ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-63/19 от 26.02.2019 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Дело №21-63/2019 Судья Ермолаева Т.П.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе по делу об административном правонарушении

26 февраля 2019 года г. Чебоксары

Судья Верховного Суда Чувашской Республики Краснова Н.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО2 на постановление государственного инспектора Чувашского территориального отдела Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 6 ноября 2018 года и решение судьи Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 13 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Центр Защиты и Права» - управляющей организации закрытого акционерного общества «Омега-Центр» ФИО2,

установил:

Постановлением государственного инспектора Чувашского территориального отдела Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 6 ноября 2018 года директор общества с ограниченной ответственностью «Центр Защиты и Права» - управляющей организации закрытого акционерного общества «Омега-Центр» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.9.1 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением судьи Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 13 декабря 2018 года постановление государственного инспектора Чувашского территориального отдела Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 6 ноября 2018 года оставлено без изменения, жалоба ФИО2– без удовлетворения.

Не согласившись с указанными решениями, ФИО2 подал жалобу в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой просит отменить вышеуказанные решения, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения.

Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, выслушав объяснения ФИО2, поддержавшего доводы жалобы, мнение представителя Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО3, возражавшего против доводов жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

Объективная сторона указанного правонарушения состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в этой области может быть совершено как путем действия, так и бездействия. Наступления последствий не требуется.

Частью 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» установлено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц.

Из материалов дела следует, что 18 октября 2018 года прокуратурой Ленинского района г.Чебоксары по поручению прокуратуры Чувашской Республики от 24 сентября 2018 года № 72-27-2018 и решения заместителя прокурора Ленинского района г. Чебоксары от 18 октября 2018 года № 312 о проведении проверки проведена проверка соблюдения требований законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов в ЗАО «Омега-Центр», расположенного по адресу: <...>, в ходе которой установлено, что на первом этаже ЗАО «Омега-Центр» выявлено не запертое помещение (котельная) с тремя функционирующими газовыми котлами, чем нарушена часть 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Факт совершения директором общества с ограниченной ответственностью «Центр Защиты и Права» - управляющей организации закрытого акционерного общества «Омега-Центр» ФИО2 административного правонарушения и его виновность подтверждены совокупностью доказательств, исследованных судьей районного суда при рассмотрении дела, допустимость, достоверность и достаточность которых сомнений не вызывает, а именно актом проверки исполнения законодательства от 18 октября 2018 года и другими доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Довод жалобы ФИО2 о том, что он не является субъектом административного правонарушения, поскольку ответственность за безопасную эксплуатацию системы газопотребления возложена на работника ФИО1, отклоняется как несостоятельный по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Как следует из пункта 2 примечания к статье 9.1 КоАП РФ, для целей настоящей статьи под должностными лицами в организациях, не являющихся органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, понимается лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа организации, а также лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации.

Назначение ответственных лиц за безопасную эксплуатацию системы газопотребления, в силу вышеназванных функций, не освобождает директора от ответственности за допущенные нарушения, поскольку директор осуществляет общее руководство и несет ответственность наравне с другими лицами, ответственными за безопасную эксплуатацию сетей газопотребления и газораспределения.

Кроме того, ФИО1, будучи сотрудником организации, не наделенным организационно-распорядительными или административно-хозяйственными полномочиями, не является должностным лицом, к которому по смыслу положений статьи 2.4 КоАП РФ может быть применена административная ответственность, следовательно, не является субъектом административного правонарушения, подлежащим привлечению к административной ответственности.

Приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях ФИО2 объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления.

Довод жалобы о том, что не была соблюдена процедура проведения проверки, предусмотренная Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, отклоняется как не состоятельный.

Как следует из материалов дела, постановление о возбуждении в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Центр Защиты и Права» - управляющей организации закрытого акционерного общества «Омега-Центр» ФИО2 дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ, вынесено по результатам проведенной прокуратурой Ленинского района г. Чебоксары проверки по поручению прокуратуры Чувашской Республики от 24 сентября 2018 года № 72-27-2018.

На основании названного поручения прокуратурой Ленинского района г. Чебоксары вынесено Решение о проведении проверки за № 312 от 18 октября 2018 года, которое было доведено до ФИО2, что подтверждается его подписью.

При этом в материалах дела отсутствуют данные о проведении в отношении юридического лица проверки в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 294-ФЗ, дело об административном правонарушении было возбуждено в результате непосредственного обнаружения прокурором достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Нормы Федерального закона № 294-ФЗ согласно пункту 3 части 3 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в данном случае применению не подлежат.

Административное наказание назначено ФИО2 в пределах санкции ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ с учетом положений статьи 4.1 КоАП РФ.

Постановление о привлечении ФИО2 к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение вынесенных решений, не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление государственного инспектора Чувашского территориального отдела Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 6 ноября 2018 года и решение судьи Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 13 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Центр Защиты и Права» - управляющей организации закрытого акционерного общества «Омега-Центр» ФИО2 оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

Судья Н.П. Краснова