Верховный Cуд Чувашской Республики Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Верховный Cуд Чувашской Республики — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 21-62/2011
Судья: Спиридонов А.Е.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
марта 2011 года гор. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Карлинов С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики жалобу ФГУ на решение судьи Калининского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 14 января 2011 года по делу об административном правонарушении по ст. 9.1 ч.1 КоАП РФ в отношении ФГУ
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением государственного инспектора Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) от 03 ноября 2010 года ФГУ привлечено к административной ответственности по ст. 9.1 ч. 1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20000 рублей на том основании, что в ФГУ выявлены нарушения требований промышленной безопасности.
Не согласившись с данным постановлением, директор ФГУ ФИО1 обжаловал его в Калининский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики (ЧР).
Решением судьи Калининского районного суда города Чебоксары ЧР от 14 января 2011 года постановление должностного лица от 03 ноября 2010 года оставлено без изменения, а жалоба – без удовлетворения.
Директор ФГУ подал на указанное решение в Верховный Суд Чувашской Республики жалобу в порядке ст. 30.9 КоАП РФ, в которой просит постановление и решение судьи отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях ФГУ состава административного правонарушения. Указывает, что основная часть нарушений уже устранена, а другая часть – требующая значительных финансовых вложений, будет устранена по мере поступления средств из федерального бюджета. Кроме того, считает, что нарушения носят несущественный характер, а потому в силу их малозначительности дело об административном правонарушении может быть прекращено.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, выслушав пояснения представителя ФГУ ФИО2, поддержавшего жалобу, представителей Приволжского управления Ростехнадзора ФИО3, ФИО4, возражавших против доводов жалобы, нахожу постановление и решение судьи подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 9.1 ч. 1 КоАП РФ за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. (в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 № 45-ФЗ, от 22.06.2007 № 116-ФЗ)
Как следует из протокола об административном правонарушении, ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения комплексного обследования требований промышленной безопасности при эксплуатации производственных объектов на ФГУ расположенного по адресу: указаны на следующие нарушения требований промышленной безопасности, а именно:
1. В декларации промышленной безопасности ФГУ Росрезерва не учтен опасный производственный объект (склад хранения дизтоплива 5 горизонтальных резервуаров). ПБ 03-517-02 п. 3.5 Общие правила промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
2. Опасные производственные объекты не зарегистрированы в государственном реестре (склад хранения дизтоплива, площадка слива горючего из автоцистерн, площадки выдачи дизтоплива в автотранспорт).
3. Отсутствует обязательное страхование за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасных производственных объектах (склад хранения дизтоплива, площадка слива горючего из автоцистерн, площадки выдачи дизтоплива в автотранспорт).
4. «Положение по техническому расследованию инцидентов на опасных производственных объектах» и «Положение об организации и осуществлении производственного контроля на ОПО» не пересмотрены с ведением в действие РД 03-08-2008 РД 03-455-00 п. 2.5 Методические рекомендации по организации производственного контроля.
5. Не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности: не представляется ежеквартальная информация об организации производственного контроля в территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору; при проведении проверок по ПК не составляются планы их проведения. Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации.
6. Не разработаны и не согласованы с Управлением Ростехнадзора «Мероприятия по доведению ОПО до требований норм и правил по ПБ...», учитывающие все отступления от требований НТД. ПБ 03-517-02 Раздел 2. Общие правила промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов. ПБ 09-560-03 п. 1.5. Правила промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов.
7. Не регламентированы параметры, определяющие взрывобезопасность технологических операций по хранению и перемещению горючих жидких веществ при заполнении и опорожнении резервуаров (давление, скорости перемещения, предельно допустимые максимальные и минимальные уровни). ПБ 09-540-03 п. 4.7.2 Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств.
8. Отсутствует инструкция по эксплуатации и техническому надзору, методам ревизии и отбраковки резервуаров. ПБ 09-560-03 п. 2.6.44 Правила промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов.
9. Не предусмотрены меры по снижению взрывоопасности технологических систем: не обеспечена подача инертных газов для продувки в период пуска и остановки оборудования. ПБ 09-540-03, п. 3.7. Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств.
10. Не обеспечена герметичность технологических систем опасного производственного объекта (склад хранения дизтоплива), в том числе:
- запорной арматуры;
- фланцевых соединений технологических трубопроводов.
На территории имеются следы проливов нефтепродуктов. ПБ 09-540-03. п. 5.1.10, 5.5.8 Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств.
11. В резервуарном парке хранения нефтепродуктов отсутствуют надписи, обозначающие категорию по взрывопожарной и пожарной опасности и класс взрывоопасных зон. ПБ 09-560-03, п. 6.6. Правила промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов.
12. При прокладке технологических трубопроводов через обвалование отсутствуют защитные гильзы. ПБ 03-585-03 п. 3.1.22 Правила устройства и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов.
13. Электроосвещение наружных технологических установок (резервуарных парков) не имеет дистанционного включения (3 прожекторные мачты 3 и 4 группы). ПБ 09-540-03. п. 7.6. Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств.
14. Имеется прокладка технологических трубопроводов на территории нефтебазы подземным способом. ПБ 03-560-03 п. 2.8.10 Правила промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов.
15. Специалисты (нач. участка и др.) не подготовлены и не аттестованы по промышленной безопасности (транспортирование опасных веществ).
16. Не проведена проверка знаний у ИТР по вновь разработанному ПЛАСу. РД 09-536-03 п.п. 1.14, 1.21 Методические рекомендации по разработке ПЛАС.
17. Обслуживающий персонал не проинструктирован по ПЛАС. Положение по организации обучения и проверки знаний рабочих организаций... от 29.01.07 № 37
18. Не прекращена по достижении срока эксплуатации, установленного в технической документацией, дальнейшая эксплуатация технологических трубопроводов, насосов, вертикальных и горизонтальных резервуаров (17 шт.). ПБ 09- 540-03. п. 6.9. Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических и нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств.
19. Отсутствует положение по техническому обслуживанию и ремонту технологического оборудования. ПБ 09-540-03. п. 11.1 Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств.
20. Резервуары не подвергаются зачистке: не менее двух раз в год - для авиационного топлива; не менее одного раза в год - для остальных светлых нефтепродуктов. ПБ 09-560-03 п. 4.9. Правила промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов.
21. В паспортах на технологические трубопроводы не фиксируются результаты замеров толщин деталей трубопроводов. ПБ 03-585-03 п. п. 9.4.1, 9.3.8 Правила устройства и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов.
22. Отсутствует перечень технологических трубопроводов. ПБ 03-585-03 п. 9.4.1 Правила устройства и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов.
23. В паспортах технологических трубопроводов отсутствуют технологические схемы. ПБ 03-585-03 п. 9.4.1. Правила устройства и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов.
24. Отсутствуют эксплуатационные журналы на технологические трубопроводы. ПБ 03-585-03 п. п. 9.1.6. 9.4.1. Правила устройства и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов.
25. Отсутствуют задвижки с электроприводом, дублирующие запорные устройства, установленные непосредственно у резервуаров. ПБ 09-560-03 п. 2.6.41. Правила промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов.
26. Резервуары ЛВЖ для аварийного освобождения не оснащены быстродействующей запорной арматурой с дистанционным управлением из мест, доступных для обслуживания в аварийных условиях. ПБ 09-560-03 п. 2.6.16 Правила промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов.
27. Отсутствует обученный и аттестованный персонал по эксплуатации взрывозащищенных вентиляторов. ПБ 03-590-03 п. 2.2 Правила устройства, монтажа и безопасной эксплуатации взрывозащищенных вентиляторов.
28. Не проводилось техническое освидетельствование и диагностирование взрывозащищенных вентиляторов с целью определения в установленном порядке возможности их дальнейшей эксплуатации. ПБ 03-590-03 п. 2.4 Правила устройства, монтажа и безопасной эксплуатации взрывозащищенных вентиляторов.
29. На взрывопожароопасном производственном объекте не организовано безопасное проведение газоопасных работ:
- отсутствует перечень газоопасных работ на 2010 г.;
- в журнале учета газоопасных работ, проводимых без оформления нарядов-допусков,
- не фиксируются анализ воздушной среды при проведении газоопасных работ. ПБ 09- 540-03 п. 5.1.10. Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств.
30. Не установлены сигнализаторы довзрывных концентраций на сливоналивной железнодорожной эстакаде, в резервуарном парке, складе хранения бензина, площадка слива горючего из автоцистерн, площадки выдачи бензина и дизтоплива в автотранспорт, площадка массовой выдачи топлива. ПБ 09-560-03 п. п. 2.3.27, 2.6.27, п. 2.4.15. Правила промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов.
31. Средства контроля, управления и противоаварийной автоматической защиты не имеют маркировки с нанесением соответствующих надписей, четко отражающих их функциональное назначение, величины уставок защиты, опасные значения контролируемых параметров. ПБ 09-540-03 п. 6.1.7 Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств.
32. В прод. насосной станции отсутствует световая и звуковая сигнализация о загазованности воздушной среды в помещениях и снаружи, перед входными дверям производственных корпусов категории А с классом взрывоопасной зоны. ПБ 09-540-03 п. 6.1.5 Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств.
33. Для налива нефтепродукта в автоцистерны применяются запрещенные правилами гибкие резинотканевые шланги. ПБ 09-540-03 п. 5.5.2 Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств.
34. Не предусмотрена автоматизация и блокировка вентсистем для автоматического регулирования температуры воздуха в помещении или температуры приточного воздуха. ПБ 09-560-03 п. 3.5.20 Правила промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов.
35. Осуществляется эксплуатация электрооборудования ПТС, отработавшего расчетный срок службы, без проведения технического освидетельствования. ПТЭЭП п. 1.6.7 Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей.
36. В проднасосной отсутствует аварийное освещение. ПТЭЭП п. 2.12.4 Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей.
37. В резервуарном парке отсутствуют отдельно стоящие молниеприемники (молниеотводы) для защиты от прямых ударов молнии. ПБ 03-605-03 п. 8.5.4
38. Отсутствует план локализации аварийных ситуаций (ПЛАО (склад хранения дизтоплива, площадка слива горючего из автоцистерн, площадки выдачи дизтоплива в автотранспорт). ПБ 09-540-03 п. 2.8. Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств.
39. Отсутствует план ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов (ПЛАРН) (склад хранения дизтоплива, площадка слива горючего из автоцистерн, площадки выдачи дизтоплива в автотранспорт). ПБ 09-560-03 п. 1.7. Правила промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов.
40. На здание насосной, эксплуатирующееся более 20 лет, не представлено заключение экспертизы промышленной безопасности о дальнейшей пригодности, зарегистрированное в установленном порядке.
41. На сливоналивной железнодорожной эстакаде наливные устройства не оснащены ограничителями уровня налива. ПБ 09-560-03 п. 2.3.10. Правила промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов.
42. На трубопроводах, по которым поступают на жд. эстакаду ЛВЖ, не установлены быстродействующие запорные устройства или задвижки с дистанционным управлением для отключения этих трубопроводов при возникновении аварии на эстакаде. ПБ 09-560-03, п. 2.3.11. Правила промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов.
43. Для контроля давления и температуры наливаемого нефтепродукта на общем коллекторе подачи на жд. эстакаду продукта не предусмотрены приборы измерения этих параметров с выносом показаний в операторную. ПБ 09-560-03, п. 2.3.28 Правила промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов.
44. Площадки налива автоцистерн нефтепродуктами не имеют навес. ПБ 09-560-03, п. 2.4.3 Правила прочищенной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов.
45. Для налива ЛВЖ сливоналивные устройства не снабжены устройствами отвода паров. ПБ 09-560-03 п. 2.4.6 Правила промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов.
46. Отсутствуют автоматические предельные ограничители уровня при наливе в автоцистерны нефтепродуктов. ПБ 09-560-03, п. 2.4.9. Правила промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов.
47. Для сбора остатков продукта, стекающих с наливной трубы, отсутствует каплесборник. ПБ 09-560-03. п. 2.4.11 Правила промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов.
48. Автоналивные станции не оборудованы специальными устройствами (светофорами, шлагбаумами и т.п.) ПБ 09-560-03. п. 2.4.18. Правила промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность.
Привлекая к административной ответственности ФГУ должностное лицо Ростехнадзора исходило из того, что на комбинате имеют место нарушения требования промышленной безопасности.
Суд первой инстанции, исследовав представленные в деле доказательства, пришел к правильному выводу о наличии в действиях ФГУ состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
В ч. 1 статье 2.1 КоАП РФ определено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
ФГУ имело возможность и было обязано обеспечивать соблюдение требований промышленной безопасности, однако эту обязанность в полной мере не выполнило.
При рассмотрении дела на основании ст. 26.1 КоАП РФ судом и должностным лицом установлены обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, дана оценка представленным доказательствам в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
В суде второй инстанции при проверке доводов жалобы установлено, что допущенные ФГУ нарушения в основном имели место, при этом суд учитывает дополнительно представленные объяснения и ссылки на документы.
В то же время имелись факты необоснованного включения в акт проверки пунктов нарушений норм законодательства.
Суду не представлены полные объективные доказательства в части нарушений, указанных в п. 12 акта проверки (при прокладке технологических трубопроводов через обвалование отсутствуют защитные гильзы, ПБ 03-585-03 п. 3.1.22 Правила устройства и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов).
Ссылки представителей Приволжского управления Ростехнадзора на п. 3.1.22 ПБ 03-585-03, как и на п. 5.1.22, необоснованны, поскольку указанные пункты не регламентируют отношения в указанной сфере.
В материалах дела отсутствуют доказательства нарушения со стороны ФГУ, указанного в п. 20 акта проверки (резервуары не подвергаются зачистке: не менее двух раз в год - для авиационного топлива; не менее одного раза в год - для остальных светлых нефтепродуктов, ПБ 09-560-03 п. 4.9. Правила промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов).
Из объяснений представителя заявителя следует, что в резервуарах находятся продукты длительного хранения.
В соответствии с указанным п. 4.9 ПБ 09-560-03 Правил промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов при длительном хранении нефтепродуктов допускается зачистка металлических резервуаров после их опорожнения, а не в вышеуказанные сроки.
По п. 36 акта проверки (в проднасосной отсутствует аварийное освещение, ПТЭЭП п. 2.12.4 Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей) также не представлены объективные доказательства.
Доводы кассационной жалобы о том, что проднасосная является помещением без постоянного пребывания людей и в соответствии с техпаспортом от 24.03.2003 г. имеет площадь 201,70 кв. метров, со ссылкой на п. 6.12.9 Правил устройства электроустановок, в соответствии с которым аварийное освещение не требуется, не опровергнуты.
В соответствии с п. 6.12.9 Правил устройства электроустановок допускается применение ручных осветительных приборов с аккумуляторами или сухими элементами для освещения взамен стационарных светильников (здания и сооружения без постоянного пребывания людей, здания площадью не более 250 кв. метров).
Согласно п. 45 акта проверки для налива ЛВЖ сливоналивные устройства не снабжены устройствами отвода паров (ПБ 09-560-03 п. 2.4.6 Правил промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов).
Указанный пункт не нашел в ходе судебного разбирательства своего полного подтверждения, поскольку хранение продуктов типа ЛВЖ по делу не подтвердилось, а сливоналивные устройства для отвода паров для остальных продуктов не обязательны.
Довод жалобы о малозначительности правонарушения является несостоятельным.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий.
Учитывая, что характер совершенного правонарушения связан с нарушением требований промышленной безопасности и существенно нарушает охраняемые общественные правоотношения, правонарушение, допущенное ФГУ, исходя из всех обстоятельств дела, не может быть признано малозначительным.
Ссылка в жалобе на то, что общественно-опасные последствия не наступили, является необоснованной, поскольку состав правонарушения, предусмотренный ст. 9.1 ч. 1 КоАП РФ, является формальным, т.е. ответственность за совершение правонарушения наступает независимо от наличия каких-либо последствий.
Согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ наказание является мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Вид и размер наказания были назначены в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1 ч. 1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ и определены с учетом характера правонарушения и степени общественной опасности правонарушения и в размерах, предусмотренных санкцией ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в минимальном размере.
Нормы КоАП РФ не предусматривают возможность назначения наказания ниже низшего предела и замены наказания более мягким видом.
Устранение части нарушений и отсутствие соответствующего финансирования Комбината, исключение из акта проверки, протокола, постановления и решения суда четырех пунктов нарушений не может служить достаточным основанием для освобождения от назначенного административного наказания.
Каких-либо процессуальных нарушений, влекущих за собой отмену постановления должностного лица и судебного решения, не установлено.
При таких обстоятельствах обжалованные постановления и решение суда подлежат изменению путем исключения из них выводов о допущенных ФГУ четырех пунктов нарушений (п. п. 12, 20, 36 и 45) по акту проверки:
- ПБ 03-585-03 п. 3.1.22 Правил устройства и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов
- ПБ 09-560-03 п. 4.9. Правил промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов
- ПТЭЭП п. 2.12.4 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей
- ПБ 09-560-03 п. 2.4.6 Правил промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов.
Руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л :
Постановление государственного инспектора Приволжского управления Ростехнадзора от 03 ноября 2010 года и решение судьи Калининского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 14 января 2011 года в отношении ФГУ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.1 ч.1 КоАП РФ, изменить, исключив из них указания на нарушения ФГУ ПБ 03-585-03 п. 3.1.22 Правил устройства и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов, ПБ 09-560-03 п. п. 4.9, 2.4.6 Правил промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов, ПТЭЭП п. 2.12.4 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей.
В остальной части постановление и решение суда оставить без изменения, жалобу ФГУ – без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики С.В. Карлинов