ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-61/2022 от 28.04.2022 Верховного Суда Республики Алтай (Республика Алтай)

№ 21-61/2022

РЕШЕНИЕ

28 апреля 2022 года г. Горно-Алтайск

Судья Верховного Суда Республики Алтай Антух Б.Е., рассмотрев жалобу врио начальника ФКУ ИК-1 ОФСИН России по Республике ФИО1 на решение судьи Майминского районного суда Республики Алтай от 17 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ в отношении ФКУ ИК-1 ОФСИН России по Республике Алтай,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением врио начальника отделения - старшего судебного пристава межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Республике Алтай от 28.12.2021 года ФКУ ИК-1 ОФСИН России по Республике Алтай признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Решением судьи Майминского районного суда Республики Алтай от 17 марта 2022 года указанное постановление оставлено без изменения.

Врио начальника ФКУ ИК-1 ОФСИН России по Республике Алтай ФИО2 обратился в Верховный Суд Республики Алтай с жалобой на указанное постановление должностного лица и решение судьи, указывая на их незаконность и необоснованность. Жалоба мотивирована тем, что 02 декабря 2021 года в Учреждение поступило постановление о назначении нового срока исполнения решения суда до 10 декабря 2021 года и указано какие действия необходимо исполнить, обеспечить своевременный вывоз жидких отходов из выгребной ямы и разработать проект рекультивации нарушенных земель, но при этом не учтено, что в настоящее время Учреждением обеспечен своевременный вывоз жидких отходов из выгребной ямы, решение суда в части разработки проекта рекультивации исполнено. Все необходимые документы своевременно направляются в службу судебных приставов, в связи с чем, привлечение Учреждения к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ не является законным.

Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, заслушав защитника ФКУ ИК-1 ОФСИН России по Республике Алтай ФИО3, поддержавшую доводы жалобы, представителя УФССП России по Республике Алтай ФИО4, полагавшую решение законным и обоснованным, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную Федеральным законом.

В соответствии со статьей 2 Закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (статья 5 Закона N 229-ФЗ).

В соответствии с ч.ч.1, 2 ст. 6 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

В силу части 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Согласно части 2 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему названным Федеральным законом.

В соответствии с частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что 06 марта 2013 года на основании решения Майминского районного суда Республики Алтай от 06 марта 2013 года выдан исполнительный лист ВС об обязании ФКУ «Исправительная колония № 1» Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Республике Алтай обеспечить своевременный вывоз жидких отходов из выгребной ямы, находящейся на земельном участке с кадастровым номером , в необходимых объемах, исключающих переполнение жидкими отходами выгребной ямы и выливание жидких отходов на почву; обязании ФКУ «Исправительная колония № 1» Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Республике Алтай в срок до 1 июля 2013 года разработать проект рекультивации нарушенных земель и провести рекультивацию земель на территории, площадью 5 336 кв.м., прилегающей к земельному участку, расположенному по адресу: <адрес> имеющей по периметру в угловых точках следующие географические координаты<данные изъяты>

На основании исполнительного листа постановлением судебного пристава-исполнителя Майминского районного отдела судебных приставов 16.10.2013 года в отношении ФКУ ИК-1 ОФСИН России по Республике Алтай возбуждено исполнительное производство

25.02.2015 года в связи с неисполнением должником в срок, установленный для добровольного исполнения решения суда постановлением судебного пристава-исполнителя с должника взыскан исполнительский сбор 50000 рублей.

17.07.2020 года судебным приставом-исполнителем в отношении ФКУ ИК-1 ОФСИН России по Республике Алтай составлен протокол по делу об административном правонарушении. Из протокола следует, что ФКУ ИК-1 ОФСИН России по Республике Алтай требование судебного пристава-исполнителя от 20.06.2020 года не исполнено, проект рекультивации нарушенных земель на территории площадью 5336 кв.м. утвержден, но рекультивация земель на территории земельного участка площадью 5336 кв. метров, прилегающей к земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>, не произведена, т.е. совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.

19.11.2020 года постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава МОСП по ИОИП УФССП по РА в отношении ФКУ ИК-1 ОФСИН России по Республике Алтай вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ за неисполнение обязанности провести рекультивацию земель на территории земельного участка площадью 5336 кв. метров, прилегающей к земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>

Решением судьи Майминского районного суда Республики Алтай от 27.01.2021 года, оставленным 11.03.2021 года без изменения судьей Верховного Суда Республики Алтай постановление начальника отделения – старшего судебного пристава МОСП по ИОИП УФССП по РА от 19.11.2020 года оставлено без изменения.

02.12.2021 года судебным приставом МОСП по ИОИП и розыску УФССП России по Республике Алтай вынесено постановление о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа, в качестве предмета исполнения указаны требования - обязать ФКУ ИК-1 ОФСИН России по РА обеспечить своевременный вывоз жидких отходов из выгребной ямы, находящейся на земельном участке с кадастровым номером в необходимых объемах, исключающих переполнение жидкими отходами выгребной ямы и выливание жидких отходов на почву и обязать разработать проект рекультивации нарушенных земель на территории площадью 5336 кв. метров. Новый срок для исполнения установлен до 10.12.2021 года. Постановление вручено ФКУ ИК-1 ОФСИН России по Республике Алтай 02.12.2021 года.

14.12.2021 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП и розыску УФССП России по Республике Алтай составлен Акт об обнаружении правонарушения, поскольку до 10.12.2021 года, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, должник требование не исполнил.

14.12.2021 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП и розыску УФССП России по Республике Алтай в отношении ФКУ ИК-1 ОФСИН России по РА составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, в котором судебный пристав-исполнитель, описывая событие административного правонарушения указал, что на основании решения Майминского районного суда Республики Алтай, вступившего в законную силу 26.06.2013 года было возбуждено исполнительное производство об обязании ФКУ ИК № 1 ОФСИН России по Республике Алтай обеспечить своевременный вывоз жидких отходов из выгребной ямы, находящейся на земельном участке с кадастровым номером в необходимых объемах, исключающих переполнение жидкими отходами выгребной ямы и выливание жидких отходов на почву; обязать в срок до 01.07.2013 года разработать проект рекультивации нарушенных земель на территории площадью 5336 кв. метров, прилегающий к земельному участку, расположенному по адресу: , имеющей по периметру в угловых точках следующие географические координаты: <данные изъяты> но данные требования должник в установленный судебным приставом-исполнителем срок не исполнил, т.е. совершил административное правонарушение предусмотренное ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ

28.12.2021 года постановлением врио начальника отделения - старшего судебного пристава межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Республике Алтай ФКУ ИК-1 ОФСИН России по РА признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ за неисполнение требований исполнительного документа в части возложения обязанности ФКУ ИК-1 ОФСИН России по РА обеспечить своевременный вывоз жидких отходов из выгребной ямы, находящейся на земельном участке с кадастровым номером в необходимых объемах, исключающих переполнение жидкими отходами выгребной ямы и выливание жидких отходов на почву; обязания в срок до 01.07.2013 года разработать проект рекультивации нарушенных земель на территории земельного участка площадью 5336 кв. метров, прилегающей к земельному участку, расположенному по адресу: <адрес> с вышеуказанными географическими координатами.

Вместе с тем из анализа части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность за неисполнение должником в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера наступает за неисполнение тех же требований, за которые виновное лицо было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ и на него был наложен административный штраф.

Однако, в деле отсутствуют доказательства того, что ФКУ ИК-1 ОФСИН России по РА было привлечено к административной ответственности за несвоевременный вывоз жидких отходов из выгребной ямы и их розлив на почву и за отсутствие разработанного проекта рекультивации нарушенных земель.

Из пояснений защитника ФКУ ИК-1 ОФСИН России по РА следует, что согласно Государственного контракта от 17.01.2022 года, платежных поручений от 22.02.2022 года, от 03.03.2022 года, Учреждением собственным транспортом и сторонними транспортными организациями, посредством заключения государственных контрактов обеспечен своевременный вывоз жидких отходов с выгребной ямы.

Согласно справке начальника отдела коммунально-бытового, интендантского и хозяйственного обеспечения ФКУ ИК-1 ОФСИН России по Республике Алтай ВДЕ от 27.12.2021 года следует, что специализированной организацией ООО «Горно-Алтайскпроект» в 2017 году разработан проект рекультивации нарушенных земель. В 2019 году, после выделения ЛБО, Судебноэкспертным частным учреждением Сибирского федерального округа Независимая аналитическая лаборатория проведена экспертиза проекта рекультивации нарушенных земель, в ходе которой установлено, что проект изготовлен в соответствии с требованиями действующего законодательства. Данное обстоятельство подтверждается следующими копиями: титульного листа проекта рекультивации; титульного листа сметной документации; титульного листа экспертного заключения.

И эти обстоятельства не опровергаются представителем УФССП России по Республике Алтай.

Но, как следует из постановления должностного лица и решения судьи, вышеизложенным обстоятельствам в указанных актах по делу, не дано какой-либо оценки. Вместе с тем, оценивая данные обстоятельства, прихожу к выводу о том, что ФКУ ИК-1 ОФСИН России по РА за нарушение вывоза жидких отходов из выгребной ямы, находящейся на земельном участке с кадастровым номером в необходимых объемах, исключающих переполнение жидкими отходами выгребной ямы и выливание жидких отходов на почву; за неисполнение обязанности в срок до 01.07.2013 года разработать проект рекультивации нарушенных земель на территории земельного участка площадью 5336 кв. метров, к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ привлечено необоснованно, так как в материалах дела представлено постановление начальника отделения – старшего судебного пристава МОСП по ИОИП УФССП по РА в отношении ФКУ ИК-1 ОФСИН России по Республике Алтай, из которого следует, что постановление от 19.11.2020 года вынесено о привлечении учреждения к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ за неисполнение обязанности провести рекультивацию земель на территории земельного участка площадью 5336 кв. метров, прилегающей к земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>

При этом судья Майминского районного суда в своем решении по делу, описывая событие правонарушения, указал на неисполнение ФКУ ИК-1 ОФСИН России по Республике Алтай требований в виде проведения рекультивации земель в 7-дневный срок со дня поступления требования должнику. Однако в постановлении судебного пристава-исполнителя о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа от 02.12.2021 года, административном протоколе по настоящему делу от 14.12.2021 года и постановлении по делу об административном правонарушении от 28.12.2021 года требования о проведении должником рекультивации земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с вышеуказанными географическими координатами не содержатся. Учитывая данные обстоятельства, прихожу к выводу, что судья в своем решении по делу в нарушение положений статей 26.1 и 28.2 КоАП РФ, вышел за пределы предъявленного учреждению обвинения.

Из вышеизложенного следует, что судьей районного суда в нарушение требований статей 24.1, 26.1, 26.11 КоАП РФ изложенные выше обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела оставлены без внимания и надлежащей оценки.

При таких обстоятельствах прихожу к выводу о том, что в действиях ФКУ ИК-1 ОФСИН России по Республике Алтай отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, поскольку часть 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, а, как следует из принятых по делу постановлений должностных лиц требований о проведении рекультивации судебным приставом-исполнителем не было заявлено в постановлении судебного пристава-исполнителя о назначении нового срока исполнения.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7, части 3 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, решение по жалобе на постановление при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 названного Кодекса, выносится решение об отмене постановления (решения) и о прекращении производства по делу.

При таких обстоятельствах постановление врио начальника отделения - старшего судебного пристава межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Республике Алтай от 28 декабря 2021 года и решение судьи Майминского районного суда Республики Алтай от 17 марта 2022 года, вынесенные в отношении ФКУ ИК-1 ОФСИН России по Республике Алтай по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, подлежат отмене, а производство по делу прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях ФКУ ИК-1 ОФСИН России по Республике Алтай вмененного состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,

РЕШИЛ:

Постановление врио начальника отделения - старшего судебного пристава межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Республике Алтай от 28 декабря 2021 года и решение судьи Майминского районного суда Республики Алтай от 17 марта 2022 года, вынесенные в отношении ФКУ ИК-1 ОФСИН России по Республике Алтай по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ отменить.

Производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, оно может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12 - 30.14 КоАП РФ.

Судья Верховного Суда

Республики Алтай Б.Е. Антух