ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-624 от 23.11.2017 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья: Евдокименкова Е.Ю. Дело № 21-624

РЕШЕНИЕ

23 ноября 2017 года город Саратов

Судья Саратовского областного суда Бугаева Е.М.,

при секретаре Тугушевой М.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу открытого акционерного общества «Пивкомбинат «Балаковский» на решение судьи Балаковского районного суда Саратовской области от 23 августа 2017 года и постановление административной комиссии администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 18 июля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 8 статьи 8.2 Закона Саратовской области от 29 июля 2009 года № 104-ЗСО «Об административных правонарушениях на территории Саратовской области», в отношении открытого акционерного общества «Пивкомбинат «Балаковский»,

установил:

постановлением административной комиссии администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 18 июля 2017 года открытое акционерное общество (далее по тексту – ОАО) «Пивкомбинат «Балаковский» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 8.2 Закона Саратовской области от 29 июля 2009 года № 104-ЗСО «Об административных правонарушениях на территории Саратовской области» и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.

Правонарушение выразилось в том, что ОАО «Пивкомбинат «Балаковский», являющийся собственником здания, расположенного по адресу: <адрес>, не выполнило предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами требования по установке на здании указателя с обозначением наименования улицы и номерного знака утвержденного образца.

Решением судьи Балаковского районного суда Саратовской области от 23 августа 2017 года постановление административной комиссии администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 18 июля 2017 года оставлено без изменения, жалоба ОАО «Пивкомбинат «Балаковский» без удовлетворения.

В жалобе, поступившей в Саратовский областной суд, ОАО «Пивкомбинат «Балаковский» просит решение судьи отменить, производство по прекратить. В обоснование доводов жалобы указывает на нарушение должностным лицом процедуры привлечения юридического лица к административной ответственности, предусмотренной положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В протоколе об административном правонарушении от <дата> отсутствуют указания об основании проведения проверки в отношении ОАО «Пивкомбинат «Балаковский», вид проверки. Кроме того, юридическое лицо вправе присутствовать при проведении проверки, тогда как в адрес ОАО «Пивкомбинат «Балаковский» никаких уведомлений о предстоящих проверках не направлялось. Административной комиссией администрации Балаковского муниципального района Саратовской области при вынесении оспариваемого постановления не были выяснены основания и законность проведения проверки. Дата протокола не соответствует действительности. Протокол заседания комиссии не составлялся, а выписка из протокола заседания комиссии и приложение к нему имеет ряд недостатков. При назначении наказания не были учтены смягчающие вину обстоятельства. Решение судьи Балаковского районного суда Саратовской области содержит неправильное толкование права на обжалование судебного акта.

В судебном заседании представить административной комиссии администрации Балаковского муниципального района Саратовской области ФИО1 возражала по доводам жалобы, полагая решением судьи Балаковского районного суда Саратовской области от 23 августа 2017 года

Законный представитель ОАО «Пивкомбинат «Балаковский» извещеный о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил жалобу рассмотреть в его отсутствие, в связи с чем, руководствуясь статьей 30.6 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив законность и обоснованность постановления административного органа и решения судьи в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Положения названной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Согласно части 8 статьи 8.2 Закона Саратовской области от 29 июля 2009 года № 104-ЗСО «Об административных правонарушениях на территории Саратовской области» невыполнение собственником здания, сооружения установленных муниципальными нормативными правовыми актами требований по установке на зданиях и сооружениях указателей с обозначением наименования улицы и номерных знаков утвержденного образца, за исключением объектов жилищного фонда, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Как следует из протокола об административном правонарушении от <дата>, что в 08 часов 58 минут <дата> ОАО «Пивкомбинат «Балаковский» собственник здания, расположенного по адресу: <адрес>, не выполнил требования, установленные муниципальными правовыми акта по установке указателя с обозначением наименования улицы и номерного знака.

Вместе с тем при описании вмененного лицу правонарушения ни в протоколе, ни в постановлении не указан нормативный правовой муниципальный акт, устанавливающий обязательные для такого лица нормы и правила.

В силу положений статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности (часть 1 статьи 1.6 КоАП РФ).

В соответствии со статьями 29.7, 29.8 КоАП РФ порядок рассмотрения дела об административном правонарушении коллегиальным органом предусматривает составление протокола о рассмотрении дела.

В силу части 3 статьи 29.8 КоАП РФ протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении подписывается председательствующим в заседании коллегиального органа и секретарем заседания коллегиального органа.Состав и порядок создания административной комиссии, в том числе Балаковского муниципального района Саратовской области, регламентированы статьей 11 Закона Саратовской области от 04 мая 2009 года № 41-ЗСО «Об административных комиссиях и наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по образованию и обеспечению деятельности административных комиссий, определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях», согласно которой административная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и иных членов административной комиссии, назначаемых местными администрациями. Секретарь административной комиссии исполняет свои обязанности в административной комиссии на постоянной основе. Количественный и персональный состав административной комиссии утверждается правовым актом местной администрации.

Состав административной комиссии Балаковского муниципального района Саратовской области утвержден постановлением администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 25 июня 2009 года № 3053 с учетом изменений, внесенных постановлением от 09 марта 2017 года № 1078.

Представленные административной комиссией Балаковского муниципального района Саратовской области материалы дела об административном правонарушении содержат протокол заседания административной комиссии при рассмотрении дела об административном правонарушении.

Указанный протокол в нарушение требований части 3 статьи 29.8 КоАП РФ подписан только председательствующим в заседании коллегиального органа.

Вместе с тем, исходя из положений приведенных выше норм, протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении, безусловно, должен быть подписан секретарем коллегиального органа.

Кроме того, обоснованными являются доводы жалобы о том, что в тексте постановления указано, что присутствовало 9 членов комиссии, однако имеются подписи семерых человек.

Кроме того, поскольку ОАО «Пивкомбинат «Балаковский» является юридическим лицом, то отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту Закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ).

Настоящим Законом устанавливаются порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (пункт 1 части 2 статьи 1).

Частью 1 статьи 14 Закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ установлено, что проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

В нарушение приведенных норм материалы дела об административном правонарушении не содержат данных документов, на основании которых должностным лицом была проведена проверка соблюдения требований положения Закона Саратовской области от 29 июля 2009 года № 104-ЗСО «Об административных правонарушениях на территории Саратовской области». Из текста протокола не следует указаний на основания проведения проверки и вида, а также сроков её проведения

Согласно статье 20 Закона от 26 декабря 2009 года № 294-ФЗ грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок признается нарушение требований настоящего закона в части отсутствия оснований проведения плановой проверки, в части отсутствия оснований проведения внеплановой выездной проверки, в части согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Указанные выше нарушения являются существенными, влекущими нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах следует признать, что административным органом не доказан состав совершенного правонарушения.

При таких обстоятельствах решение судьи Балаковского районного суда Саратовской области от 23 августа 2017 года, постановление административной комиссии администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 18 июля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 8 статьи 8.2 Закона Саратовской области от 29 июля 2009 года № 104-ЗСО «Об административных правонарушениях на территории Саратовской области», в отношении ОАО «Пивкомбинат «Балаковский», подлежат отмене.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что административной комиссией Балаковского муниципального района Саратовской области при рассмотрении дела об административном правонарушении допущены существенные процессуальные нарушения, что не позволяет сделать вывод о всестороннем, полном, объективном рассмотрении коллегиальным органом данного дела и в силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ служит основанием к отмене вынесенных по делу актов с возвращением дела на новое рассмотрение в орган, правомочный рассмотреть дело об административном правонарушении.

С учетом того, что на момент рассмотрения в Саратовском областном суда жалобы ОАО «Пивкомбинат «Балаковский» срок давности его привлечения к административной ответственности, установленный частью 8 статьи 8.2 Закона Саратовской области от 29 июля 2009 года № 104-ЗСО «Об административных правонарушениях на территории Саратовской области» для данной категории дел, истек, производство по настоящему делу в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.1-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

решение судьи Балаковского районного суда Саратовской области от 23 августа 2017 года, постановление административной комиссии администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 18 июля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 8 статьи 8.2 Закона Саратовской области от 29 июля 2009 года № 104-ЗСО «Об административных правонарушениях на территории Саратовской области», в отношении открытого акционерного общества «Пивкомбинат «Балаковский» отменить.

Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.

Судья Е.М. Бугаева