ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-62/18 от 27.11.2018 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Судья Сат А.Е. Дело № 21-62/2018

РЕШЕНИЕ

г. Кызыл 27 ноября 2018 года

Судья Верховного Суда Республики Тыва Железнякова С.А., с участием секретаря Чимит Е.Ш., переводчика Дондуп Б.В., рассмотрев жалобу Монгуша А.А. на определение заместителя прокурора города Кызыла от 13 июля 2018 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и решение судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 28 сентября 2018 года,

УСТАНОВИЛА:

Монгуш А.А. обратился в прокуратуру г. Кызыла с заявлением о привлечении руководителя и работников почтового отделения ФГУП «Почта России», расположенного по адресу: * к административной ответственности по статье 19.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), указывая, что 26 апреля 2018 года около 14 часов 20 минут руководитель и почтовые работники вышеуказанного почтового отделения неоднократно нарушили пункт 2 статьи 24 Конституции РФ, отказав ему в выдаче копии или оригинала документа, подтверждающего получение им заказного письма, направленного государственным органом в его адрес и полученного им в тот день.

Определением заместителя прокурора г. Кызыла от 13 июля 2018 года в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 19.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника Кызыл-ОПС-1 Кызылского почтамта С. операторов Кызыл-ОПС-1 Кызылского почтамта Э.Р. Т. отказано на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 28 сентября 2018 года определение заместителя прокурора г. Кызыла об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по статье 19.1 КоАП РФ оставлено без изменения, жалоба Монгуша А.А. – без удовлетворения.

Не согласившись с решением судьи, Монгуш А.А. подал жалобу в Верховный Суд Республики Тыва и просил постановление должного лица и решение судьи отменить как незаконное и необоснованное.

В судебном заседании Монгуш А.А. жалобу поддержал, считает, что отказ начальника Кызыл-ОПС-1 Кызылского почтамта С. в выдаче справки о получении им заказного письма, направленного государственным органом в его адрес, является нарушением его конституционных прав, претензий к сотрудникам почты Р. Т. он не имеет.

Прокурор Ооржак С.А. в судебном заседании пояснила, что считает законным отказ заместителя прокурора г. Кызыла в возбуждении дела об административном правонарушении по статье 19.1 КоАП РФ.

С. Э.Р. Т. в судебном заседании пояснили, что никаких противозаконных действий в отношении Монгуша А.А. они не совершали.

Выслушав участников производства по делу об административном правонарушении, изучив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующему.

В части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указано, что поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных счастью 2 статьи 5.27 и статьёй 14.52 настоящего Кодекса).

Указанные в части 1 настоящей статьи материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.

Согласно части 5 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Дела о самоуправстве возбуждаются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч.2 ст. 28.3 КоАП РФ), а также прокурором, соответственно, определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом.

Отказывая в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 19.1 КоАП РФ, в отношении руководителя и работников Кызыл- ОПС-1 Кызылского почтамта, заместитель прокурора г. Кызыла указал, что по результатам проверки установлено, что работники ФГУП «Почта России» руководствовались Порядком приёма и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, утверждённых приказом ФГУП «Почта России» от 01.05.2012 года № 114-П, Федеральным законом «О связи», Правилами оказания услуг почтовой связи, утверждёнными приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 года № 234. Данные обстоятельства указывают на отсутствие объективной и субъективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 19.1 КоАП РФ.

Оставляя без изменения указанное определение заместителя прокурора г. Кызыла, судья городского суда пришёл к выводу, что каких-либо бесспорных доказательств совершения работниками ФГУП «Почта России» правонарушения, предусмотренного статьёй 19.1 КоАП РФ, в ходе проведённой прокуратурой г. Кызыла проверки получено не было. Из представленной Монгушом А.А. в судебное заседание видеозаписи следует, что нарушений со стороны сотрудников ФГУП «Почта России» не имеется. Обстоятельства, изложенной в обжалуемом определении, не противоречат представленной видеозаписи.

Нахожу указанные выводы должностного лица и судьи обоснованными по следующим основаниям.

В соответствии со статьёй 19.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 14.9.1 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трёхсот до пятисот рублей.

Обязательным признаком самоуправства является самовольность, то есть виновное лицо преднамеренно нарушает установленный действующим законодательством РФ определённый порядок осуществления своего действительного или предполагаемого права и вопреки этому порядку пытается осуществить неправомерные действия для достижения имеющихся у него противоправных целей. При этом виновный осознаёт, что действует без разрешения лица, право которого данное деяние нарушает.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьёй 19.1 КоАП РФ, характеризуется следующими признаками. Во-первых, данное правонарушение может быть совершено только путём активных действий. Невозможно реализовать свои субъективные права путём бездействия. Во-вторых, действующим законодательством установлен определённый порядок реализации субъективных прав, например обращение в компетентные органы, суд, проведение определенных процедур и т.д. В-третьих, лицо реализует свое действительное или предполагаемое право вопреки установленному порядку. В-четвёртых, противоправными действиями не должен быть причинён существенный вред гражданам или юридическим лицам.

Субъектами данного правонарушения могут быть граждане и должностные лица, которые совершили самовольные действия для реализации субъективного права вопреки установленному законом порядку его осуществления.

Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется прямым умыслом по отношению к самовольным действиям, то есть виновное лицо должно осознавать, что установлен определённый порядок в соответствии с действующим законодательством РФ для реализации своих прав.

Следовательно, отказ начальника Кызыл-ОПС-1 Кызылского почтамта С. и оператора Кызыл-ОПС-1 Кызылского почтамта Э. в выдаче справки, подтверждающей получение Монгушом А.А. заказного письма, направленного государственным органом в его адрес и полученного им 26 апреля 2018 года, не подпадает под признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 19.1 КоАП РФ.

Действия оператора Кызыл-ОПС-1 Кызылского почтамта Э. являются законными, так как 26 апреля 2018 года при выдаче Монгушу А.А. заказного письма он руководствовался пунктом 33 Правил оказания услуг почтовой связи, утверждённых приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 года № 234. пунктами 20.6 – 20.8 Порядка приёма и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, утверждённых приказом ФГУП «Почта России» от 01.05.2012 года № 114-П. То, что в результате совместных действий оператора почтового отделения Э. забравшего заполненный бланк почтового извещения формы 22 на выдачу заказного письма, поступившего в адрес Монгуша А.А., и Монгуша А.А., не желавшего возвратить оператору почтового отделения Э. заполненный бланк почтового извещения формы 22, оторвался кусочек бланка, не свидетельствует о наличии в действиях почтового работника Э. состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 19.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах оснований для отмены определения заместителя прокурора города Кызыла от 13 июля 2018 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и решения судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 28 сентября 2018 года не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьёй 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Тыва

РЕШИЛА:

определение заместителя прокурора города Кызыла от 13 июля 2018 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и решение судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 28 сентября 2018 года оставить без изменения, жалобу Монгуша А.А. – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его принятия.

Судья С.А. Железнякова