ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-618/20 от 09.09.2020 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Дело № 21-618/2020

РЕШЕНИЕ

г. Кемерово 09 сентября 2020 г.

Судья Кемеровского областного суда Ершова Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, в отношении ООО «СпецМашКонструкция» по жалобе директора общества на постановление по делу и решение судьи Заводского районного суда г. Кемерово от 25 июня 2020г.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора Кемеровской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Кузбасса от 13 мая 2020г. ООО «СпецМашКонтсрукция» привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 20000 рублей.

В жалобе директор общества просил постановление отменить, ссылаясь на отсутствие нарушений природоохранного законодательства со стороны общества; разработка мероприятий по регулированию выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий для общества не требуется в связи с тем, что концентрация веществ на границе санитарно-защитной зоны и в ближайшей жилой зоне не превышает 0,1 ПДК.

Решением судьи Заводского районного суда г. Кемерово от 25 июня 2020г. постановление изменено: наказание заменено на предупреждение.

В жалобе директор общества просит постановление и решение отменить, указывая на неверную квалификацию нарушений, указанных в постановлении; отсутствие на момент проверки обязанности выполнения требований, установленных Приказом Минприроды России от 28 ноября 2019г. № 811.

Проверив материалы дела и доводы жалобы, выслушав защитника общества ФИО1 (доверенность от 9 января 2020г.), прихожу к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что по результатам проведения внеплановой выездной проверки 26 февраля 2020г. установлено отсутствие у ООО «СпецМашКонструкция» разработанных и согласованных с органом исполнительной власти Кемеровской области – Министерство природных ресурсов и экологии Кузбасса мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий.

Обстоятельства правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении, актом проверки, иными материалами дела.

Перечисленным доказательствам должностное лицо дало верную оценку, обоснованно установив вину ООО «СпецМашКонструкция» в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.

Жалоба на постановление судьей районного суда рассмотрена в соответствии с требованиями закона.

Доводы жалобы являются необоснованными.

В соответствии со ст. 8.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно ч. 1 и 3 ст. 19 Федерального закона от 4 мая 1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в городских и иных поселениях органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют работы по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий не проводятся на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п. 2, 3 «Порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам», утвержденным Приказом Минприроды РФ от 17 ноября 2011г. № 899, Порядок предназначен для использования заинтересованными лицами при регулировании выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в городских и иных поселениях в период НМУ (неблагоприятные метеорологические условия).

Заинтересованными лицами в целях настоящего Порядка являются, в том числе, юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, которые обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Как следует из материалов дела, у общества, осуществляющего деятельность, связанную с выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, отсутствовали разработанные и согласованные с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора, мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях.

ООО «СпецМашКонструкция», имеющему объекты негативного воздействия на окружающую среду (дымовая труба, общеобменная вентиляция, разгрузка угля), присвоена III категория.

Бездействие общества верно квалифицировано ст. 8.1 КоАП РФ.

Доводы о неверной квалификации выявленного правонарушения, необходимость квалификации действий по ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ, являются необоснованными.

Частью 3 ст. 8.21 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры.

Нарушение Правил эксплуатации установок очистки газа обществу не вменялось, ООО «СпецМащшКонструкция» привлечено к ответственности за несоблюдение экологических требований.

Довод жалобы об отсутствии на время проведения проверки обязанности выполнения не вступивших в законную силу «Требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий», утвержденных Приказом Минприроды России от 28 ноября 2019г. № 811, также не может быть принят.

Данный Приказ, вступивший в законную силу с 27 июня 2020г., предусматривает требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий и распространяются, в том числе, на разработку, согласование и организацию работ по реализации мероприятий в периоды неблагоприятных метеорологических условий на объектах I, II и III категорий.

Данные Требования предусмотрены в абзаце 3 части 3, введенном в статью 19 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» Федеральным законом от 26 июля 2019г. № 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха».

Нарушение указанных Требований обществу не вменялось.

Вместе с тем, положения части 3 статьи 19 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», действующие на момент проведения проверки, предусматривали обязанность юридических лиц, имеющих источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора, при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий.

Согласно п. 1, 2 ст. 19 Закона «Об охране атмосферного воздуха» порядок проведения работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Необходимость и достаточность мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды период неблагоприятных метеорологических условий, разработанных для конкретного предприятия с учетом особенностей его производственной деятельности и места расположения, подтверждается в рамках согласования таких мероприятий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора. При этом вопросы разработки для конкретного предприятия мероприятий по уменьшению выбросов в период НМУ регулируются порядком проведения таких работ, установленным в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Доводы жалобы об отсутствии необходимости разработки мероприятий по регулированию выбросов в периоды период неблагоприятных метеорологических условий в связи с концентрацией веществ на границе санитарно-защитной зоны предприятия и в ближайшей жилой зоне, не превышающей 0,1 ПДК, являются необоснованными.

В соответствии с положениями ст. 19 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» указанные мероприятия разрешено не проводить только на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (Постановление Правительства РФ от 28 сентября 2015г. № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий»), к которым ООО «СпецМашКонструкция» не отнесено.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В рассматриваемом случае обязанность общества по разработке и согласованию мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора, вытекает из императивных требований закона. Соответствующие мероприятия обществом на момент проверки не были разработаны и согласованы с Министерством природных ресурсов и экологии Кузбасса.

Руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление старшего государственного инспектора Кемеровской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Кузбасса от 13 мая 2020г., решение судьи Заводского районного суда г. Кемерово от 25 июня 2020г. оставить без изменения, жалобу директора ООО «СпецМашКонструкция» - без удовлетворения.

На данное решение может быть принесена жалоба в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.12-30.14 КоАП РФ.

Судья Т.А. Ершова