ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-624/2021 от 21.12.2021 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

№ 21-624/2021

РЕШЕНИЕ

21 декабря 2021 года г. Оренбург

Резолютивная часть решения оглашена 21 декабря 2021 года.

Мотивированное решение изготовлено 21 декабря 2021 года.

Судья Оренбургского областного суда Каширская Е.Н., при секретарях Гришине К.В., Щукиной Н.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу *** общества с ограниченной ответственностью «Медногорский медно-серный комбинат» И.И.И. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, ведущего специалиста-эксперта межрегионального Медногорского отдела государственного экологического надзора Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 25 июня 2021 года и решение судьи Медногорского городского суда Оренбургской области от 21 сентября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Медногорский медно-серный комбинат»,

установил:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, ведущего специалиста-эксперта межрегионального Медногорского отдела государственного экологического надзора Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 25 июня 2021 года общество с ограниченной ответственностью «Медногорский медно-серный комбинат» (далее - ООО «ММСК», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением судьи Медногорского городского суда Оренбургской области от 21 сентября 2021 года постановление должностного лица изменено, исключены из объема предъявленного обществу обвинения выводы о следующих фактах: признания источниками выбросов немаркированной серой трубы в здании управления контроля продукции (далее - УКП) и сбросной продувочной свечи в здании ЦПТК - ввиду недоказанности этого обстоятельства; непроведении корректировки данных инвентаризации в отношении источников выбросов (металлические трубы, свечи рассеивания) гаража для размораживания смерзшихся грузов - ввиду недоказанности данного обстоятельства; непроведении корректировки данных инвентаризации о ликвидированных источниках выбросов - ввиду малозначительности данного бездействия. Назначенное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей снижено до 20 000 рублей.

В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, законный представитель юридического лица просит об отмене состоявшихся в отношении общества актов, ссылаясь на их незаконность.

В соответствии со ст. 29.14 КоАП РФ судебное заседание, состоявшееся 21 декабря 2021 года в 14:00 часов, было открыто с использованием систем видеоконференцсвязи при содействии Медногорского городского суда Оренбургской области.

Должностное лицо, вынесшее постановление о назначении наказания, в судебное заседание, назначенное на 21 декабря 2021 года на 14:00 часов, будучи надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, не явилось.

В судебном заседании в помещении Медногорского городского суда Оренбургской области присутствовали защитники общества Васильева О.А. и Валявина Н.Г., поддержавшие доводы жалобы; в помещении Оренбургского областного суда - ведущий специалист-эксперт межрегионального Медногорского отдела государственного экологического надзора Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора С.Ю.В., возражавшая против доводов жалобы.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав участников процесса, свидетеля, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст. 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.48 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии с ч. 4 ст. 22 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон об охране атмосферного воздуха) инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировка ее данных, документирование и хранение данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержден приказом Минприроды России от 07 августа 2018 года № 352.

Согласно материалам дела ООО «ММСК» поставлен на государственный учет в федеральный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду 21 декабря 2016 года (свидетельство о постановке на государственный учёт объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду от 21 декабря 2016 года ).

Основными вредными веществами от источников ООО «ММСК», выбрасываемых в атмосферу являются: азота диоксид, азота оксид, сажа, серы диоксид, сероводород, углерода оксид и другие.

В рамках проведения плановой выездной проверки должностным лицом межрегионального Медногорского отдела государственного экологического надзора Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора проведен осмотр производственных территорий общества и установлено следующее:

- на участке подготовки сырья и шихты медеплавильного цеха по проекту нормативов ПДВ установлено 29 источников выбросов, при этом, источники № 8 и № 700 объединены и преобразованы в источник № 703, источники № 805 и № 806 ликвидированы;

- на участке сократительной плавки и конвертирования медеплавильного цеха (далее - УСПиК МПЦ) газы шахтных печей и конвертеров поступают в санитарную трубу медеплавильного цеха (источник № 1), между тем, часть выбросов, выделяющихся в процессе розлива шлака, штейна, черновой меди попадают в атмосферный воздух через отверстия, расположенные в стенах и под крышей;

- на участке брикетирования медеплавильного цеха, согласно действующего проекта нормативов ПДВ установлено следующее: источники № 203, 204, 752 ликвидированы, газоочистное оборудование с источника № 757 перенесено на источник № 10;

- в гидрометаллургическом отделении участка переработки пылей цеха серной кислоты согласно проекта нормативов ПДВ имеется 8 источников выбросов, один из которых (источник № 711 - сборник растворов Е4/1,2,3) ликвидирован;

- в шламовом отделении участка переработки пылей цеха серной кислоты согласно проекту нормативов ПДВ 8 источников выбросов, ликвидирован источник № 721 (чан выщелачивания пульпы Е2/1), источники выбросов № 219, 717, 718 ликвидированы в связи с ликвидацией здания, оборудование демонтировано;

- в железнодорожном цеху установлено 12 источников выбросов, 2 из которых ликвидированы (№ 254 - «горн» и № 258 - «молот»).

При осмотре территории железнодорожного цеха выявлены источники выбросов (металлические трубы, свечи рассеивания) гаража для размораживания смерзшихся грузов, не учтенные в инвентаризации (введен в эксплуатацию - разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 19 декабря 2019 ). Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от 09 декабря 2019 года , решение приемочной комиссии подтверждает, что объект капитального строительства «Строительство гаража для размораживания смерзшихся грузов» выполнен в соответствии с проектной документацией, отвечает санитарно-эпидемиологическим, экологическим, пожарным, строительным нормам и правилам, и государственным стандартам и вводится в действие;

- на территории энергоцеха 9 стационарных источников выбросов, из которых 2 ликвидированы (№ 608 и № 738);

- автотракторный цех объединен с железнодорожным цехом, 7 источников выбросов ремонтного участка, 5 выбросов источников транспортного участка и 5 источников выбросов гаража легковых автомобилей ликвидированы;

- ремонтно-механический цех: источники № 318 и № 319 демонтированы, источник № 315 ликвидирован;

- УКП: 12 источников выбросов, из которых 2 ликвидированы (№ 739 и № 748), источник выбросов № 745 на консервации. Возле источника № 749 из здания УКП выходит серая труба от сушильного шкафа, не имеющая опознавательных знаков. С торца здания УКП выходит серая труба, на которой указано «источник выбросов В-15, инвентарный номер 11005», не учтенный в инвентаризации;

- участок производства технологического кислорода: 2 источника выбросов. На территории ЦПТК расположено здание корпуса кислородно-распределительной установки, из которого выходит сбросная продувочная свеча, не учтенная в инвентаризации.

Результаты осмотра зафиксированы в протоколах осмотра, приобщенных к ним фото- и видеозаписях, отражены в акте проверки, послужили основанием для составления в отношении ООО «ММСК» протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, и последующего привлечения общества к административной ответственности по названной норме.

Проверяя законность и обоснованность постановления должностного лица, судья городского суда исключил из объема обвинения факты непроведения обществом корректировки данных инвентаризации о ликвидированных источниках выбросов и корректировки данных инвентаризации в отношении источников выбросов (металлические трубы, свечи рассеивания) гаража для размораживания смерзшихся грузов, признания источниками выбросов немаркированной серой трубы в здании управления контроля продукции и сбросной продувочной свечи в здании ЦПТК. В этой части решение судьи не оспаривается.

Судья городского суда согласился с выводами должностного лица в части отнесения серой трубы, обустроенной с торца здания УКП, на которой указано «источник выбросов В-15, инвентарный номер 11005», к источнику загрязнения атмосферного воздуха, не учтенному в инвентаризации. При этом судья исходил из того, что отключение вентиляционной установки от электропитания может носить временный характер и объективно ничем не подтверждено.

В суд второй инстанции стороной защиты представлены следующие документы: акт от 19 июня 2020 года ввода вентиляционной системы, смонтированной в помещении проборазделочной № 2 инженерного корпуса ОТК УКП, в эксплуатацию с 22 июня 2020 года; распоряжение главного инженера общества от 30 июня 2020 года № 167 о консервации вентиляционной установки (В-15) (инв. № 11005) с 03 июля 2020 года; акт о консервации данной вентиляционной установки с 03 июля 2020 года; распоряжение начальника УКП от 02 июля 2020 года об отключении от электропитания вентиляционной установки (В-15) (инв. № 11005) с 03 июля 2020 года; журнал регистрации распоряжений по УКП за 2020 год.

Изложенное свидетельствует о том, что на момент проверки данное техническое устройство - вентиляционная установка не работала, находилась на консервации.

При рассмотрении дела сторона защиты последовательно утверждала, что в помещении, в котором установлена означенная вентиляционная установка, никогда не велась деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду, ведение такой деятельности в этом помещении планировалось, для этих целей была смонтирована вентиляционная система, однако в виду отсутствия сырья и производственной необходимости ведение деятельности начато не было, в связи с чем вентиляционная установка была законсервирована.

Указанные доводы материалами проверки не опровергаются. В материалы дела не представлены сведения о том, что в помещении проборазделочной инженерного корпуса ОТК УКП велась или ведется деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду. В акте проверки и протоколе осмотра от 21 апреля 2021 года на такие обстоятельства также не указано.

Само по себе указание на трубе инвентарного номера не может относить смонтированную вентиляционную установку к источникам загрязнения атмосферного воздуха без наличия указанных выше обстоятельств.

Исходя из изложенного, из постановления должностного лица и решения судьи городского суда подлежит исключению указание на отнесение вентиляционной установки (В-15) (инвентарный номер 11005), расположенной в помещении проборазделочной № 2 инженерного корпуса ОТК УКП, к источнику загрязнения атмосферного воздуха, подлежащему инвентаризации.

В части отнесения к источникам загрязнения атмосферного воздуха отверстий, расположенных на крыше здания УСПиК МПЦ, его стенах, установлено следующее.

По результату проведенного осмотра производственных территорий общества должностным лицом органа государственного надзора было установлено, что часть выбросов, выделяющихся в процессе разлива шлака, штейна, черновой меди попадают в атмосферный воздух через отверстия, расположенные под крышей и в стенах здания УСПиК МПЦ. Результаты осмотра зафиксированы в протоколе осмотра от 21 апреля 2021 года , приобщенной к нему фото- и видеозаписи, отражены в акте проверки.

Из указанного видеоматериала следует, что по периметру верхней части двух противоположных стен здания УСПиК МПЦ размещены в два яруса окна, закрывающиеся металлическими ставнями. Ставни закреплены на верхней части окон, открываются путем поднятия снизу вверх, затем для удерживания крепятся металлическим стержнем. На момент осмотра большая часть окон открыта. На записи также просматривается наличие продольного прямоугольного окна под крышей здания.

На основании установленных в результате осмотра обстоятельств должностным лицом сделан вывод о том, что на крыше и стенах здания рабочей зоны УСПиК МПЦ осуществляется пассивная вентиляция посредством отверстий (окон), расположенных под крышей и на стенах здания. При этом часть выбросов, выделяющихся в процессе разлива шлака, штейна, черновой меди попадают в атмосферный воздух через эти отверстия, однако данные источники выбросов обществом не инвентаризированы.

Судья городского суда согласился с выводами должностного лица, отклонив довод общества о том, что названные окна здания УСПиК МПЦ являются элементами приточной вентиляции для работы аспирационной системы, предназначены для обеспечения естественного притока «свежего» воздуха в здание (естественная приточная вентиляция), а потому не являются источниками загрязнения атмосферного воздуха и не подлежат инвентаризации.

Стороной защиты приводится довод о том, что аспирационные газы при работе агрегатов улавливаются при помощи установленной в здании аспирационной системы и направляются в санитарную трубу медеплавильного цеха (источник № 0001). Кроме того, указывается на то, что выброс аспирационных газов через фрамуги в здании УСПиК исключен, поскольку устройства для сбора аспирационных газов располагаются на отметке +23,7м под крышей, а фрамуги в здании УСПиК - в два яруса на отметках +6,9м и +10,7м, плотность теплого воздуха меньше, поэтому теплый внутренний воздух поднимается вверх по санитарной трубе, замещаясь более холодным наружным воздухом, поступающим через фрамуги, который опускается вниз. Сторона защиты полагает, что указанные фрамуги не могут рассматриваться в качестве источников загрязнения атмосферного воздуха, поскольку из-за разности давления теплый внутренний воздух не выходит наружу.

Термин «аспирация» обозначает процесс, при котором пыль, взвеси и примеси будут засасываться из внешней среды. Засасывание осуществляется за счет создания вблизи источника загрязнения зоны с определенными параметрами давления.

Аспирацию, как правило, объединяют с приточно-вытяжной вентиляцией для того, что бы в рабочее пространство стабильно попадали свежие и чистые потоки в нужном объеме. Выведение загрязняющих воздух веществ проходит по специальным каналам, имеющим значительный уклон. Расположение каналов под значительным уклоном позволяет избежать образование в инженерной сети зон, в которых загрязненный воздух может застаиваться.

Для эффективной и правильной работы аспирационной системы в помещении дополнительно монтируется приточно-вытяжная вентиляционная система для поступления нужного объема свежих и чистых воздушных масс.

Обществом не представлено сведений о том, что в рабочей зоне здания УСПиК МПЦ смонтирована приточно-вытяжная вентиляционная система. Напротив, сторона защиты утверждает, что необходимый объем свежих и чистых воздушных масс поступает в помещение из приоткрытых окон, расположенных на стенах здания.

При неорганизованной естественной вентиляции ветровой напор обусловлен небольшой разностью давлений между наветренной и подветренной сторонами здания. Он способствует интенсивному проветриванию помещений при открытых форточках и фрамугах. Ветровой напор равен нулю при штиле и в летний период в те дни, когда температура воздуха снаружи равна температуре в помещении.

На видеозаписи, произведенной в ходе осмотра производственной территории общества, объективно зафиксировано, что по двум противоположным сторонам помещения УСПиК МПЦ расположено два яруса окон, на момент осмотра открывание окон составило около 70 градусов.

Значительный угол открывания окон означает, что часть выбросов, выделяющихся в процессе разлива шлака, штейна, черновой меди попадают в атмосферный воздух через эти окна (отверстия).

При рассмотрении дела в суде второй инстанции защитники общества отрицали наличие под крышей здания УСПиК МПЦ продольного прямоугольного окна, через которое часть выбросов, выделяющихся в процессе производства, попадают в атмосферный воздух. Вместе с тем, в жалобе, поданной в областной суд, руководитель общества это обстоятельство не оспаривает, напротив, указывает на это отверстие как элемент приточной вентиляции (стр. 4 жалобы).

В нарушение требований ст. 22 Закона об охране атмосферного воздуха обществом, имеющем указанные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, не проводилась их инвентаризация в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, в связи с чем действия ООО «ММСК» правильно квалифицированы по ст. 8.1 КоАП РФ.

Постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено в пределах санкции ст. 8.1 КоАП РФ и является минимальным, предусмотренным указанной нормой для юридических лиц.

Руководствуясь ст.ст. 30.9, 30.1 - 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

жалобу *** ООО «ММСК» И.И.И. удовлетворить частично.

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, ведущего специалиста-эксперта межрегионального Медногорского отдела государственного экологического надзора Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 25 июня 2021 года , с учетом внесенных в него изменений решением судьи Медногорского городского суда Оренбургской области от 21 сентября 2021 года, и решение судьи Медногорского городского суда Оренбургской области от 21 сентября 2021 года, вынесенные в отношении ООО «ММСК» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, изменить, исключив указание на отнесение вентиляционной установки (В-15) (инвентарный номер 11005), расположенной в помещении проборазделочной инженерного корпуса ОТК УКП ООО «ММСК», к источнику загрязнения атмосферного воздуха, подлежащему инвентаризации.

В остальной части указанные акты оставить без изменения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.12 - 30.14 КоАП РФ, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Оренбургского

областного суда Е.Н. Каширская