ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-62/19 от 20.03.2019 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Судья Кайгородова О.В.

№ 21-62/2019

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

20.03.2019

г. Петрозаводск

Судья Верховного Суда Республики Карелия Щепалов С.В., рассмотрев жалобу защитника (...), действующей в интересах Ермолаева О. А., на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Карелия от 30.11.2018, решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 14.01.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении Ермолаева О. А.,

установил:

постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Карелия от 30.11.2018, оставленным без изменения решением судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 14.01.2019, Ермолаев О.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 руб.

С такими постановлением должностного лица и решением судьи не согласен защитник (...) в поданной жалобе просит их отменить и прекратить производство по делу на основании п.п. 1, 2 или п. 6 ст. 24.5, либо на основании ст. 2.9 КоАП РФ. Указывает, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, в нем не указано время совершения правонарушения. Кроме того, протокол и постановление по делу имеют разные номера. Запросы о предоставлении дополнительных доказательств направлены после передачи дела на рассмотрение, материалы дела на момент ознакомления были неполные, при этом не были прошиты, пронумерованы. Дата совершения правонарушения определена неправильно, поскольку дата 01.01.2018 является датой обнаружения правонарушения. Срок привлечения к ответственности необходимо исчислять с момента возникновения обязанности по возврату денежных средств. Согласно п. 3.2.11 Соглашения от 29.06.2015 неиспользованные остатки межбюджетных трансфертов перечисляются в бюджет в течение 15 рабочих дней по состоянию на 01.01.2016, и срок давности привлечения к административной ответственности истек. Ермолаев О.А. не является субъектом правонарушения, поскольку на момент возникновения обязанности по возврату субсидии должностным лицом, распорядителем или получателем средств бюджета он не являлся, он приступил к исполнению должностных обязанностей только на стадии ввода объекта строительства в эксплуатацию. Согласно акту камеральной проверки возврату в бюджет подлежит иная сумма, чем указанная в протоколе об административном правонарушении. Правонарушение является малозначительным, поскольку итоговые цели, на которые была выделена субсидия, достигнуты.

Заслушав защитника (...) поддержавшую доводы жалобы, представителя административного органа (...) возражавшую против удовлетворения жалобы, проверив дело, прихожу к следующему.

В силу ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных ст. 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Пункт 1 ст. 132 БК РФ относит к межбюджетным трансфертам субсидии бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета.

В силу п. 3 ст. 132 БК РФ в ред. Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ, действовавшей в период действия соглашения о предоставлении субсидии, цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ на срок не менее трех лет.

Согласно подп. 9 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам РФ Федерации на софинансирование строительства (реконструкции) объектов культуры и центров культурного развития государственной собственности субъектов РФ, не включенных в федеральные целевые программы, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из бюджетов субъектов РФ, и (или) на предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов РФ на софинансирование строительства (реконструкции) объектов культуры и центров культурного развития муниципальной собственности, не включенных в федеральные целевые программы, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из местных бюджетов, главным распорядителем в отношении которых является Министерство культуры РФ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2013 № 1121 и действовавших на день совершения административного правонарушения (далее - Правила), предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения, содержащего положения о размере предоставляемой субсидии, сроках и условиях ее предоставления.

Между Министерством культуры РФ и Правительством Республики Карелия 29.06.2015 заключено Соглашение о предоставлении в 2015 году субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Карелия на софинансирование строительства Центра культурного развития в г. Костомукша Республика Карелия (далее - Соглашение).

В соответствии с п.п. 1.1 и 1.2 Соглашения Министерство культуры РФ предоставляет в 2015 году субсидию на софинансирование строительства указанного объекта в размере (...) Получатель обеспечивает финансирование указанных расходных обязательств за счет средств консолидированного бюджета Республики Карелия в размере (...) в том числе из бюджета муниципального образования – (...) (т. 2, л. 2 административного материала).

В силу п. 2.4 Соглашения в случае возникновения экономии по объектам капитального строительства полученная экономия подлежит пропорциональному распределению между средствами федерального бюджета, средствами бюджета Республики Карелия и бюджета муниципального образования.

Пунктом 3.2.2 Соглашения и приложением № 2 к Соглашению предусмотрена обязанность получателя по направлению бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Республики Карелия на финансовое обеспечение расходов по капитальным вложениям объектов капитального строительства в срок до начала второго квартала 2016 г. в полном объеме (т. 2 л. 12 административного материала).

Распоряжением Правительства Республики Карелия от 07.05.2015 № 281р-П контроль за ходом реализации и выполнения условий Соглашения возложен на Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, которое определено главным распорядителем бюджетных средств, поступивших из федерального бюджета.

Средства субсидии поступили от Министерства культуры РФ на счет Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия 11.11.2015 в полном размере 49897700 руб. (т. 1, л.д. 34), и впоследствии израсходованы на строительство объекта (т. 1 л. 36 административного материала).

30.11.2017 объект - Центр культурного развития в г. Костомукша - введен в эксплуатацию (т. 1 л. 170 административного материала). Средства консолидированного бюджета Республики Карелия в порядке исполнения Соглашения направлялись на финансирование строительства с 2015 г. по 29.12.2017 и составили в общей сумме (...) меньше, чем было предусмотрено Соглашением, что сторона защиты по существу не оспаривала.

Таким образом, с учетом п.п. 1.1, 1.2, 2.4 Соглашения и вышеуказанных положений бюджетного законодательства у главного распорядителя средств, поступивших из федерального бюджета, к окончанию 2017 финансового года возникла обязанность возвратить в федеральный бюджет часть предоставленной субсидии с учетом предусмотренной Соглашением пропорции софинансирования строительства Объекта. Данная сумма составляет (...)

В соответствии с подп. 1 п. 13 Положения о Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 09.07.2013 № 216-П, министр осуществляет руководство Министерством на основе единоначалия и несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Министерство функций.

Указом Главы Республики Карелия от 03.10.2017 № 181 с 03.10.2017 Министром строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия был назначен Ермолаев О.А., ранее с 26.09.2017 он исполнял обязанности министра в соответствии с Указом Главы Республики Карелия от 26.09.2017 № 145 (т. 3, л. 102, 103 административного материала).

Основанием привлечения Ермолаева О.А. к административной ответственности по существу послужили выявленные по результатам внеплановой камеральной проверки, проведенной в период с 22.01.2018 по 02.03.2018 на основании приказа Управления Федерального казначейства по Республики Карелия от 17.01.2018 № 25, изданного по поручению Федерального казначейства, следующие обстоятельства. Ермолаев О.А. как должностное лицо – Министр строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, исполняя свои должностные обязанности по адресу: г. Петрозаводск, ул. Антикайнена, д. 1А, в нарушение п. 3 ст. 132 БК РФ, п. 9 Правил, п.п. 1.2, 3.2.2 Соглашения, п. 1 приложения № 2 к Соглашению, не обеспечил к 01.01.2018 соблюдение основных условий предоставления вышеназванного межбюджетного трансферта, а именно: условий софинасирования за счет средств консолидированного бюджета Республики Карелия. Так, из федерального бюджета получена и израсходована полная сумма субсидии (...) Вместе с тем, из консолидированного бюджета Республики Карелия на софинансирование строительства была направлена меньшая сумма, чем предусмотрено Соглашением (...) что, с учетом окончания финансирования строительства, свидетельствовало о перерасходе средств федерального бюджета на сумму (...) Несмотря на это обстоятельство, указанная разница к окончанию финансового года, в котором объект был введен в эксплуатацию и завершены расчеты за строительство и, в федеральный бюджет возвращена не была.

Указанные обстоятельства и вина должностного лица в совершении административного правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении, актом проверки, копией Соглашения с приложениями, сведениями сводной бюджетной росписи бюджета муниципального образования "Костомукшский городской округ", отчетами об исполнении условий Соглашения, соглашением от 10.11.2015 на строительство и реконструкцию объектов муниципальной собственности, платежным поручением о перечислении из федерального бюджета средств субсидии, платежным поручением от 28.12.2015 о перечислении средств субсидии на расчетный счет (...) для расходования на капитальные вложения в строительство, отчетами об исполнении бюджета, платежными поручениями о перечислении на счет муниципального учреждения средств из консолидированного бюджета РК, соглашением о предоставлении субсидии из бюджета муниципального образования "Костомукшский городской округ" от 25.12.2015, приказом о назначении внеплановой камеральной проверки, уведомлением руководителя Федерального казначейства о применении бюджетных мер принуждения, извещением заместителя Министра финансов России о принятии решения о бесспорном взыскании, приказом Министра финансов России о бесспорном взыскании средств, предоставленных из федерального бюджета, в сумме 13379,42 руб., указами Главы Республики Карелия, объяснениями представителя административного органа.

Несмотря на сложное изложение события правонарушения, обусловленное спецификой бюджетных правоотношений, достаточных оснований полагать о несоответствии протокола об административном правонарушении требованиям ст. 28.2 КоАП РФ не имеется. Дата совершения правонарушения в протоколе указана (01.01.2018), и, вопреки доводам жалобы, определена правильно. Так, Ермолаеву О.А. в рамках настоящего дела не вменялось нарушение предусмотренного приложением № 2 к Соглашению графика софинансирования строительства либо своевременности выполнения строительных работ. Нарушения п. 3.2.11 Соглашения о возвращении в бюджет неиспользованного остатка межбюджетного трансферта Ермолаеву О.А. также не вменено, поскольку, исходя из материалов дела, средства субсидии были израсходованы на строительство в полном объеме. Ермолаев О.А. по существу привлечен к ответственности в связи с нарушением условий Соглашения, выразившимся в несоблюдении по результатам софинансирования строительства соотношения израсходованных средств субсидии с расходами консолидированного бюджета РК в пользу последнего. Поскольку средства консолидированного бюджета доводились до получателя по 29.12.2017 (т. 1, л. 156 административного материала), их окончательный размер выявился по состоянию на конец данного финансового года. Соответственно, правонарушение является оконченным 01.01.2018. Нарушение пропорций в расходах консолидированного бюджета РК и использованных средствах субсидии в более ранние периоды (независимо от соблюдения сроков финансирования и строительства) не исключало возможность восстановления необходимого соотношения расходов этих источников финансирования к окончанию расчетов за строительство. Соответственно, срок давности привлечения к административной ответственности не истек.

Ермолаев О.А. как высшее должностное лицо министерства, являющегося главным распорядителем бюджетных средств и ответственного за использование средств субсидии, правомерно признан субъектом правонарушения, поскольку на день окончания финансирования строительства и в период, непосредственно предшествующий ему, он более трех месяцев исполнял обязанности руководителя органа исполнительной власти, ответственного за выполнение условий Соглашения.

Обстоятельства, послужившие основанием для привлечения должностного лица к административной ответственности, сторона защиты по существу не оспорила.

Доводов и доказательств, подтверждающих те обстоятельства, что финансирование строительства к настоящему времени не завершено, в дело не представлено. При этом доказательства, подтверждающие принятие Ермолаевым О.А. каких-либо мер по контролю за соблюдением условий расходования субсидии, в деле также отсутствуют. В связи с этим доводы стороны защиты о том, что Ермолаеву О.А. не было известно о том, какие средства были израсходованы из бюджета Костомукшского городского округа, подлежат отклонению.

При таких обстоятельствах в действиях должностного лица главного распорядителя бюджетных средств правомерно усмотрен состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.

Вопреки доводам жалобы оснований для признания выявленного правонарушения малозначительным не имеется, поскольку оно повлекло неблагоприятные последствия в виде перерасхода средств федерального бюджета и явилось основанием для применения мер бюджетного принуждения.

Назначенное по делу административное наказание соответствует минимальной санкции статьи, в связи с чем оснований полагать о его излишней строгости не усматривается.

Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, дающих основания для отмены или изменения вынесенных по делу постановления должностного лица контрольного органа и решения судьи, в ходе производства по делу не допущено.

Иные доводы жалобы также не опровергают правомерность привлечения Ермолаева О.А. к административной ответственности и обоснованность назначенного административного наказания.

Учитывая изложенное, постановление должностного лица и решение судьи по настоящему делу являются законными и обоснованными. Оснований для удовлетворения поданной жалобы, в том числе по изложенным в ней доводам, не имеется.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Карелия от 30.11.2018, решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 14.01.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении ЕрмО. О. А. оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Судья

С.В. Щепалов