дело № 21-620/2021
РЕШЕНИЕ
01 декабря 2021 года г. Оренбург
Судья Оренбургского областного суда Каширская Е.Н., при секретаре Мустафиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу *** общества с ограниченной ответственностью «Оренбург-Восток-Сервис» Н.В.М. на постановление государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 04 августа 2021 года № и решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 30 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Оренбург-Восток-Сервис»,
установил:
постановлением государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 04 августа 2021 года №, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 30 сентября 2021 года, общество с ограниченной ответственностью «Оренбург-Восток-Сервис» (далее - ООО «Оренбург-Восток-Сервис», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, заявитель выражает несогласие с вынесенными в отношении общества по настоящему делу об административном правонарушении актами и ставит вопрос об их отмене, приводя доводы об их незаконности.
В возражениях должностное лицо, вынесшее постановление о назначении наказания, находит решение судьи законным и обоснованным, просит оставить его без изменений.
Законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, состоявшегося 01 декабря 2021 года, в суд не явился. От ООО «Оренбург-Восток-Сервис» поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя общества.
В судебном заседании приняла участие С.А.А. – должностное лицо, вынесшее постановление о назначении наказания, возражавшая против доводов жалобы.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы и возражений, выслушав участника процесса, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с п. 2 ст. 67 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ; нормы, цитируемые в настоящем решении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
Согласно п. 1 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории: объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории; объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории; объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории; объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.
Приложением № 2 к приказу Минприроды России от 28 февраля 2018 года № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» утвержден Порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, в соответствии с п. 1 которого отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.
Из п. 2 названного Порядка следует, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II и III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют отчет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный экологический надзор, по месту осуществления деятельности.
В соответствии со ст. 8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.5.2 этого Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, ООО «Оренбург-Восток-Сервис» имеет два объекта оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, поставленных на учет министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, относящимся к III категории негативного воздействия на окружающую среду, подлежащих региональному государственному экологическому надзору (код объекта № - Производственная территория общества ((адрес)); код объекта № - Производственная территория общества ((адрес))).
ООО «Оренбург-Восток-Сервис» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.5 КоАП РФ, за невыполнение в установленный срок обязанности по представлению в министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области отчета за 2020 год об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля по объектам, относящимся к III категории воздействия.
Означенный отчет представлен обществом в министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области 03 августа 2021 года (л.д. 44, 45).
Указанные обстоятельства, послужившие основанием для привлечения общества к административной ответственности по данному делу, подтверждаются собранными доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении (л.д. 16-18), документами, подтверждающими вручение юридическим лицом отчетов (л.д. 44, 45), информацией министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области по фактам непредставления или несвоевременного представления отчетности (л.д. 67-69), а также иными представленными доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, государственный инспектор Оренбургской области в области охраны окружающей среды министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области и судья районного суда сочли, что общество имело возможность для соблюдения норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В жалобе, ссылаясь на положения постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года № 2380, приводится довод о том, что у общества отсутствовала обязанность по предоставлению названного вида отчета, поскольку котельные установки, находящиеся на каждой площадке в отчетности, имеют суммарную тепловую мощность, не превышающую 2 Гкалл/час, а потому считают, что такой объект негативного воздействия на окружающую среду относится к IV категории, отчет на которую не предоставляется.
В силу п. 4 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.
Общество в порядке ст. 4.2 Закона N 7-ФЗ не обращалось в министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области с заявлениями об актуализации учетных сведений об указанных выше объектах НВОС, а именно об изменении категории НВОС (коды объектов №, №) с III на IV, а потому обязано было выполнить в установленный срок обязанности по представлению в министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области отчета за 2020 год об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля по объектам, относящимся к III категории воздействия.
При рассмотрении дела в суде второй инстанции государственный инспектор Оренбургской области в области охраны окружающей среды министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области С.А.А. показала, что отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду к объектам I, II, III, IV категорий осуществляется в соответствии с Критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III, IV категорий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года № 2380. Названные критерии дифференцированы не только с учетом видов деятельности, которые осуществляют предприятия, но и с учетом иных факторов, перечисленных в п. 7 названного документа. Кроме того показала, что в составе выбросов, которые осуществляют указанные выше объекты НВОС, присутствуют вещества I и II классов опасности, а потому изменение категории НВОС этих объектов возможно только в рамках рассмотрения заявления об актуализации учетных сведений об указанных объектах НВОС, с которым общество до настоящего времени в министерство не обратилось.
С учетом изложенного, деяние общества квалифицировано по ст. 8.5 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, положениями названного Кодекса и иными подлежащими применению нормами, регулирующими порядок представления и контроля отчетности об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля. Несогласие защитника с этими выводами и оценкой установленных по делу обстоятельств не является правовым основанием к отмене обжалуемых актов.
Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в пределах, предусмотренных санкцией ст. 8.5 КоАП РФ для юридических лиц.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.9, 30.1 - 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 04 августа 2021 года № и решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 30 сентября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ, в отношении ООО «Оренбург-Восток-Сервис» оставить без изменения, жалобу *** ООО «Оренбург-Восток-Сервис» Н.В.М. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.12 - 30.14 КоАП РФ, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Оренбургского
областного суда Е.Н. Каширская