ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-636/2023 от 01.09.2023 Иркутского областного суда (Иркутская область)

№ 21-636/2023

УИД 38RS0030-01-2021-003200-67

решение

1 сентября 2023 года г. Иркутск

Судья Иркутского областного суда Ткачук М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника АО «Группа Илим» ФИО3 на постановления начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Илимскому лесничеству ФИО2 от 18 августа 2021 года Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят и решение судьи Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 15 июня 2023 года по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества «Группа Илим»,

установил:

Постановлениями начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Илимскому лесничеству ФИО2 от 18 августа 2021 года Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят Акционерное общество «Группа «Илим» (далее - АО «Группа Илим», общество) признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей по каждому постановлению.

Определениями судей Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 17 ноября 2021 года, 26 ноября 2021 года и 2 декабря 2021 года объединены в одно производство дела по жалобам АО «Группа Илим» на постановления начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Илимскому лесничеству ФИО2 18 августа 2021 года Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят.

Решением судьи Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 31 марта 2022 года постановления начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Илимскому лесничеству ФИО2 от 18 августа 2021 года Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят оставлены без изменения.

Решением судьи Иркутского областного суда от 28 июня 2022 года определение судьи Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 26 ноября 2021 года об объединении дел в одно производство и решение судьи Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 31 марта 2022 года отменены, дело возвращено на новое рассмотрение в Усть-Илимский городской суд Иркутской области.

Определением судьи Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 26 августа 2022 года объединены в одно производство жалобы на постановления начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Илимскому лесничеству ФИО2 от 18 августа 2021 года Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят (номера дел по жалобам 12-362/2022, 12-365/2022, 12-368/2022, 12-371/2022, 12-374/2022, 12-377/2022), вынесенные по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Объединенному делу присвоен номер 12-362/2022.

Решением судьи Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 26 августа 2022 года постановления начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Илимскому лесничеству ФИО2 от 18 августа 2021 года Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят изменены. АО «Группа Илим» административное наказание за совершение всех административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено в размере пятидесяти тысяч рублей.

Решением судьи Иркутского областного суда от 8 декабря 2022 года определение судьи Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 26 августа 2022 года и решение судьи Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 26 августа 2022 года отменены, дело возвращено на новое рассмотрение в суд.

Определением судьи Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 7 апреля 2023 года объединены в одно производство жалобы на постановления начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Илимскому лесничеству ФИО2 от 18 августа 2021 года Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, вынесенные по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Объединенному делу присвоен номер 12-11/2023.

Решением судьи Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 15 июня 2023 года постановления начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Илимскому лесничеству ФИО2 от 18 августа 2021 года Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят изменены. АО «Группа Илим» административное наказание за совершение всех административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено в размере пятидесяти тысяч рублей.

В жалобе, поданной в Иркутский областной суд, защитник АО «Группа Илим» ФИО3 просит об отмене судебного акта и прекращении производства по делу. В обоснование доводов жалобы указывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства признания неудовлетворительной работы по отводу и таксации лесосеки при заготовке древесины; отсутствует сравнительный анализ между приобщенными к материалам дела дополнительными доказательствами – актами осмотра, отчетом 1-ИЛ и материалами таксации. Полагает, что несовпадение данных заготовки древесины, отраженных в отчете 1-ИЛ, с данными, отраженными в лесной декларации, без оценки материалов таксации, не является основанием для возбуждения дела об административном правонарушении. Судьей городского суда нарушены положения статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку необоснованно возложена обязанность по доказыванию обстоятельств принятия всех зависящих от общества мер с целью исключения возможности совершения административного правонарушения. Защитником никогда не заявлялись доводы о вынужденности указания в лесной декларации сведений об объеме и породном составе древесины в соответствии с проектом освоения лесов, о чем указал судья в решении. Судья не учел, что право арендодателя проводить проверки на качество таксации, предусмотренное договором аренды лесного участка, не освобождает государственный орган от таких проверок, а лишь уточняет их периодичность, однако, в период заготовки древесины в соответствии с лесной декларацией такие проверки не проводились. Государственный инспектор ФИО4 не является очевидцем события административного правонарушения, поэтому не мог быть допрошен в качестве свидетеля. Судья пришел к неправильному выводу о механизме внесения изменений в материалы лесоустройства и государственный лесной реестр, поскольку Илимское лесничество обязано провести осмотр лесного участка в установленные сроки, составить и утвердить акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию и внести изменения в указанный реестр. Полагает, что должностным лицом неправильно квалифицировано вмененное обществу деяние, поскольку неправильное оформление и искажение документов квалифицируется по статье 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Судья городского суда неправильно оценил представленные доказательства, не истребовал сведения государственного лесного реестра, не выяснил, кто проводил отвод лесных участков, предназначенных в рубку, и таксацию лесосеки, при которой определялись качественные и количественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащий заготовке, правильность выбранного метода таксации, по чьей вине произошло превышение заявленного в лесной декларации объема фактически заготовленной древесины более чем на десять процентов, что повлекло нарушение положений статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Обжалуемое решение вынесено за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.

Судебное заседание, назначенное в Иркутском областном суде на 28 августа 2023 года, отложено по ходатайству защитника ФИО3 на 1 сентября 2023 года 10.00 часов.

В судебном заседании Иркутского областного суда 1 сентября 2023 года не присутствовали законный представитель АО «Группа Илим» ФИО5, защитники ФИО3, ФИО6 и ФИО7, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены. Защитником ФИО6 подано ходатайство об отложении судебного заседания, в удовлетворении которого отказано определением судьи Иркутского областного суда от 1 сентября 2023 года.

Учитывая, что необходимым и обязательным участие указанных лиц в судебном заседании не признано, полагаю возможным рассматривать жалобу в их отсутствие.

Проверив с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дел об административных правонарушениях Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Илимскому лесничеству Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, материалы дела Усть-Илимского городского суда Иркутской области Номер изъят, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил заготовки древесины влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Как усматривается из материалов дела, на основании договора аренды лесного участка от 23 декабря 2008 года Номер изъят и лесных деклараций от 28 декабря 2020 года Номер изъят, от 5 марта 2021 года Номер изъят, от 4 декабря 2020 года Номер изъят, от 20 февраля 2021 года Номер изъят, от 17 декабря 2020 года Номер изъят, от 21 декабря 2020 года Номер изъят АО «Группа Илим» осуществляло заготовку древесины в Воробьевском участковом лесничестве Илимского лесничества.

30 июня 2021 года от АО «Группа Илим» в территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Илимскому лесничеству поступил отчет об использовании лесов за январь-июнь 2021 года.

22 июля 2021 года начальником отдела по Воробьевскому участковому лесничеству территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Илимскому лесничеству, старшим государственным лесным инспектором ФИО8 вынесены постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях и проведении административного расследования, по итогам которого 4 августа 2021 года составлены протоколы об административных правонарушениях, АО «Группа Илим» вменены нарушения пункта 26 Правил заготовки древесины, выразившиеся в проведении неудовлетворительной таксации на разных лесных участках при определении объема древесины, подлежащей заготовке, при сплошных рубках с отклонением от объема заготовленной на лесосеках древесины с отклонением: +/- 10 процентов по общему объему и +/- 12 процентов по отдельным породам, поскольку допущено несоответствие данных о фактически заготовленной древесине в отчетах об использовании лесов данным, заявленным в лесных декларациях, несовпадение превышает погрешность, установленную пунктом 26 Правил заготовки древесины.

Вышеприведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения АО «Группа Илим» к административной ответственности по части 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Усть-Илимского городского суда Иркутской области согласился с постановлениями должностного лица в части наличия события и состава вмененного АО «Группа Илим» административного правонарушения.

Между тем, судьей городского суда при рассмотрении жалобы на постановления о назначении административного наказания не учтено следующее.

На момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения АО «Группа Илим» к административной ответственности, действовала глава II Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Минприроды России от 1 декабря 2020 года № 993, пункт 26 которой предусматривал требования по отводу и таксации лесосек.

Пунктом 26 главы II названных Правил установлено, что погрешность измерения объема древесины при таксации признается удовлетворительной, если его отклонение от объема заготовленной на лесосеке древесины не превышает: +/- 10 процентов по общему объему и +/- 12 процентов по отдельным породам.

В соответствии с Приказом Минприроды России от 17 октября 2022 года № 688 глава II названных Правил утратила силу с 1 марта 2023 года, а также утвержден Порядок отвода и таксации лесосек.

В соответствии с пунктом 6 Порядка отвода и таксации лесосек, принятого на основании статьи 23.4 Лесного кодекса Российской Федерации, погрешность проведенных отвода и таксации лесосек по общему запасу и запасу деловой древесины на лесосеке не должна превышать 10% по запасу и видовому (породному) составу.

Статья 23.4 Лесного кодекса Российской Федерации содержит требования к таксационному описанию лесосеки.

Так, на основе данных отвода и таксации лесосек составляется таксационное описание лесосеки в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, и не позднее чем за пятнадцать дней до дня начала соответствующих лесосечных работ направляется с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в органы государственной власти, органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия, определенные в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса (часть 1).

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия, определенные в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, вправе проводить предварительный осмотр лесосеки (часть 2).

В случае направления таксационного описания лесосеки лицом, которое два и более раза за предыдущий год предоставляло недостоверные таксационные описания лесосеки, или в случае несоответствия таксационного описания информации о фактическом состоянии лесосеки, имеющейся в распоряжении у органа государственной власти, органа местного самоуправления, осуществляющих полномочия, определенные в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, не позднее чем за пять дней до дня планируемого начала лесосечных работ такими органами в обязательном порядке проводится предварительный осмотр лесосеки (часть 3).

В случае, если по итогам предварительного осмотра лесосеки данные таксационного описания лесосеки отличаются от фактического состояния лесосеки более чем на десять процентов по запасу и видовому (породному) составу, в таксационное описание лесосеки в обязательном порядке вносятся изменения с приложением акта предварительного осмотра лесосеки (часть 4).

В случае, указанном в части 3 настоящей статьи, органом государственной власти, органом местного самоуправления, определенными в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, в течение десяти дней в государственный лесной реестр в обязательном порядке вносятся сведения о фактическом состоянии лесосеки (часть 5).

В случае, если таксационное описание лесосеки не возвращено в установленном порядке направившему его лицу, такое таксационное описание считается принятым органом государственной власти, органом местного самоуправления, осуществляющими полномочия, определенные в соответствии со статьями 81 – 84 настоящего Кодекса (часть 6).

Состав сведений, включаемых в таксационное описание лесосеки, порядок его составления, форма таксационного описания лесосеки, требования к его формату в электронной форме, порядок определения несоответствия таксационного описания информации о фактическом состоянии лесосеки, порядок проведения предварительного осмотра лесосеки, порядок составления акта предварительного осмотра лесосеки, внесения изменений в акт предварительного осмотра лесосеки и форма такого акта, а также порядок составления и форма уведомления о невозможности проведения лесосечных работ утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 7).

Проанализировав положения приведенного законодательства, прихожу к выводу о том, что с 1 марта 2023 года изменен порядок отвода и таксации лесосек, а вмененный АО «Группа Илим» пункт 26 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Минприроды России от 1 декабря 2020 года № 993, утратил силу.

Пункт 6 Порядка отвода и таксации лесосек, утвержденного Приказом Минприроды России от 17 октября 2022 года № 688, содержит иной расчет погрешности проведенных отвода и таксации лесосек по общему запасу и запасу деловой древесины на лесосеке, который не зависит от объема заготовленной древесины. Данная погрешность рассчитывается по итогам предварительного осмотра лесосеки и сопоставляется с данными таксационного описания лесосеки, содержащимися в лесном реестре, а в случае их отличия от фактического состояния лесосеки более чем на десять процентов по запасу и видовому (породному) составу, в таксационное описание лесосеки в обязательном порядке вносятся изменения с приложением акта предварительного осмотра лесосеки (часть 4 статьи 23.4 Лесного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, Правила заготовки древесины, ответственность за нарушение которых установлена частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не содержат требований к отводу и таксации лесосек с 1 марта 2023 года, а новый Порядок отвода и таксации лесосек содержит иной расчет погрешности, который не сопоставим с расчетом погрешности, приведенным в постановлениях должностного лица и решении судьи городского суда.

Предусмотренный законодательством порядок уточнения сведений, полученных при таксации, не связан с Правилами заготовки древесины по смыслу приведенных положений Лесного кодекса Российской Федерации и Приказов Минприроды России от 14 и 17 октября 2022 года № 687 и № 688.

В соответствии с частью 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.

Поскольку пункт 26 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Минприроды России от 1 декабря 2020 года № 993, нарушение которого вменено обществу, утратил силу с 1 марта 2023 года, обжалуемые постановления не вступили в законную силу, а материалы дела не содержат сведений об исполнении постановлений о назначении административного наказания, судья районного суда обязан был принять во внимание приведенные положения законодательства при вынесении решения по жалобе на постановления должностного лица 15 июня 2023 года.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9 и 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах, постановления начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Илимскому лесничеству ФИО2 от 18 августа 2021 года Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят и решение судьи Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 15 июня 2023 года по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества «Группа Илим», подлежат отмене, а производство по делам об административных правонарушениях подлежит прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л :

Жалобу защитника АО «Группа Илим» ФИО3 удовлетворить частично.

Постановления начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Илимскому лесничеству ФИО2 от 18 августа 2021 года Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят и решение судьи Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 15 июня 2023 года по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества «Группа Илим» отменить.

Производство по делам об административных правонарушениях в отношении Акционерного общества «Группа Илим» прекратить на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья М.А. Ткачук