дело № 21-632/2016
РЕШЕНИЕ
25 ноября 2016 года г. Оренбург
Судья Оренбургского областного суда Каширская Е.Н., при секретаре Плешивцевой К.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Солдатовой С.В. (которой после заключения 03 сентября 2016 года брака присвоена фамилия Арутюнян) на постановление начальника Межрайонной ИФНС России № 10 по Оренбургской области от 31 августа 2016 года № и решение судьи Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 10 октября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ, в отношении Солдатовой (Арутюнян) С.В. (далее – Солдатова С.В.),
установил:
постановлением начальника Межрайонной ИФНС России № 10 по Оренбургской области от 31 августа 2016 года №, оставленным без изменения решением судьи Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 10 октября 2016 года, Солдатова С.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, Солдатова С.В. просит об отмене постановления должностного лица, решения судьи и прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, заслушав объяснения участников процесса, прихожу к следующим выводам.
Отношения, связанные с государственной регистрацией юридических лиц при их ликвидации, регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ).
Порядок ликвидации юридических лиц установлен ст.ст. 61 - 64 ГК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 61, п. 2 ст. 62, п. 6 ст. 63 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его участников, которые назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК РФ, другими законами, при этом ликвидационный баланс юридического лица должен составляться и утверждаться после завершения всех расчетов его с кредиторами.
В силу п. 1 ст. 21 Закона № 129-ФЗ лицо, обратившееся в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией, должно подтвердить в заявлении соблюдение установленного федеральным законом порядка ликвидации юридического лица, а также представить ликвидационный баланс, содержащий достоверные сведения о завершении расчетов с его кредиторами.
По смыслу указанных норм закона, представление в регистрирующий орган ликвидационного баланса, не отражающего действительного размера обязательств (фактическое финансовое положение) юридического лица, следует рассматривать как ликвидационный баланс, содержащий недостоверные финансовые сведения о юридическом лице.
В соответствии с ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ административным правонарушением является непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом.
Из материалов дела усматривается, что в Межрайонной ИФНС России № 10 по Оренбургской области 06 апреля 2016 года ликвидатором ООО «***» Солдатовой С.В. представлено заявление по форме № Р16001 «О государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией» и ликвидационный баланс. В представленном ликвидационном балансе ООО «***» сведения о кредиторской задолженности перед бюджетом отсутствуют, однако в соответствии с письмом ИФНС России по Центральному району г. Оренбурга от 13 апреля 2016 года № за ООО «***» числится непогашенная задолженность перед бюджетом в сумме 19 рублей 63 копейки.
Таким образом, Солдатовой С.В., как должностным лицом, ответственным за представление данного баланса, допущено нарушение п. 1 ст. 21 Закона № 129-ФЗ, выразившееся в представление на государственную регистрацию для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица документа, содержащего недостоверные сведения о юридическом лице, что влечет ответственность по ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ.
Ссылка в жалобе на то, что формирование бухгалтерского баланса в программе «1С:Бухгалтерия 8» производится в тысячах рублей без десятичных знаков, в связи с чем задолженность общества перед бюджетом в сумме 19 рублей 63 копейки в ликвидационном балансе не отразилась, а потому она не могла знать о наличии этой задолженности и не завершении расчета с кредиторами, не влечет отмену обжалуемых актов.
Ликвидатор юридического лица принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности.
В суде второй инстанции Солдатова С.В. показала, что перед подачей указанного выше заявления в регистрирующий орган ею была сделана сверка с ИФНС России по Центральному району г. Оренбурга, которая показала наличие задолженности ООО «***» перед бюджетом в сумме 19 рублей 63 копейки. Следовательно, на день подачи заявления Солдатовой С.В. было известно о наличии названной задолженности, которая подлежала отражению в ликвидационном балансе.
Форма ликвидационного баланса законодательно не установлена, а потому ссылка заявителя на Приказ Минфина России от 22 июля 2003 года № 67н, утверждавшего бланк обычного бухгалтерского баланса, неправомерна. Нормы действующего законодательства не запрещают отражать в ликвидационном балансе суммы задолженности в размере менее одной тысячи рублей.
Следовательно, Солдатова С.В. как лицо, уполномоченное быть заявителем при государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, должна была проверить достоверность сведений, внесенных в ликвидационный баланс ООО «***», что сделано не было.
Правонарушение совершено Солдатовой С.В. в форме неосторожности, что не исключает ответственность по ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ.
Солдатова С.В. в силу специфики своей профессиональной деятельности должна знать требования нормативных актов, регулирующих отношения в области государственной регистрации юридических лиц при их ликвидации, и обязана была предвидеть возможность наступления вредных последствий в случае ненадлежащего исполнения требований этих нормативных актов.
Следовательно, действия Солдатовой С.В. правильно квалифицированы по ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ. Вина Солдатовой С.В. в совершении вменяемого административного правонарушения в форме неосторожности установлена, подтверждена материалами дела (ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ).
Оснований для признания правонарушения малозначительным в порядке ст. 2.9 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела не установлено.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Совершенное Солдатовой С.В. административное правонарушение посягает на охраняемые законом отношения в области государственной регистрации юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц, поэтому такое правонарушение по своему характеру не может быть признано малозначительным.
Оснований для освобождения Солдатовой С.В. от административной ответственности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ не имеется, поскольку правонарушение в сфере государственной регистрации юридических лиц существенно нарушает охраняемые законом интересы государства и имеет повышенную общественную опасность.
Имущественное положение лица, привлекаемого к административной ответственности, не является обстоятельством, характеризующим малозначительность правонарушения. Оно в силу ч. 2, 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитывается при назначении административного наказания.
С учетом изложенного, оснований для прекращения производства по делу в связи с малозначительностью административного правонарушения, совершенного Солдатовой С.В., не имеется.
При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления начальника Межрайонной ИФНС России № 10 по Оренбургской области от 31 августа 2016 года № и решения судьи Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 10 октября 2016 года, вынесенных в отношении Солдатовой С.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ, не усматривается.
Постановление о привлечении Солдатовой С.В. к административной ответственности вынесено с соблюдением годичного срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не имеется.
Вместе с тем, в обжалуемых актах ошибочно указано имя Солдатовой (Арутюнян) С.В. как С1, тогда как правильным является имя С2.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8, 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление начальника Межрайонной ИФНС России № 10 по Оренбургской области от 31 августа 2016 года № и решение судьи Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 10 октября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ, в отношении Солдатовой (после регистрации брака Арутюнян) С.В. изменить, считать правильным в указанных актах имя Солдатовой (Арутюнян) С.В. – С2.
В остальной части постановление должностного лица, судебное решение оставить без изменения.
Судья Оренбургского
областного суда Е.Н. Каширская