальное образование, 3 км на юг от 24 км автодороги Червишево-Богандинский (полигон ТКО), включенным в государственный реестр объектов размещения отходов, без установленных нормативов предельно-допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и без специального разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществляется эксплуатация источника выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух без установленных нормативов предельно-допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ а атмосферный воздух и без специального разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В связи с выявленными нарушениями требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: ч. 1 ст. 22, ч. 1, ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ч. 1, ч. 3 ст. 12, ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", в отношении МУЖЭП с. Онохино 21 июня 2018 года были составлены протоколы №№ 27А и 28А о наличии в действиях МУЖЭП с. Онохино признаков составов административных правонарушений, предусмотренных ст. 8.1 и ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ. В объяснениях к указанным протоколам законный представитель юридического лица – директор МУЖЭП с. Онохино ФИО2 указала, что в настоящее время МУЖЭП с. Онохино заключен договор на разработку проекта ПДВ от 13.04.2018 г. и получения разрешения на выброс, по которому проведена оплата в размере 50 % от стоимости работ.

Статьей 8.1. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.

Частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ предусмотрена ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.

В силу положений Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов (ч. 1 ст. 22). Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов (ч. 1 ст. 23). Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (ч. 4 ст. 23).

Согласно положений Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов: технические нормативы выбросов; предельно допустимые выбросы (ч. 1 ст. 12). Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) (ч. 3 ст. 12). Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха (ч. 1 ст. 14). Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух (ч. 1 ст. 30).

В силу ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", гигиенический норматив - установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека;

Согласно ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", предельно допустимый выброс - норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатель активности радиоактивных веществ, допустимый для выброса в атмосферный воздух стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, и при соблюдении которого обеспечивается выполнение требований в области охраны атмосферного воздуха.

Как следует из материалов дела и не оспаривается лицом, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, МУЖЭП с. Онохино эксплуатирует объект размещения отходов - полигон ТКО, расположенный по адресу: Тюменская область, Тюменский район, Онохинское муниципальное образование, 3 км на юг от 24 км автодороги Червишево-Богандинский (полигон ТКО), который передан юридическому лицу Администрацией Онохинского муниципального образования Тюменского района Тюменской области, что подтверждается распоряжением от 10.03.2015 г. № 33-р и муниципальным контрактом о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 25.03.2015 г. № 03/15.

МУЖЭП с. Онохино проводился мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды, по результатам которого были составлены протоколы лабораторных исследований от 26.12.2017 г. № 02.68930, от 26.12.2017 г. № 02.68929, от 06.10.2017 г. № 02.51312, от 06.10.2017 г. № 02.51311, от 10.07.2017 г. № 02.36099, от 19.07.2017 г. № 02.36098, от 18.04.2017 г. № 02.15416, от 18.04.2017 г. № 02.15415, от 09.01.2017 г. № 02.58548, согласно которых установлено, что в результате эксплуатации полигона ТКО осуществляется выброс вредных (загрязняющих) веществ: бензола, углерода оксида, аммиака, сероводорода, взвешенных веществ.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 <...> утвержден Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, согласно которому вещества, содержащиеся в выбросах от полигона ТКО МУЖЭП с. Онохино относятся к загрязняющим для атмосферного воздуха и выбросы данных загрязняющих веществ в атмосферный воздух без нормативов предельно-допустимых выбросов и специального разрешения на выброс загрязняющих веществ, не допускаются.

Согласно Перечня объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территории Тюменской области и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденного приказом Минприроды России от 09.12.2010 г. № 543, к объектам, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду относится, в частности, МУЖЭП с. Онохино.

У МУЖЭП с. Онохино имеется разработанный проект нормативов предельно-допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее - проект ПДВ) от 05.09.2013 г., сроком действия по 05.09.2018 г. № 272-н, и получено разрешение на выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух от 11.11.2013 г. № 84, сроком действия по 05.09.2018 г. Однако указанные ПДВ и разрешение получены на котельную, расположенную по адресу: <...>, стр. 2 и производственную площадку, расположенную по адресу: <...>.

При этом в отношении эксплуатируемого МУЖЭП с. Онохино полигона ТКО проект ПДВ не разрабатывался и разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух получено не было.

Между ООО «Равновесие» (Исполнитель) и МУЖЭП с. Онохино (Заказчик) 13.04.2018 года был заключен договор на разработку природоохранной документации № 621, согласно условиям которого, исполнитель обязуется разработать и согласовать проект предельно допустимых выбросов (ПДВ) на Онохинском полигоне ТБО, расположенном по адресу: Тюменская область, Тюменский район, Онохинское муниципальное образование, 3 км на юг от 24 км автодороги Червишево-Богандинский, и получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в надзорных органах. Однако сведений о том, что на день выявления административного правонарушения данный договор был в полном объёме исполнен в материалах дела не имеется.

То обстоятельство, что выброс МУЖЭП с. Онохино вредных веществ в атмосферный воздух не превышает нормы предельно-допустимой концентрации (гигиенический норматив) вредных веществ в воздухе рабочей зоны, не освобождает МУЖЭП с. Онохино от выполнения обязанности по разработке нормативов допустимых выбросов, а также от получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

При таких обстоятельствах, учитывая, что обстоятельств, влекущих прекращение производства по делу, не установлено, нахожу, что существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и влекущих отмену вынесенного по делу судьёй районного суда решения не допущено, наказание лицу, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, назначено в соответствии с установленной ч. 1 ст. 8.21 указанного Кодекса санкцией с учётом требований части 2 ст. 4.1, ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласуется с его предупредительными целями, соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Тюменской области, заместителя начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Тюменской области от 04 июля 2018 года и решение судьи Тюменского районного суда Тюменской области от 12 ноября 2018 года в отношении юридического лица – муниципального унитарного жилищно-эксплуатационного предприятия с. Онохино оставить без изменения, жалобу муниципального унитарного жилищно-эксплуатационного предприятия с. Онохино, поданную защитником Филютиным А.А., оставить без удовлетворения.

Судья Тюменского областного суда

А.Р. Глушко