ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-634/19 от 11.09.2019 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Сверчков И.В. дело № 21-634/2019

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Коми А.А. Голиков, рассмотрев в открытом судебном заседании 11 сентября 2019 года жалобу заместителя начальника отдела судебных приставов по г. Ухте УФССП России по Республике Коми Зязева А.Ю. на решение судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 05 июля 2019 года, которым постановление по делу об административном правонарушении от <Дата обезличена> номер <Номер обезличен> должностного лица ОСП по г. Ухта УФССП России по РК о назначении администрации МО ГО «Ухта» административного наказания в виде штрафа, в размере 30 000 руб. по части 1 статьи 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях отменено, производство по административному делу прекращено,

установил:

постановлением должностного лица Отдела судебных приставов по г. Ухте УФССП России по Республике Коми от <Дата обезличена> администрации МО ГО «Ухта», на основании части 1 статьи 17.15 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа, в размере 30 000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, администрация МОГО «Ухта» подала жалобу в суд с просьбой отменить постановление и прекратить производство по делу.

Решением судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 05 июля 2019 года постановление по делу об административном правонарушении от <Дата обезличена> номер ... должностного лица ОСП по г. Ухта УФССП России по РК о назначении администрации МОГО «Ухта» административного наказания в виде штрафа, в размере 30 000 руб. по части 1 статьи 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях отменено, производство по административному делу прекращено.

В жалобе, адресованной Верховному Суду Республики Коми, заместитель начальника отдела судебных приставов по г. Ухте УФССП России по Республике Коми Зязева А.Ю. ставит вопрос об отмене состоявшегося по делу решения судьи, указывая на неисполнение администрацией МО ГО «Ухта» требований исполнительного документа в установленный срок и отсутствие оснований для отсрочки исполнения данных требований.

В судебное заседание лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также должностное лицо административного органа не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела об административном правонарушении не поступало.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения в связи со следующим.

Частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Из материалов дела усматривается, что <Дата обезличена> на основании исполнительного документа выданного Ухтинским городским судом РК, судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Ухта УФССП России по РК возбуждено исполнительное производство <Номер обезличен>, предмет исполнения – обязать администрацию МО ГО «Ухта» предоставить физическому лицу, из числа детей-сирот, жилое помещение.

<Дата обезличена> судебным приставом должнику направлено требование об исполнении судебного постановления в семидневный срок и предоставлении документов, подтверждающих исполнение судебного постановления.

Податель жалобы, оспаривая факт установленных должностным лицом нарушений, указал, что требования исполнительного документа не могли быть исполнены ввиду отсутствия финансирования, которое осуществляется бюджетом субъекта РФ.

Протоколом от <Дата обезличена><Номер обезличен>, составленным судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Ухта был выявлен факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, со стороны администрации МО ГО «Ухта». В последующем, постановлением от <Дата обезличена><Номер обезличен> заместителя начальника ОСП по г. Ухта, вынесенным на основании протокола, администрации МО ГО «Ухта» назначено административное наказание в виде штрафа, в размере 30 000 руб.

Отменяя постановление должностного лица и прекращая производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья городского суда исходил из того, что имеющиеся в материалах дела доказательства не свидетельствуют в безусловном порядке о наличии в бездействии администрации МО ГО «Ухта» вины в совершении вмененного административного правонарушения, поскольку с учетом принципов действующего бюджетного законодательства администрацией предпринимаются все необходимые меры для исполнения судебного решения, а его неисполнение связано с отсутствием финансирования, которое может быть обеспечено иным публичным образованием – Республикой Коми.

Оснований не согласиться с данными выводами не имеется, поскольку соответствуют требованиям закона и основаны на исследованных в судебном заседании доказательствах.

Доводы жалобы об отсутствии доказательств принятия администрацией МО ГО «Ухта» мер, направленных на исполнение решения суда, либо предоставлении отсрочки его исполнения, не принимаются во внимание в качестве оснований для отмены судебного акта.

В соответствии с частями 4, 5 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Согласно статье 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации распределяются в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Кодекса, между всеми муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия, пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям и с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в муниципальных образованиях.

Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.

Статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что главный распорядитель бюджетных средств осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований.

Пунктом 2 статьи 1 Закона Республики Коми от 21 декабря 2015 года № 115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республики Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» определено, что государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 2006 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», наделены органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми.

Согласно статье 7 указанного закона финансирование расходов по осуществлению органами местного самоуправления государственных полномочий производится за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, предусматриваемых в форме субвенций на осуществление государственных полномочий.

Распределение субвенций соответствующим местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий реализуется в части государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с Методикой расчета размера субвенции, выделяемой из республиканского бюджета Республики Коми бюджету муниципального района (городского округа) на осуществление государственного полномочия Республики Коми, предусмотренного пунктом 7 статьи 1 Закона Республики Коми «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми», согласно приложению 11 к названному Закону.

По смыслу Методики (введена Законом Республики Коми от 28 декабря 2015 года № 140-РЗ) объем субвенции, предоставляемой бюджету муниципального района (городского округа) на строительство, приобретение, реконструкцию, ремонт жилых помещений для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - граждане), жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, определяется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке в сводной бюджетной росписи республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год и плановый период.

Формирование размера субвенций бюджету соответствующего муниципального образования возложено на главного распорядителя бюджетных средств по данной статье расходов.

На основании статьи 10 Закона Республики Коми от 25 декабря № 134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан» финансирование расходов по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) граждан осуществляется путем предоставления бюджетам муниципальных районов (городских округов) субвенций за счет средств республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год и плановый период.

В материалы дела администрацией МО ГО «Ухта» представлено соглашение от 19 апреля 2019 года № 18, заключенное между Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Коми и администрацией МО ГО «Ухта» о предоставлении бюджету администрации МО ГО «Ухта» в 2019 году субвенций из республиканского бюджета Республики Коми на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. На основании указанного соглашения должником планируется приобретение 29 жилых помещений для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Таким образом, с учетом даты возбуждения исполнительного производства (<Дата обезличена>) и исходя из Методики расчета субвенции финансирование государственных полномочий в рамках исполнения названного решения могло осуществляться только в 2019 финансовом году.

В связи с отсутствием до апреля 2019 года подписанного соглашения, администрация МО ГО «Ухта» была лишена возможности использовать субвенции из республиканского бюджета Республики Коми на строительство, приобретение, реконструкцию, ремонт жилых помещений для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного муниципального жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, в данном случае для исполнения решения суда в пользу взыскателя Моховой А.П. в установленный судебным приставом-исполнителем срок в течение десятидневного срока со дня поступления требования. Без подписанного соглашения невозможно приобретение жилых помещений.

Кроме того, приобретение жилых помещений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что в свою очередь предполагает следование процедурам, установленным настоящим законом, что также не могло последовать ранее апреля 2019 года.

Учитывая вышеизложенное, в действиях администрации МО ГО «Ухта» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

На основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При изложенных обстоятельствах решение судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 05 июля 2019 года сомнений в своей законности не вызывает, является правильным и оснований для его отмены или изменения, в том числе по доводам, изложенным в жалобе, не усматривается.

Руководствуясь статьями 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

решение судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 05 июля 2019 года оставить без изменения, жалобу заместителя начальника отдела судебных приставов по г.Ухте УФССП России по Республике Коми Зязева А.Ю. – без удовлетворения.

Судья - А.А. Голиков