ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-61/19 от 27.02.2019 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 21-61/2019 судья Кулаков С.А.

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тверь 27 февраля 2019 года

Судья Тверского областного суда Каширская Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Тверской области ФИО1 на решение судьи Бологовского городского суда Тверской области от 15 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.6 КоАП РФ, в отношении должностного лица – начальника отделения (по учету материальных средств) № 3 отдела учета и отчетности Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Тверской области» Чудаковой Елены Николаевны,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя руководителя УФК по Тверской области ФИО1 от 20 ноября 2018 года должностное лицо - начальник отделения (по учету материальных средств) № 3 отдела учета и отчетности Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Тверской области» Чудакова Е.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Решением судьи Бологовского городского суда Тверской области от 15 января 2019 года постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено указанное постановление.

В жалобе, поданной в Тверской областной суд, заместитель руководителя УФК по Тверской области ФИО1 просит указанный судебный акт отменить, считая выводы судьи о недоказанности вины Чудаковой Е.Н. необоснованными, а решение судьи принятым с нарушением норм материального права.

В возражениях на жалобу Чудакова Е.Н., критикуя доводы жалобы должностного лица, просит жалобу оставить без удовлетворения, а решение городского суда – без изменения.

Проверив материалы дела, оценив обоснованность доводов жалобы, выслушав представителя УФК по Тверской области ФИО2, поддержавшего доводы жалобы, Чудакову Е.Н., возражавшую против удовлетворения жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности, либо формирование и представление с нарушением установленных требований сведений (документов), необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Как следует из постановления о назначении административного наказания от 20 ноября 2018 года, в результате плановой выездной проверки установлено, что в нарушение п. 1 ст. 162, п. 2, п. 4 ст. 264.1 БК РФ, ч. 1 ст. 13 ФЗ от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. п. 3, 4, 117-118 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01 декабря 2010 года № 157н, п. 166 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 года № 191н, начальником отделения (по учету материальных средств) № 3 отдела учета и отчетности Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Тверской области» Чудаковой Е.Н. допущено искажение бюджетной отчетности по состоянию на 01 января 2018 года по графе 8 строки 080 Баланса (ф. 0503130), по графе 11 строки 190 Сведений о движении нефинансовых активов (ф. 0503168) и искажение учетных данных за 2017 год по счету 105.00 «Материальные запасы» на сумму 40 552,52 рублей. Выявленные нарушения послужили основанием для привлечения Чудаковой Е.Н. к административной ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Судья городского суда, проверяя законность и обоснованность оспариваемого постановления должностного лица, пришел к выводу, что тиски и метршток следует учитывать в бухгалтерском (бюджетном) учете в качестве основных средств (фондов, так как это наиболее соответствует критериям, приведенным в Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01 декабря 2010 года № 157н. Вместе с тем, действующее законодательство не содержит правовых предписаний, которые однозначно указывали бы на то, что такие объекты движимого имущества, как тиски и метршток, подлежат учету в качестве основных средств (фондов) и не могут быть учтены в качестве материальных запасов. Кроме того, материалы дела не содержат каких-либо доказательств того, что Чудакова Е.Н. (в отсутствие прямых правовых предписаний) заведомо знала или должна была заведомо осознавать, что, учитывая тиски и метршток в документах бухгалтерского (бюджетного) учета и бюджетной отчетности в составе материальных запасов, она искажает тем самым бюджетную отчетность. Доказательств умышленного представления Чудаковой Е.Н. заведомо недостоверной бюджетной отчетности по делу также не имеется.

С данным выводом судьи согласиться нельзя по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Чудакова Е.Н. назначена на должность начальника отделения (по учету материальных средств) приказом начальника ФКУ «УФО МО РФ по Тверской области» от 09 апреля 2012 года (в части ведения учета по в/ч (<адрес>).

Согласно п.п. 2.5, 2.10, 4.1 должностной инструкции начальника отделения (по учету материальных средств) ФКУ «УФО МО РФ по Тверской области» от 30 декабря 2013 года Чудакова Е.Н. осуществляет организацию и контроль за учетом поступления, перемещения и выбытия нефинансовых активов; сбором, приемом, обработкой и проведением по учету всех документов для принятия к учету нефинансовых активов; составляет сводную бюджетную отчетность за вверенное отделение (по учету материальных средств), в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, и предоставляет начальнику отдела – главному бухгалтеру в установленные сроки; несет ответственность за невыполнение своих должностных и функциональных обязанностей.

Из приведенных положений, регламентирующих служебные обязанности Чудаковой Е.Н., следует, что она как должностное лицо осуществляет организацию и контроль за ведением бюджетного учета в части учета нефинансовых активов Министерства обороны РФ, в том числе войсковой части 45118, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на нее задач и функций.

Судья городского суда, установив фактически в действиях Чудаковой Е.Н. наличие объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ, пришел к выводу об отсутствии по делу доказательств умышленного представления Чудаковой Е.Н. заведомо недостоверной бюджетной отчетности.

Вместе с тем, субъективная сторона данного правонарушения состоит как в наличии умысла, так и в возможном совершении правонарушения по неосторожности.

Кроме того, состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ является формальным и не предусматривает наступления вредных последствий, в связи с чем для привлечения к ответственности по данной статье достаточно самого факта представления заведомо недостоверной бюджетной отчетности.

Данным обстоятельствам никакой правовой оценки в решении судьи дано не было, что свидетельствует о нарушении требований статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств каждого дела, разрешении его в соответствии с законом.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7, ч. 3 ст. 30.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление (решение) по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления (решения) и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах решение судьи Бологовского городского суда Тверской области от 15 января 2019 года подлежит отмене.

С учетом того, что на момент рассмотрения жалобы заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Тверской области ФИО1 срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек, настоящее дело подлежит направлению на новое рассмотрение в Бологовский городской суд Тверской области.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.9 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Решение судьи Бологовского городского суда Тверской области от 15 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.6 КоАП РФ, в отношении должностного лица – начальника отделения (по учету материальных средств) № 3 отдела учета и отчетности Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Тверской области» Чудаковой Елены Николаевны отменить.

Настоящее дело направить на новое рассмотрение в Бологовский городской суд Тверской области.

Судья Е.А. Каширская