Судья: Седова Н.Г. № 21-635
РЕШЕНИЕ
24 ноября 2017 года город Саратов
Судья Саратовского областного суда Литвинова М.В., при секретаре Февралевой А.И., рассмотрев жалобу ФИО1 на решение судьи Заводского районного суда города Саратова от 17 августа 2017 года и постановление заместителя министра - начальника управления государственного экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области, заместителя главного государственного инспектора Саратовской области в области охраны окружающей среды от 30 мая 2017 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 КоАП РФ, в отношении начальника отдела благоустройства и муниципального контроля администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» ФИО1,
установил:
постановлением заместителя министра - начальника управления государственного экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области, заместителя главного государственного инспектора Саратовской области в области охраны окружающей среды от 30 мая 2017 года начальник отдела благоустройства и муниципального контроля администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
Решением судьи Заводского районного суда города Саратова от 17 августа 2017 года постановление должностного лица оставлено без изменения.
В поданной в Саратовский областной суд жалобе ФИО1 просит отменить состоявшиеся по делу постановление должностного лица и решение судьи, производство по делу прекратить. Ссылается на то, что с момента принятия администрацией Заводского района муниципального образования «Город Саратов» охранного обязательства средства на обеспечение установленного режима особой охраны ООПТ «Карьер Заплатиновка» из регионального бюджета не выделялись, не определен главный распорядитель денежных средств, предусмотренных в бюджете Саратовской области на возмещение расходов по обеспечению установленного режима особой охраны памятников природы, в связи с чем считает, что должностным лицом и судьей необоснованно не принято во внимание, что у администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» отсутствуют средства и полномочия для обеспечения выполнения указанного в паспорте особо охраняемой природной территории «Карьер Заплатиновка» установленного режима особой охраны. Указывает также, что министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области не разработано положения о памятнике природы, в связи с чем полагает, что выданное администрации района охранное обязательство не соответствует действующему законодательству.
Защитник ФИО1 - Гуреева Е.В. поддержала жалобу по изложенным в ней доводам, просила прекратить производство по делу, поскольку вина ФИО1 в совершении данного административного правонарушения не доказана. Пояснила, что памятник природы «Карьер «Заплатиновка» Постановлением Правительства Саратовской области от 01 ноября 2007 года включен в Перечень особо охраняемых природных территорий регионального значения и ФИО1, как должностному лицу, не вменялось благоустройство указанной территории.
Представитель Саратовской межрайонной природоохранной прокуратуры ФИО2 возражала по доводам жалобы, считает, что ФИО1 в силу своих должностных полномочий обязан осуществлять мероприятия по благоустройству особо охраняемой территории - памятника природы «Карьер «Заплатиновка».
ФИО1, должностное лица, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, - заместитель министра - начальник управления государственного экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области, заместителя главного государственного инспектора Саратовской области в области охраны окружающей среды - ФИО3, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не поступило, в связи с чем жалоба рассмотрена в отсутствие указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность постановления в полном объеме (часть 3 статьи 30.6 КоАП РФ), заслушав лиц, участвующих по делу, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему выводу.
В соответствии со статьей 58 Конституции Российской Федерации, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» к особо охраняемым природным территориям отнесены памятники природы.
В силу пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
Статьей 59 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определен правовой режим охраны природных объектов.
В силу пункта 2 указанной статьи запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.
Порядок признания территорий, занятых памятниками природы, особо охраняемыми природными территориями предусмотрено статьей 26 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», согласно пункту 3 которой органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.
Передача памятников природы федерального и регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 8.39 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что по требованию прокурора 21 октября 2016 года консультантом инспекционного отдела по городу Саратову и Саратовскому муниципальному району, государственным инспектором Саратовской области в области охраны окружающей среды с участием помощника прокурора города Саратова, консультанта отдела недпропользования и особо охраняемых территорий министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области проведено обследование территории особо охраняемой природной территории регионального значения (особо охраняемого геологического объекта) «Карьер Заплатиновка» в Заводском районе город Саратова.
Согласно акту от 21 октября 2016 года № 2-С/55 в ходе обследования установлено, что на расстоянии 0,7 км западнее муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 38» Заводского района города Саратова в границах земельного участка (географические координаты № 51.506 Е45.9062, № 51.5047 Е45.9046, № 51.5049 Е45.9037, № 51.5057 Е45.9045, № 51.5061 Е45.905, № 51.5063 Е 45.9055) на площади 1,33 га расположен особо охраняемый геологический объект «Карьер Заплатиновка», на территории которого имеет место захламление земельного участка отходами производства и потребления (древесными отходами от сноса и разборки зданий, лом кирпичной кладки от сноса и разборки зданий, мусор от сноса и разборки зданий несортированный, твердые коммунальные отходы, отходы грунта при проведении землеройных работ, отходы от обрезки деревьев и кустарников) на общей площади 1960 кв. метров в объеме более 80 куб. метров.
Согласно охранному обязательству, выданному комитетом охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области Правительства Саратовской области 10 июня 2008 года, администрация Заводского района города Саратова обязалась обеспечить выполнение указанного в паспорте особо охраняемой природной территории (далее - паспорт ООПТ) установленного режима особой охраны, своевременно принимать меры по пресечению нарушения режима особой охраны особо охраняемой природной территории, а также по устранению последствий нарушений для приведения особо охраняемой природной территории в надлежащее состояние, немедленно извещать органы государственного экологического контроля о нарушении указанного режима особой охраны.
Паспортом особо охраняемой природной территории регионального значения (особо охраняемого геологического объекта) «Карьер Заплатиновка» предусмотрен запрет на захоронение бытовых и промышленных отходов, проведение раскопок с целью добычи фоссильного материала, строительство и прокладка коммуникаций, иные виды хозяйственной деятельности, не соответствующие целям особо охраняемой природной территории; режим охранной оны отсутствует.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для возбуждения постановлением Саратовского межрайонного природоохранного прокурора от 06 марта 2017 года настоящего дела об административном правонарушении в отношении начальника отдела благоустройства муниципального контроля администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов».
При этом судья при пересмотре постановления по делу об административном правонарушении исходил из того, что факт совершения и виновность лица в противоправном деянии административным органом доказаны и подтверждены имеющимися материалами дела.
Вместе с тем с таким решением согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Субъектами данного административного правонарушения являются должностные лица.
Исходя из положений статьи 2.4 КоАП РФ, статус должностного лица распространяется на физических лиц, наделенных организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями в юридическом лице, независимо от формы собственности и подчиненности.
Административная ответственность должностных лиц возможна только в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения ими возложенных на них служебных обязанностей.
Из представленной в материалы дела должностной инструкции начальника отдела благоустройства и муниципального контроля администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» следует, что в обязанности ФИО1 входит обеспечение выполнения мероприятий по санитарной очистке и благоустройству территории района, организация благоустройства и усовершенствования ландшафтно-архитектурных комплексов мест массового отдыха населения (парков, скверов и т.п.), расположенных на территории района, а также их регулярная уборка, обеспечение иных полномочий в сфере благоустройства территории района в соответствии с Правилами благоустройства территории муниципального образования «Город Саратов».
Таким образом, установленные при производстве по делу обстоятельства не позволяют сделать вывод о том, что начальник отдела благоустройства и муниципального контроля администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов», по смыслу статьи 2.4 КоАП РФ, обладает признаками должностного лица, которое несет административную ответственность за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 КоАП РФ, а именно: наделен организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями по соблюдению администрацией Заводского района муниципального образования «Город Саратов», как обладателя соответствующим охранным обязательством, установленного режима, иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях, на которых находятся памятники природы, а также вывозу с указанной территории твердых бытовых отходов и ликвидации размещенных на ней несанкционированных свалок, материалы дела об административном правонарушении не содержат и должностным лицом указанные обстоятельства не подтверждены.
При этом само по себе отнесение территории, на котором расположен природный памятник «Карьер Заплатиновка», к территории муниципального района, наличие у ФИО1 полномочий по благоустройству (очистке, уборки) территории Заводского района, при отсутствии у данного должностного лица полномочий в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий, не образует состав вменяемого административного правонарушения, в связи с чем обоснованность привлечения ФИО1 к административной ответственности по статье 8.39 КоАП РФ вызывает сомнения.
Поскольку при производстве по данному делу не являлись предметом проверки обстоятельства, свидетельствующие о нарушении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, оснований для разрешения вопроса о переквалификации вменяемых ФИО1 действий не усматриваю.
Кроме того, административными органами оставлены без внимания обстоятельства, свидетельствующие о передаче в установленном законом порядке администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» полномочий в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в отношении вышеназванного природного памятника.
При таких обстоятельствах решение судьи от 17 августа 2017 года и постановление должностного лица от 30 мая 2017 года подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 КоАП РФ, в отношении начальника отдела благоустройства и муниципального контроля администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» ФИО1 прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении.
Руководствуясь статьями 30.1-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Заводского районного суда города Саратова от 17 августа 2017 года и постановление заместителя министра - начальника управления государственного экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области, заместителя главного государственного инспектора Саратовской области в области охраны окружающей среды от 30 мая 2017 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 КоАП РФ, в отношении начальника отдела благоустройства и муниципального контроля администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» ФИО1 - отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 прекратить.
Судья М.В. Литвинова