ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-616/2021 от 21.06.2021 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Р Е Ш Е Н И Е

№ 21-616/2021

г. Уфа 21 июня 2021 г.

Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Ахметов М.Ф.,

при секретаре Ганиевой С.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу и дополнения к ней Кочергина С.А. на постановление инспектора ДПС ПДПС ГИБДД УМВД России по г. Уфе Камалова Д.М. №... от 13 июля 2020 г. и решение судьи Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 11 декабря 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Кочергина СА,

установил:

постановлением инспектора ДПС ПДПС ГИБДД УМВД России по г. Уфе (далее – должностное лицо) Камалова Д.М. №... от 13 июля 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 11 декабря 2020 г., Кочергин С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 рублей.

Не соглашаясь с постановлением должностного лица, решением судьи районного суда, Кочергин С.А. подал в Верховный Суд Республики Башкортостан жалобу и дополнения к ней, в которой просит их отменить, приводя доводы об их незаконности.

В судебном заседании Кочергин С.А., его защитник Сафиуллина О.В. доводы жалобы с дополнениями поддержали, просили удовлетворить.

Старший инспектор ДПС Полка ДПС ГИБДД УМВД России по г. Уфе Камалов Д.М. в судебном заседании доводы жалобы с дополнениями полагал необоснованными.

Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы с дополнениями, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе регистрационных документов на транспортное средство, а в установленных случаях документов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз транспортного средства, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

В силу п. 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 (далее – Правила дорожного движения, Правила), водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки, в том числе, регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа - и на прицеп (кроме прицепов к мопедам).

Согласно п. 2.2 Правил, водитель механического транспортного средства, участвующий в международном дорожном движении, обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки регистрационные документы на данное транспортное средство, документы, предусмотренные таможенным законодательством Евразийского экономического союза, с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз данного транспортного средства (при наличии прицепа - и прицепа).

Как следует из материалов дела 13 июля 2020 г. в 11 часов 10 минут адрес Кочергин С.А. в нарушение п. 2.2 Правил, управлял транспортным средством Toyota Alphard, государственный регистрационный знак №..., не имея при себе документов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз данного транспортного средства на территорию Российской Федерации на срок до одного года.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Кочергина С.А. постановлением должностного лица административного органа к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.Из материалов дела следует, что согласно копии переведенного с армянского языка на русский язык свидетельства №... о государственной регистрации права собственности, выданного Ереванским учетно-регистрационным отделением (264) Службы «Дорожная полиция» Полиции Республики Армении при правительстве Республики Армения, указанное транспортное средство Toyota Alphard, государственный регистрационный знак №... зарегистрировано 10 февраля 2020 г. за Кочергиным С.А. (право собственности возникло 10 февраля 2020 г. на основании договора купли-продажи) и состоит на учете в Республике Армения (л.д. 7).

Согласно паспорту Кочергин С.А. является гражданином Российской Федерации, зарегистрирован по месту жительства в Российской Федерации (л.д. 12, об.).

При рассмотрении дела и поданных жалобах Кочергин С.А. в обоснование своих доводов последовательно утверждал, что состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ, в его действиях отсутствует, поскольку транспортное средство, которое им приобретено и ввезено на территорию Российской Федерации, не относится к категории временно ввезенных транспортных средств, поэтому таможенная декларация, подтверждающая временный ввоз, с отметками таможенного органа предоставлена быть не может.

Вышеуказанным обстоятельствам и доводам жалобы Кочергина С.А. при рассмотрении дела судом первой инстанции правовая оценка не дана.

Положения п. 3 ст. 15 Федерального закона о безопасности дорожного движения 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» регулируют допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, так транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации.

Требования, касающиеся государственного учета, не распространяются на транспортные средства, участвующие в международном движении или ввозимые на территорию Российской Федерации на срок не более года.

Согласно положений ст. 1 главы 1 Конвенции о дорожном движении (заключена в г. Вене в 1968 г.) транспортное средство считается находящимся в «международном движении», если оно:

- принадлежит физическому или юридическому лицу вне этого государства;

- не зарегистрировано в этом государстве;

- временно ввезено в него.

Временный ввоз транспортных средств для личного пользования на территорию ЕАЭС регламентируется положениями ст. 264 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - Таможенный кодекс ЕАЭС). В отношении граждан государств - членов ЕАЭС под временным ввозом понимается ввоз ими на территорию ЕАЭС на срок не более 1 года транспортных средств, зарегистрированных в государствах, не являющихся членами ЕАЭС.

В соответствии с п. 1 ст. 264 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза допускается временный ввоз на таможенную территорию Союза иностранными физическими лицами транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом Союза, на срок не более 1 года.

Допускается временный ввоз на таможенную территорию Союза иностранными физическими лицами, указанными в п. 2 ст. 259 настоящего Кодекса, транспортных средств для личного пользования, не зарегистрированных в государствах-членах и в государстве, не являющемся членом Союза, на срок не более 1 года.

Допускается временный ввоз на таможенную территорию Союза физическими лицами государств-членов транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом Союза, на срок не более 1 года.

С учетом норм п. 1 ст. 264 Таможенного кодекса Союза институт временного ввоза, предусмотренный указанной статьей, не применяется к транспортным средствам для личного пользования, зарегистрированным в других государствах-членах Союза при их ввозе из этих государств в Российскую Федерацию.

Как установлено, Кочергин С.А. не является гражданином Республики Армения, не относится к лицам, участвующим в международном движении, автомобиль, зарегистрированный в Республике Армения, приобретен им в собственность для постоянного личного пользования, и поэтому не может рассматриваться в качестве временно ввозимого автомобиля.

В этой связи вывод должностного лица и суда I инстанции о нарушении Кочергиным С.А. требований п. 2.2 Правил дорожного движения и наличии в его действиях объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ, является необоснованным.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

При таких обстоятельствах постановление инспектора ДПС ПДПС ГИБДД УМВД России по г. Уфе Камалова Д.М. №... от 13 июля 2020 г. и решение судьи Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 11 декабря 2020 г., вынесенные в отношении Кочергина С.А., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ, подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

постановление инспектора ДПС ПДПС ГИБДД УМВД России по г. Уфе Камалова Д.М. №... от 13 июля 2020 г. и решение судьи Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 11 декабря 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Кочергина СА отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Шестого кассационного суда общей юрисдикции, его заместители, либо по поручению председателя или его заместителей судьи указанного суда.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан М.Ф. Ахметов

Справка: судья Багаутдинов Т.Р.