Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Кострома 26 декабря 2017 года
Судья Костромского областного суда Шагабутдинов А.А. рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление начальника территориального отдела (инспекции) по Костромской области ЦМТУ Росстандарта от 15 сентября 2017 года № 35-207/2017, решение судьи Свердловского районного суда города Костромы от 2 ноября 2017 года, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Огласив жалобу, заслушавФИО1, должностное лицо, вынесшее постановление по настоящему делу, - начальника территориального отдела (инспекции) по Костромской области ЦМТУ Росстандарта ФИО2,
у с т а н о в и л:
постановлением начальника территориального отдела (инспекции) по Костромской области ЦМТУ Росстандарта от 15 сентября 2017 года № 35-207/2017, оставленным без изменения решением судьи Свердловского районного суда города Костромы от 2 ноября 2017 года, ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе ФИО1 просит об отмене вынесенных в отношении него постановления должностного лица административного органа и решения судьи, считая их незаконными.
Проверив материалы и обстоятельства дела об административном правонарушении, изучив материалы судебного рассмотрения, доводы жалобы, нахожу необходимым принятие следующего решения.
В соответствии с частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства об обеспечении единства измерений в части выполнения измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, без применения аттестованных методик (методов) измерений, с несоблюдением требований аттестованных методик (методов) измерений, либо несоблюдения установленного порядка уведомления о своей деятельности по выпуску из производства предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений эталонов единиц величин, стандартных образцов и (или) средств измерений или по их ввозу на территорию Российской Федерации и продаже, либо несоблюдения порядка проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, порядка поверки средств измерений, либо применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений стандартных образцов неутвержденного типа, средств измерений неутвержденного типа и (или) не прошедших в установленном порядке поверку, либо несоблюдения обязательных метрологических и технических требований к средствам измерений и обязательных требований к условиям их эксплуатации, либо несоблюдения порядка утверждения, содержания, сличения и применения государственных первичных эталонов единиц величин, порядка передачи единиц величин от государственных эталонов, порядка установления обязательных требований к эталонам единиц величин, используемым для обеспечения единства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, порядка оценки соответствия этим требованиям и порядка их применения, либо использования в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений не допущенных к применению в Российской Федерации единиц величин влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, постановлением начальника территориального отдела (инспекции) по Костромской области ЦМТУ Росстандарта от 15 сентября 2017 года № 35-207/2017 генеральный директор ООО «<данные изъяты>» ФИО1 привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за применение ООО «<данные изъяты>» не прошедших поверку манометров для контроля давления в баллонах с газом под избыточным давлением в составе оборудования для сварочных (газопламенных) работ.
В силу статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с частью 3 той же статьи не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Эти требования закона по данному делу судом в полной мере не выполнены.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» данный закон регулирует отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений.
Пунктом 6 части 3 названного закона установлено, что сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к которым установлены обязательные метрологические требования и которые выполняются при осуществлении производственного контроля за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта.
Как усматривается из материалов дела и не отрицается представителем административного органа, ФИО1 привлечен к административной ответственности за нарушение законодательства об обеспечении единства измерений в связи с тем, что манометры использовались на опасном производственном объекте - баллоне с кислородом.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и предупреждения аварий на опасных производственных объектах, обеспечения готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий регламентированы Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Федеральный закон № 116-ФЗ).
Согласно статье 2 Федерального закона № 116-ФЗ опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Федеральному закону. Опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, на четыре класса опасности. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона № 116-ФЗ установлено, что требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона № 116-ФЗ определено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
В приложением 1 Федерального закона № 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов отнесены объекты, на которых, в частности, используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля газа (в газообразном, сжиженном состоянии).
Приказом Ростехнадзора от 25 марта 2014 года № 116 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», согласно подпункту «г» пункта 215 которых не подлежит учету в органах Ростехнадзора следующее оборудование под давлением: бочки для перевозки сжиженных газов, баллоны вместимостью до 100 литров включительно, установленные стационарно, а также предназначенные для транспортирования и (или) хранения сжатых, сжиженных и растворенных газов.
В судебном заседании ФИО1 пояснил, что ООО «<данные изъяты>» эксплуатирует баллоны с газом (кислород) вместимостью 40 литров каждый, предприятие и его производственные объекты не зарегистрированы в качестве опасных производственных объектов, поскольку к таковым не относятся.
Представитель административного органа не опроверг это и пояснил, что баллон отнесен к опасному производственному объекту по единственному признаку - как работающий под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля газа.
Поскольку в соответствии с названными Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности эксплуатируемые ООО «<данные изъяты>» баллоны с газом под избыточным давлением в составе оборудования для сварочных (газопламенных) работ не подлежат регистрации, то они не могут быть признаны опасными производственными объектами в отношении которых должен осуществляться производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.
Иных данных, позволяющих определить предмет административного правонарушения по настоящему делу как опасный производственный объект, материалы дела не содержат, не приведены таковые и представителем административного органа.
Таким образом, основания для проведения проверки ООО «<данные изъяты>» в рамках государственного контроля (надзора) по исполнению Федерального закона от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» в части опасных производственных объектов отсутствовали.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Постановление начальника территориального отдела (инспекции) по Костромской области ЦМТУ Росстандарта от 15 сентября 2017 года № 35-207/2017 о назначении генеральному директору ООО «<данные изъяты>» ФИО1 административного наказания вынесено на основании доказательств, полученных при проверке, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) с нарушением закона, и являющихся недопустимыми, поэтому названное постановление подлежит отмене.
Поскольку судьей при рассмотрении жалобы на постановление не дана оценка этим обстоятельствам, решение судьи Свердловского районного суда города Костромы от 2 ноября 2017 года также подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 и 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л:
постановление начальника территориального отдела (инспекции) по Костромской области ЦМТУ Росстандарта от 15 сентября 2017 года № 35-207/2017, решение судьи Свердловского районного суда города Костромы от 2 ноября 2017 года, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить в связи недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Судья ___________________________