ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-626/2016 от 25.11.2016 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

дело № 21-626/2016

РЕШЕНИЕ

25 ноября 2016 года г. Оренбург

Судья Оренбургского областного суда Новоженина О.Р., при секретаре Шишко Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Бровикова Н.А., действующего в интересах департамента информационных технологий Оренбургской области, на постановление начальника подразделения Управления ФСБ России по Оренбургской области от 29 июля 2016 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 05 октября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 13.12 КоАП РФ, в отношении департамента информационных технологий Оренбургской области,

установил:

постановлением начальника подразделения Управления ФСБ России по Оренбургской области от 29 июля 2016 года департамент информационных технологий Оренбургской области признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 13.12 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 05 октября 2016 года вышеуказанное постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, заявитель просит об отмене состоявшихся по делу решений и прекращении производства по делу.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав пояснения представителя департамента информационных технологий Оренбургской области Бровикова Н.А., поддержавшего доводы жалобы по изложенным в ней основаниям, а также представителей УФСБ России по Оренбургской области Насырова А.Ш., Шипилова М.А., Кутникова Е.Ю., возражавших против удовлетворения жалобы, оснований для удовлетворения жалобы не нахожу в связи со следующими обстоятельствами.

В соответствии с ч. 6 ст. 13.12 КоАП РФ административным правонарушением является нарушение требований о защите информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну), установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 1, 2 и 5 настоящей статьи.

Отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации регулируются Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

В силу ст. 16 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ) защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на: обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации; соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа; реализацию права на доступ к информации.

Обладатель информации, оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязаны обеспечить: предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации; своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации; предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации; недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование; возможность незамедлительного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней; постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации; нахождение на территории Российской Федерации баз данных информации, с использованием которых осуществляются сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации содержит перечень нормативно-правовых актов, устанавливающих требования о защите информации, не составляющей государственную тайну: а именно, в сфере защиты информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах: приказ ФСТЭК России от 11 февраля 2013 года № 17 «Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах»; в сфере защиты информации, содержащейся в информационных системах общего пользования: приказ ФСБ России и ФСТЭК России от 31 августа 2010 года № 416/489 «Об утверждении требований о защите информации, содержащейся в информационных системах общего пользования», принятый в развитие требований Постановления Правительства РФ от 18 мая 2009 года № 424 «Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям».

Согласно ст. 2 Федерального закона № 149-ФЗ информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств.

Информационные системы включают в себя государственные информационные системы - федеральные информационные системы и региональные информационные системы, созданные на основании соответственно федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, на основании правовых актов государственных органов (ст. 13 Федерального закона № 149-ФЗ).

Информационные системы «Интернет-портал органов государственной власти Оренбургской области» и «Электронная почта органов государственной власти Оренбургской области» функционируют в соответствии с документами, определяющими порядок их работы, а именно: регламент работы электронной почты органов государственной власти Оренбургской области, утвержден постановлением Правительства Оренбургской области от 10 сентября 2013 года № 756-п; распоряжение администрации Оренбургской области от 14 мая 1999 года № 407-р «О подключении к Интернету электронной почты администрации области»; положение об Интернет-портале органов государственной власти Оренбургской области, утвержденное постановлением Правительства Оренбургской области от 05 мая 2009 года № 564-п.

Из материалов дела усматривается, что департамент информационных технологий Оренбургской области является органом исполнительной власти Оренбургской области, осуществляющим управление в сферах информационных технологий, связи, а также координирующим в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельность органов исполнительной власти Оренбургской области в данных сферах. Также департамент выполняет функции и полномочия учредителя ГКУ «Центр информационных технологий Оренбургской области». Для реализации полномочий в сфере информационной безопасности в структуре департамента предусмотрен отдел информационной безопасности.

Департамент является владельцем государственных информационных систем и информационных систем органов государственной власти Оренбургской области. Департамент является владельцем информационных систем «Интернет-портал» органов государственной власти Оренбургской области» (далее – ИС «Интернет-портал»), «Электронная почта органов государственной власти Оренбургской области» (далее – ИС «Электронная почта»), а также государственной информационной системы «Центр обработки данных» Правительства Оренбургской области (далее – ГИС «ЦОД»).

В результате проверки департамента комиссией УФСТЭК России по Приволжскому федеральному округу в июле 2016 года было установлено, что указанные информационные системы имеют признаки государственных информационных систем. ИС «Интернет-Портал» государственной власти Оренбургской области» размещена в аттестованной по требованиям защиты информации, не составляющей государственную тайну, ГИС ЦОД с применением шифровальных (криптографических) средств. Администрирование ИС «Интернет-портал» возможно через сеть международного информационного обмена, в том числе по не незащищенным каналам передачи информации. ИС «Электронная почта» имеет два канала подключения к сети Интернет, только один из которых оборудован сертифицированными по требованиям безопасности информации средствами защиты. В нарушение требований ст. 16 Федерального закона № 149-ФЗ департаментом как владельцем государственных информационных систем и информационных систем органов государственной власти не проведены мероприятия по построению системы защиты информации в ИС «Интернет-портал» и ИС «Электронная почта» в том числе посредством контроля за соблюдением ГКУ «Центр информационных технологий Оренбургской области» требований Федерального закона № 149-ФЗ.

Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения департамента информационных технологий Оренбургской области к административной ответственности по ч. 6 ст. 13.12 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения и виновность департамента информационных технологий Оренбургской области подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом об административном правонарушении; выпиской из акта проверки; положением о департаменте информационных технологий Оренбургской области и положением об отделе информационной безопасности департамента информационных технологий Оренбургской области и иными материалами дела.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Прихожу к выводу о том, что при вынесении постановления о наложении административного наказания и рассмотрении жалобы департамента информационных технологий Оренбургской области на постановление, вынесенное начальником подразделения Управления ФСБ России по Оренбургской области от 29 июля 2016 года , должностное лицо и судья районного суда правильно пришли к выводу о том, что департаментом информационных технологий Оренбургской области не проведены мероприятия по построению системы защиты информации в ИС «Интернет-портал» и ИС «Электронная почта».

Все фактические обстоятельства дела были установлены полно и всесторонне, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, исследованными в ходе судебного заседания и получившими правильную оценку. Все представленные доказательства оценены в совокупности, вывод о наличии события правонарушения и виновности департамента информационных технологий Оренбургской области в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 13.12 КоАП РФ, является правильным и обоснованным. Доводам представителя департамента информационных технологий Оренбургской области дана обоснованная оценка. Выводы судьи районного суда мотивированы, приведены в решении, не согласиться с ними оснований не имеется.

В силу п. 1 Положения о департаменте информационных технологий Оренбургской области, утвержденного Указом Губернатора Оренбургской области от 15 января 2013 года , департамент информационных технологий Оренбургской области является органом исполнительной власти Оренбургской области, осуществляющим управление в сфере информационных технологий, связи, телекоммуникаций, информационной безопасности и обеспечения защиты персональных данных, развития информационного общества и формирования электронного правительства с целью повышения качества жизни населения на территории Оренбургской области и координирующим в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельность органов исполнительной власти Оренбургской области в данной сфере, в связи с чем, вопреки доводу жалобы заявителя является надлежащим субъектом административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 13.12 КоАП РФ.

Вопреки утверждению заявителя, решение судьи вынесено в соответствии с требованиями закона, содержит все данные, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, и является мотивированным.

Несогласие заявителя с данной судебными инстанциями оценкой фактических обстоятельств и доказательств по делу, не свидетельствует об ошибочности выводов судьи и незаконности вынесенного постановления.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При этом оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств.

В соответствии с абз. 3 п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Вместе с тем применение ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда, поэтому довод о том, что судьей районного суда отказано в применении положений ст. 2.9 КоАП РФ отмену судебного акта повлечь не может, так как с учетом характера административного правонарушения и конкретных обстоятельств дела оснований для отнесения совершенного правонарушения к малозначительным не имеется.

Иные доводы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых постановления должностного лица, а также судебного решения, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судьей районного суда при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и оценены по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ. Правильность оценки доказательств сомнений не вызывает.

Существенных нарушений процессуальных требований, которые могли бы служить основанием для отмены состоявшихся по делу решений, не установлено.

Постановление о привлечении департамента информационных технологий Оренбургской области к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 13.12 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией ч. 6 ст. 13.12 КоАП РФ, с учетом обстоятельств дела.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья

решил:

постановление начальника подразделения Управления ФСБ России по Оренбургской области от 29 июля 2016 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 05 октября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 13.12 КоАП РФ, в отношении департамента информационных технологий Оренбургской области оставить без изменения, а жалобу Бровикова Н.А. - без удовлетворения.

Судья Оренбургского

областного суда О.Р. Новоженина