Дело № 21-62/2017 судья Карпова О.А.
Р Е Ш Е Н И Е
28 февраля 2017 года город Тверь
Судья Тверского областного суда Титов С.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника отдела общего промышленного надзора по Тверской области Центрального управления Ростехнадзора
ФИО1 на решение судьи Лихославльского районного суда Тверской области от 08 декабря 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора МУП «Вески» МО Вескинского сельского поселения Лихославльского района ФИО2,
установил:
постановлением начальника отдела общего промышленного надзора по Тверской области Центрального управления Ростехнадзора от 31 августа 2016 года должностное лицо – директор МУП «Вески» МО Вескинского сельского поселения Лихославльского района ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Решением судьи Лихославльского районного суда Тверской области
от 08 декабря 2016 года указанное постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе, поданной в Тверской областной суд, должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, выражая несогласие с решением судьи, просит его отменить. В обоснование указывает, что котельная, которую эксплуатирует МУП «Вески», включает в себя оборудование, в том числе наружные газопроводы, и полностью соответствует по существу определению «сеть газопотребления». Отсутствие в договорах, заключенных меду Администрацией Вескинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области и МУП «Вески», формулировки «сеть газораспределения» не означает отсутствие сети газопотребления фактически. Кроме того, по данному газопроводу газ подается только для МУП «Вески», иных потребителей на спорном участке газопровода не имеется.
Проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, оценив доводы жалобы, выслушав представителей Ростехнадзора Игнатьевну Е.В.и ФИО1, поддержавших доводы жалобы, защитника Иванова В.А., просившего состоявшееся судебное решение оставить без изменения, прихожу к следующим выводам.
Статьей 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Субъектом правонарушения могут быть как граждане и должностные лица, так и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, чья деятельность функционально связана с опасными производственными объектами.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что по информации прокуратуры Лихославльского района Тверской области о незаконной деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов – газовых котельных, расположенных по адресам: <адрес>, уполномоченным должностным лицом Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору 04 июля 2016 года в отношении МУП «Вёски» муниципального образования Вёскинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и проведено административное расследование.
Установлено, что на указанных выше объектах используется воспламеняющиеся вещества (природный газ). В соответствии с пунктом 1 Приложения Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ
«О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ) объекты относятся к опасным производственным объектам.
Осуществляя деятельность по эксплуатации взрывопожароопасного производственного объекта, предприятие в нарушение части 2 статьи 2 указанного Федерального закона, пункта 5 постановления Правительства РФ от 24 ноября 1998 года № 1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» опасный производственный объект в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, не зарегистрировало; в нарушение требований указанных в Постановлении Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013 года № 492 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности», статей 6, 9 Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ, пункта 12 части 1 статьи 12 Федерального закона
«О лицензировании отдельных видов деятельности» № 99 – ФЗ от
04 мая 2011 года лицензии не имеет.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения директора МУП «Вески» МО Вескинского сельского поселения Лихославльского района ФИО2 к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассматривая жалобу на указанное выше постановление, судья Лихославльского районного суда Тверской области пришел к выводу об отсутствии в действиях должностного лица состава вмененного административного правонарушения.
Мотивируя свое решение, судья указал, что материалы дела не содержат данных о том, что газораспределяющее оборудование: газопроводы среднего давления, ГРУ и водогрейные котлы марки «Факел-Т», расположенные по адресам: <адрес>, находятся на праве хозяйственного ведения либо на ином законном основании принадлежат МУП «Вески» и эксплуатируются им, следовательно, к директору МУП «Вески» не может предъявляться требование о необходимости наличия лицензии на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов, которыми оно не владеет, а только имеет к ним доступ для исполнения обязательств по техническому обслуживанию объектов.
С данным решением согласиться нельзя.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 июля 1997 года
№ 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ) промышленная безопасность опасных производственных объектов – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в названном Федеральном законе и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.
Согласно статьи 2 указанного Федерального закона опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к названному Закону.
Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, на четыре класса опасности.
Присвоение класса опасности опасному производственному объекту осуществляется при его регистрации в государственном реестре.
Руководитель организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года
№ 116-ФЗ установлено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в частности: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации
от 10 июня 2013 года № 492 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности» утверждено Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (далее - Положение о лицензировании ОПО).
На основании пункта 2 регламента по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденного Приказом Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 ноября 2016 года № 494,
заявителями по предоставлению государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию опасных производственных объектов на праве собственности или ином законном основании.
Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 № 317
«Об утверждении Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации» определено, что "котельная" - здания или помещения (встроенные, пристроенные, размещенные на крыше зданий) с котлами или теплогенераторами (не менее двух) и вспомогательным технологическим оборудованием, предназначенными для получения энергоносителей (водяного пара, горячей воды) в целях теплоснабжения или выработки продукции.
Согласно протоколам осмотра места происшествия от 24 августа 2015 года, а также осмотра местности, жилища, иного помещения от
12 августа 2016 года составленными уполномоченными должностными лицами в рамках уголовного дела №, возбужденного 05 августа 2015 года в отношении А.Б. - руководителя МУП А предприятия которое ранее осуществляло эксплуатацию указанных выше зданий котельных, внутри помещений находятся газовые трубы, подсоединённые к вспомогательному технологическому оборудованию - газорегуляторной установке (далее – ГРУ), с последующим подсоединением к газовым котлам, что свидетельствует о взрывопожароопасности данных объектов.
Согласно Уставу МУП «Вески» является предприятием, осуществляющим деятельность, одной из целей которого – решение вопросов местного значения, предусмотренных Федеральным законом № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», не наделенным правом собственности на имущество, закрепленным за ней собственником. МУП «Вески» является унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения. Собственником имущества, передаваемого предприятию, является муниципальное образование Вескинское сельское поселение Лихославльского района Тверской области.
Для достижения вышеуказанной цели, а также в целях удовлетворения общественных потребностей в результатах его деятельности и получения прибыли предприятие осуществляет следующие виды деятельности: производство, передача, реализация, распределение тепловой и энергетической энергии, эксплуатация газового хозяйства, эксплуатация внешних, внутренних систем энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения и др., для реализации которых
МУП «Вески» эксплуатирует газоиспользующие объекты – газифицированные котельные, в состав которых входит газопотребляющее оборудование: газопроводы среднего давления, ГРУ и водогрейные котлы марки «Факел-Т».
На основании постановления главы администрации Вескинского сельского поселения о передаче муниципального имущества на хранение
от 01 сентября 2015 года и договора хранения от 01 сентября 2015 года № 1 одним из передаваемых объектов является здание котельной с оборудованием д. Вески (л.д. 84-90).
На основании постановления главы администрации Вескинского сельского поселения о закреплении на праве хозяйственного ведения за МУП «Вески» муниципального имущества от 01 сентября 2015 года и договора о закреплении за МУП «Вески» муниципального образования Вескинского сельского поселения муниципального имущества (основные средства) на праве хозяйственного ведения от 01 сентября 2015 года одним из передаваемых объектов является здание котельной с оборудованием
д. Осиновая Гряда (л.д. 91-96).
Кроме того, наличие у МУП «Вески» котельной, расположенной по адресу: <адрес> на праве хозяйственного ведения, подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от
29 октября 2015 года (л.д. 97).
Факт эксплуатации МУП «Вески» газовых котельных, расположенных по адресам: <адрес> не оспаривается.
Разграничение балансовой принадлежности газопроводов и эксплуатационной ответственности между МУП «Вески» и АО при обстоятельствах фактического осуществления предприятием эксплуатации указанных выше объектов не может снимать с него обязанности по выполнению требований Федерального закона от
21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Указанным выше документам и обстоятельствам судьёй районного суда надлежащая оценка не дана, а потому выводы об отсутствии в действиях директора МУП «Вески» ФИО2 вменённого ему правонарушения являются преждевременными, несоответствующими требованиям статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах решение судьи, вынесенное по итогам рассмотрения жалобы на постановление административного органа от
31 августа 2016 года в отношении директора МУП «Вески» МО Вескинского сельского поселения Лихославльского района ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нельзя признать законным.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, в случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что на настоящий момент срок давности привлечения виновного лица к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, не истек, решение судьи Лихославльского районного суда Тверской области от 08 декабря 2016 года подлежит отмене, а дело об административном правонарушении – возвращению на новое судебное рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Лихославльского районного суда Тверской области от
08 декабря 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора МУП «Вески» МО Вескинского сельского поселения Лихославльского района ФИО2 отменить.
Дело об административном правонарушении возвратить в Лихославльский районного суда Тверской области на новое рассмотрение.
Судья С.Е.Титов