ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-616/19 от 29.07.2019 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РЕШЕНИЕ

от 29 июля 2019 года по делу № 21-616/2019

Судья Шаповал А.В.

Судья Верховного Суда Республики Крым Агин В.В.,

с участием представителей Службы финансового надзора Республики Крым ФИО2 и ФИО3,

лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Симферополе

29 июля 2019 года

жалобу начальника Службы финансового надзора Республики Крым ФИО5 на решение судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 11 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении главы администрации города Феодосии ФИО1,

установил:

постановлением начальника Службы финансового надзора Республики Крым ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ глава администрации города Феодосии ФИО4 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.15.15.5 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 10000 руб.

В порядке пересмотра дела по жалобе ФИО4 на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении судьей Феодосийского городского суда Республики Крым 11 июня 2019 года постановлено решение, которым жалоба удовлетворена, постановление начальника Службы финансового надзора Республики Крым ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Не согласившись с решением судьи городского суда, начальник Службы финансового надзора Республики Крым ФИО5 подал в Верховный Суд Республики Крым жалобу, в которой просил отменить его. В обоснование указано на нарушение судьей городского суда норм процессуального и материального права и на неправильную оценку установленных обстоятельств.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте его рассмотрения извещены надлежащим образом.

Выслушав представителей Службы финансового надзора Республики Крым ФИО2 и ФИО3, поддержавших жалобу, ФИО4, возражавшего против удовлетворения жалобы, проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Как усматривается из материалов дела, на основании поручения Главы Республики Крым ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ, приказа Службы финансового надзора Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ с 11 по ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая проверка полноты освоения бюджетных средств, выделенных из бюджета Республики Крым муниципальному образованию городской округ ФИО7, в администрации г. Феодосия и её структурных подразделениях, за период с ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которой обнаружено следующее:

постановлением Совета министров Республики Крым от 25 июля 2017 г. № 372 утверждены общие требования к нормативным правовым актам, регулирующим порядок предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных образований Республики Крым из бюджета Республики Крым, которые определяют общие требования предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных образований из бюджета Республики Крым (далее – Общие требования № 372, Постановление № 372).

Согласно Общим требованиям № 372 субсидии предоставляются в целях финансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым полномочий по вопросам местного значения.

В соответствии с п.9 Общих требований № 372 одним из положений Соглашения о предоставлении субсидии должны быть определены значения показателей результативности использования субсидий, выделяемых как в рамках выполнения государственных программ, так и вне рамок государственных программ.

Администрацией города Феодосии (Муниципалитет), в лице главы администрации г. Феодосии ФИО4, подписано Соглашение с министерством образования, науки и молодежи Республики Крым, в лице заместителя министра ФИО8, о предоставлении в 2018 году субсидии из бюджета Республики Крым бюджету муниципального образования городской округ ФИО7 на создание дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных организациях, приобретение модульных зданий (конструкций) в муниципальную собственность в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств бюджета Республики Крым по коду главного распорядителя средств бюджета Республики Крым <данные изъяты>, раздел <данные изъяты>, подраздел <данные изъяты> целевая статья <данные изъяты>, вид расходов 523.

В соответствии с п.2.1 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете муниципального образования на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия, составлял в 2018 году <данные изъяты> руб.

Общий размер Субсидии предоставляемой из бюджета Республики Крым, исходя из выраженного в процентах от общего объема расходного обязательства муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставляется Субсидия, уровня софинансирования, равного 95%, составлял в 2018 году <данные изъяты> руб.

Согласно п.3.2 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ одним из условий предоставления Субсидии является письменное обязательство муниципального образования об обеспечении выполнения показателей результативности и использования Субсидии в сроки, установленные Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п.2.1 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.5.2 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, в случае нецелевого использования Субсидии и (или) нарушения муниципальным образованием условий предоставления Субсидии к нему применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.6.1.1 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, Уполномоченным органом муниципального образования, осуществляющим взаимодействие с Министерством, на который со стороны муниципального образования возлагаются функции и ответственность за исполнение (координацию исполнения), является администрация города Феодосии Республики Крым.

Соглашение вступает в силу со дня подписания и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств.

Согласно Приложению к Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ «Перечень модульных зданий (конструкций) муниципальной собственности, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия» субсидия выделяется на приобретение модульного сада к МБОУ «Коктебельская школа» г. Феодосия, пгт. Коктебель, пер. Долинный, 21-а.

Согласно Графику перечисления, субсидия перечисляется в декабре 2018 года.

Согласно Приложению к Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ «Показатели результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия», показателем, который необходимо достигнуть, является создание в 2018 году 80 новых мест в дошкольных образовательных организациях Республики Крым.

Согласно Приложению к Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ «Обязательство муниципального образования городской округ ФИО7», подписанное главой администрации города Феодосии ФИО4, муниципальное образование обязуется обеспечить выполнение показателей результативности использования субсидии в сроки, установленные Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно решению 88-й сессии 1-го созыва Феодосийского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ «О бюджете муниципального образования городской округ ФИО7 на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» с изменениями, внесенными решением 101-й сессии 1-го созыва от ДД.ММ.ГГГГ, главным распорядителем средств по расходам на приобретение модульного сада определено Управление образования администрации города Феодосии.

Согласно письму администрации города Феодосии от ДД.ММ.ГГГГ, полученного на запрос Службы финансового надзора Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, поступило средств субсидии в бюджет муниципального образования городской округ Феодосия на реализацию мероприятий по Государственной программе «Развитие образования в Республике Крым на 2016- 2025 годы» в рамках Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> руб.

Управлением образования администрации города Феодосия получателем средств субсидии определено МБОУ «Коктебельская школа» <адрес> которому доведены лимиты бюджетных обязательств по субсидии из бюджета Республики Крым и утвержден план финансово-хозяйственной деятельности начальником МКУ Управление образования администрации г. Феодосии Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности муниципальных бюджетных учреждений».

На выделение средств субсидии между МКУ Управление образования администрации г. Феодосии, в лице начальника ФИО9, и МБОУ «Коктебельская школа им. И.И. Березнюка», в лице директора ФИО11, подписано соглашение от ДД.ММ.ГГГГ.

Предметом соглашения от ДД.ММ.ГГГГ является определение порядка и условий предоставления субсидии бюджетным учреждениям на иные цели на создание дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных организациях, приобретение модульных зданий (конструкций) в муниципальную собственность (раздел 1 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ).

Учредитель вправе осуществлять контроль за использованием субсидии на цели, в том числе путем проведения проверок.

Учреждение обязуется обеспечивать целевое и эффективное использование средств субсидии (п.2.3.1 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ).

В случае невыполнения и (или) нарушений условий, установленных Соглашением, перечисления субсидии по решению Учредителя приостанавливается до устранения нарушений (п.4.1 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ).

Во исполнение Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ МБОУ «Коктебельская школа им. И.И. Березнюка г. Феодосии Республики Крым» заключен контракт с ООО «Ростовоблстрой» на приобретение модульного детского сада к МБОУ «Коктебельская школа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Контракт от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно п.1.1 Контракта от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Ростовоблстрой» обязуется поставить модульный детский сад к МБОУ «Коктебельская школа <адрес>» в соответствии с техническим заданием и спецификацией.

Цена контракта составляет <данные изъяты> руб. (п.2.1 Контракта от ДД.ММ.ГГГГ).

Контракт от ДД.ММ.ГГГГ вступает в силу с даты заключения до полного исполнения Сторонами обязательств, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ (п.14.1 Контракта от ДД.ММ.ГГГГ).

Проверкой исполнения Контракта от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что акты о приемке оказанных услуг по форме КС-2 не подписывались, оплата не осуществлялась.

Согласно письму администрации города Феодосии от ДД.ММ.ГГГГ на запрос Службы финансового надзора Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, отчет о достижении показателей результативности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не предоставлялся в связи с тем, что модульный детский сад не приобретен и не введен в эксплуатацию.

Таким образом, вследствие несоблюдения требований п.10 ч.1 ст.158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п.7.2 Общих требований , п.3.2, п.4.3.1, п.4.3.3 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ и ввиду неисполнения контракта от ДД.ММ.ГГГГ не достигнуты показатели результативности, выражающиеся в создании в 2018 году 80 новых мест в дошкольных образовательных организациях Республики Крым, чем нарушены условия предоставления субсидии на сумму <данные изъяты> руб.

В соответствии с п.4.3 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ Муниципальное образование (администрация города Феодосии), должностным лицом которого является глава администрации города Феодосии, обязуется обеспечивать выполнение условий предоставления Субсидии, установленных п.3.2 и обеспечивать достижение значений показателей результативности исполнения мероприятий.

Согласно ст.36 Устава муниципального образования городской округ ФИО7 к полномочиям администрации г. Феодосии по решению вопросов местного значения относится составление и исполнение бюджета городского округа Феодосия, осуществление контроля за его исполнением, составление отчета об исполнении.

На основании решения 83-й сессии 1-го созыва Феодосийского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении на должность главы администрации г. Феодосии ФИО4» председателем Феодосийского городского совета ФИО12 заключен контракт с ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Контракт)

В соответствии с п. 3 Контракта глава администрации обязуется:

- исполнять полномочия администрации г. Феодосия по решению вопросов местного значения, определенных в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и закрепленных в Уставе муниципального образования городской округ ФИО7, и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Крым.

По результатам проведенной проверки Службой финансового надзора ДД.ММ.ГГГГ составлен акт проверки , в котором зафиксировано вышеуказанное нарушение (выписка из акта л.д.51-61).

Должностными лицами органа финансового надзора в ходе проведенной проверки установлено, что в результате не достижения показателей результативности должностным лицом – главой администрации города Феодосии ФИО4 нарушены условия предоставления субсидии, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.15.15.5 КоАП РФ.

По факту выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ заместителем заведующего Восточным отделом финансово-бюджетного надзора Службы финансового надзора Республики Крым ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении в отношении должностного лица – главы администрации города Феодосии ФИО4 (л.д.43-47).

Постановлением начальника Службы финансового надзора Республики Крым ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ глава администрации города Феодосии ФИО4 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.15.15.5 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 10000 руб. (л.д.35-42).

Ч.2 ст.15.15.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.

Согласно п.1 ст.78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ), в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Порядок предоставления субсидий в соответствии с абзацем первым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.

Как следует из ч.3 ст.139 БК РФ цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.

Согласно ст.26.1, 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, среди прочего, и наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Прекращая производство по административному делу, судья городского суда пришел к выводу, что административным органом не представлено в материалы дела каких-либо доказательств, указывающих на наличие у ФИО4 вины в совершении вменяемого ему административного правонарушения, и что административным органом установлен лишь факт своевременного неисполнения муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ между МБОУ «Коктебельская школа им. ФИО13» и ООО «Ростовоблстрой». Судья городского суда согласился с доводами ФИО4 об отсутствии события вмененного правонарушения, полагая, что условия предоставления субсидии администрацией соблюдены, поскольку условия предоставления субсидии - это совокупность документов и сведений, соблюдение которых предшествует принятию решения - раздел 3 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе, приобретение модульного детского сада к МБОУ «Коктебельская школа». Заключенный МБОУ «Коктебельская школа им. ФИО10» контракт на приобретение модульного детского сада свидетельствует о соблюдении указанного условия. Невыполнение обязательств в рамках этого договора (по вине подрядчика, в силу иных обстоятельств) не может квалифицироваться как несоблюдение условий предоставления субсидии, а лишь свидетельствует о не достижении предусмотренных договором о предоставлении субсидии и договором подряда результатов, что, как полагает судья городского суда, не образуют состав правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.15.5 КоАП РФ. С учетом таких выводов судья городского суда отменил постановление начальника Службы финансового надзора Республики Крым ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, а производство по делу прекратил в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Однако с такими выводами судьи городского суда согласиться нельзя, поскольку при рассмотрении данного дела были не в полной мере исследованы все установленные по делу обстоятельства и доказательства, которым не дана надлежащая правовая оценка.

Объектом данного правонарушения являются отношения, возникшие в сфере бюджетных правоотношений, выразившие в не соблюдении условий предоставления субсидии.

Объективная сторона правонарушения выражается в нарушении должностным лицом, являющимся получателем субсидии, условий ее предоставления.

Так, при рассмотрении данного дела были не в полной мере исследованы все установленные по делу обстоятельства и не дана объективная правовая оценка доказательствам, в частности, судьей городского суда не дана оценка имеющемуся в материалах дела Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ, предметом которого является предоставление из бюджета Республики Крым в 2018 году бюджету муниципального образования городской округ ФИО7 консолидированной субсидии на создание дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных организациях, приобретение модульных зданий (конструкций) в муниципальную собственность в соответствии с лимитами бюджетных обязательств.

Согласно п.7.2 Общих требований , одним из условий предоставления субсидий является, в том числе, выполнение требований к показателям результативности предоставления субсидий.

При этом, п.2.1 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей Стороны по соглашению несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Приложению к Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ «Обязательство муниципального образования городской округ ФИО7», подписанного также главой администрации города Феодосии ФИО4, муниципальное образование обязуется обеспечить выполнение показателей результативности использования Субсидии в сроки, установленные Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, обязательства по выполнению условий предоставления субсидии возложены, в том числе на должностное лицо администрации города Феодосии, главой которой являлся ФИО4

Субъектом данного правонарушения является должностное лицо, которым нарушены условия предоставления субсидии, выразившееся в не достижении показателей результативности предоставления субсидии, которая заключается в создании в 2018 году 80 новых мест в дошкольных образовательных организациях Республики Крым.

В соответствии с п.4.3 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ муниципальное образование (администрация города Феодосии), должностным лицом которого является глава администрации города Феодосии, обязуется обеспечивать выполнение условий предоставления субсидии, и в соответствии с п.3.2 того же Соглашения, обеспечить достижение значений показателей результативности исполнения условий предоставления Субсидии.

С учетом изложенного, прихожу к выводу о том, что судьей городского суда в нарушение ст.26.11 КоАП РФ не были исследованы и оценены все обстоятельства дела, что является существенным нарушением процессуальных требований и не позволяет сделать вывод, что принятое решение судьи городского суда является законным и обоснованным.

В силу положений п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд выносит решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Таким образом, решение судьи городского суда подлежит отмене, а дело, с учетом положений ст.4.5 КоАП РФ, возвращению в тот же суд на новое рассмотрение, при котором следует дать надлежащую оценку указанным выше обстоятельствам, и на основании имеющихся и вновь полученных доказательств постановить по делу законное и обоснованное решение.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

жалобу начальника Службы финансового надзора Республики Крым ФИО5 удовлетворить частично,

решение судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 11 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации города Феодосии ФИО1, отменить.

Дело возвратить в тот же суд на новое рассмотрение со стадии рассмотрения.

Судья В.В. Агин