ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-632/2016 от 23.11.2016 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 21-632/2016

судья: Кулишов А.С.

РЕШЕНИЕ

23 ноября 2016 года г. Симферополь

Судья Верховного Суда Республики Крым Хожаинова О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым ФИО8. на решение судьи Симферопольского районного суда Республики Крым от 09 сентября 2016 года по делу № 12-54/2016, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на постановление заместителя начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым ФИО7Б. от 08 августа 2016 года № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Велес-Крым»,

установил:

Постановлением о назначении административного наказания от 08 августа 2016 года, вынесенным заместителем начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым ФИО9 ООО «Велес-Крым» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, директор ООО «Велес-Крым» Ферлиевич В.В. обратился в суд с жалобой.

Решением судьи Симферопольского районного суда Республики Крым от 09 сентября 2016 года постановление заместителя начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым ФИО11. от 08 августа 2016 года № изменено, снижен размер назначенного административного штрафа до 200000 рублей.

Не согласившись с указанным решением, заместитель начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым Ан В.Б. подал жалобу, в которой ставит вопрос об отмене решения судьи, с принятием нового решении, которым оставить без изменения постановление заместителя начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым ФИО12. от 08 августа 2016 года № В обоснование жалобы указал, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального права и процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку установлено, что ООО «Велес-Крым» не проводятся обязательные мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, защите земель от загрязнения химическими веществами, отходами производства и другого негативного воздействия, что является нарушением требований законодательства Российской Федерации, а именно: осуществление сохранения и повышения плодородия земель сельскохозяйственного назначения посредством систематического проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных, противоэрозионных мероприятий, так как у ООО «Велес-Крым» отсутствуют подтверждающие документы о проведении мероприятий, способствующих воспроизводству плодородия земель, то есть паспорт почв или иной документ, отражающий агротехнические, агрохимические, мелиоративные, фитосанитарные показатели; выполнения расчета потребности культур в питательных элементах, согласно выноса из почвы и внесения требуемого количества удобрений с учетом результатов агрохимического и эколого-токсикологического обследования земель. Невыполнение указанных обязанностей в совокупности оказывает негативное воздействие на окружающую среду, происходит аммиачное отравление и сжигание растений, отравление почвы и неспособность вегетации растений в почве, в результате чего ухудшается качественное состояние земель. Считает также, что суд необоснованно применил положения ч.3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ в части снижения административного штрафа до 50 % в связи с низкой степенью общественной опасности административного правонарушения.

Представитель Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым Бобровский А.С. доводы жалобы поддержал в полном объеме.

В судебном заседании представители ООО «Велес-Крым» Шилов Н.В. и Зайцева С.В. против удовлетворения жалобы возражали, просили отменить решение судьи Симферопольского районного суда Республики Крым от 09 сентября 2016 года по делу № 12-54/2016, а также постановление заместителя начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым ФИО13. от 08 августа 2016 года /ЗН-РК ввиду отсутствия в действиях ООО «Велес-Крым» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ. Считают, что постановление по делу об административном правонарушении составлено должностным лицом, не уполномоченным на его составление. Материалы, на основании которых вынесено постановление были собраны с грубым нарушением требований, установленных Федеральным законом № 294-ФЗ от 26.12.2008 г. Проверка в части выявления нарушений требований земельного законодательства в отношении земель сельскохозяйственного назначения была проведена неуполномоченным органом. Проведенная ФГБУ «Центр агрохимической службы Крымский» на основании заявки Общества агро-экологическая экспертиза почв ООО «Велес-Крым» Симферопольского района подтверждает, что качество земли, ее сельскохозяйственная ценность является выше в сравнении со средневзвешенными показателями Симферопольского района.

Заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, считаю необходимым указать следующее.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

Объективную сторону образует бездействие по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду.

Субъектом правонарушения являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и обязательные мероприятия. Субъективная сторона характеризуется виной.

В силу части 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

В подпункте 2 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлен один из основных принципов земельного законодательства, закрепляющий приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества.

Пунктом 2 статьи 13 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Согласно статье 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В силу статьи 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы земельных участков обязаны, в числе прочего, осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов; содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения; информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Как следует из материалов дела и судом первой инстанции установлено, что актом проверки Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 26.05.2016 года , в рамках проведения внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Велес-Крым» в целях выявления возможных нарушений требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами в части несанкционированного складирования отходов, исполнения требований земельного законодательства в части уничтожения плодородного слоя почвы, а равно порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления ООО «Велес-Крым» в связи с обращением, поступившим в адрес Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым за № от 24.03.2016 г., был установлен и зафиксирован факт выезда механизированных транспортных средств, регистрационные номера и с прицепами (бочка с устройством для распыления) из территории свиноводческой товарной фермы ООО «Велес-Крым», расположенный на территории <адрес> Крым Проследовав за указанными механизированными транспортными средствами, специалистами Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым установлен и зафиксирован факт слива жидкой массы, по составу и характерному запаху соответствующей отходам жизнедеятельности животноводства, на земельный участок, площадью 600 кв. м (координаты 45°02"05,952"N, долготе 33°45"08,226""Е), который расположен ориентировочно на расстоянии 4 км от <адрес> сельского поселения <адрес>.

Сотрудником Государственного автономного учреждения Республики Крым «Центр лабораторного анализа и технических измерений» с территории, на которой осуществлен слив жидкой массы, в присутствии двух свидетелей, отобраны образцы проб грунта на предмет содержания в нем загрязняющих веществ, а также отобраны образцы проб грунта с фоновой территории (акт отбора проб почв, грунтов, донных отложений, илов от 17.05.2016 -П).

Согласно результатов измерений отобранных проб грунта, в грунте выявлено превышение предельно-допустимой концентрации химического элемента – аммония обменного по сравнению со значением фоновой пробы (протоколы результатов инструментально-лабораторных измерений проб грунтов от 23.05.2016 -п и от 23.05.2016 -п).

Кроме того, письмом от 18.07.2016 г. ООО «Велес-Крым» известило Крымсельхознадзор, что на указанном земельном участке предприятием не проводились агрохимические обследования земель, почвенно-грунтовые и эколого-токсикологические обследования почв, показатели состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения отсутствуют, не предоставлены и отсутствуют документы и информация о расчете потребности культур в питательных элементах, согласно выноса из почвы и внесения требуемого количества удобрений с расчетом под каждую выращиваемую культуру с учетом результатов агрохимического и эколого-токсикологического обследования земель и агрохимического паспорта полей, с указанием количественного содержания питательных элементов (азот, фосфор, калий).

Указанные обстоятельства, в совокупности, послужили основанием для привлечения к административной ответственности ООО «Велес-Крым» по ч.2 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопреки доводам жалобы, выводы судьи районного суда о наличии в действиях ООО «Велес-Крым» состава вмененного административного правонарушения соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые всесторонне, полно и объективно исследовались судьей районного суда и получили надлежащую оценку в судебном акте в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Действия ООО «Велес-Крым» правильно квалифицированы по ч.2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доказательств невозможности выполнения ООО «Велес-Крым» установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв, предотвращению процессов негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, в силу обстоятельств, которые ООО «Велес-Крым» не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, не представлено, что с учетом положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ свидетельствует о наличии его вины.

Учитывая положения статей 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.ст.23.79.1, 23.79.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федерального закона от 29.11.2014 N 377-ФЗ "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", Положения о Службе по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 25.09.2014 N 351, Положения об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Крым и городу Севастополю, утвержденного приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 27.04.2015 N 285, прихожу к выводу о том, что постановление заместителя начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым ФИО14. от 08 августа 2016 года № вынесено в пределах предоставленных полномочий с соблюдением требований специального порядка сбора доказательств и составления документов по проведенной проверке и обследованию, отбору образцов при фитосанитарном надзоре.

Несогласие заявителя с произведенной судьей районного суда оценкой доказательств по делу, выводами суда не свидетельствует о том, что судьей допущены существенные нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Постановление о привлечении ООО «Велес-Крым» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено ООО «Велес-Крым» в пределах санкции ч.2 с. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с соблюдением общих правил назначения наказания, установленных статьями 4.1 – 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является справедливым и соразмерно содеянному.

Суд первой инстанции, учитывая положения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также такие критерии, обозначенные Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 25.02.2014 N 4-П, как справедливость и соразмерность административного наказания, на основании оценки совокупности установленных по делу обстоятельств, счел возможным уменьшить размер административного штрафа ниже низшего предела, установив его в размере 200 000 рублей.

Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного акта, поскольку сводится лишь к переоценке исследованных судом доказательств и несогласию с выводами суда.

Нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену оспариваемого решения, не допущено, правовых оснований для пересмотра оспариваемого акта не имеется.

Руководствуясь ст.ст.30.6 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

Решение судьи Симферопольского районного суда Республики Крым от 09 сентября 2016 года по делу № 12-54/2016, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на постановление заместителя начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым Ан В.Б. от 08 августа 2016 года № в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Велес-Крым» об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - оставить без изменения, жалобу заместителя начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым ФИО15 - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья О.В. Хожаинова