ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-63/20 от 26.02.2020 Тверского областного суда (Тверская область)

УИД: 69RS0040-02-2019-007614-85

Дело № 21-63/2020 судья Пержукова Л.В.

РЕШЕНИЕ

26 февраля 2020 года город Тверь

Судья Тверского областного суда Колпиков В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Центрального районного суда г. Твери от 13 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении исполняющего обязанности начальника департамента экономического развития администрации города Твери ФИО1,

установил:

постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ исполняющий обязанности начальника департамента экономического развития администрации города Твери ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей (т. 1 л.д. 232-235).

Решением судьи Центрального районного суда г. Твери от 13 января 2020 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба ФИО1 – без удовлетворения (т. 2 л.д. 21-33).

В жалобе, поданной в Тверской областной суд, заявитель ФИО1 выражает несогласие с постановлением должностного лица и решением судьи районного суда, просит их отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что в его действиях отсутствует нарушение требований ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135 «О защите конкуренции», поскольку все заинтересованные субъекты предпринимательства были поставлены в равные условия, не ограничивающие их доступ на соответствующий товарный рынок. Отмечает, что ООО «<данные изъяты>» имело равную с ООО «<данные изъяты>» возможность подготовить соответствующие документы и представить их. Кроме того, ООО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>» заранее одновременно были уведомлены о сроках начала приема заявлений (т. 2 л.д. 42-50).

В судебное заседание ФИО1, а также представитель УФАС по Тверской области, надлежаще извещенные о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, не явились, о причине неявки не сообщили, ходатайств об отложении разбирательства не заявляли, в связи с чем судья областного суда на основании п.п. 2, 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ признал возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, проверив обоснованность доводов жалобы, выслушав защитника ФИО1 по доверенности ФИО3, поддержавшую жалобу по изложенным в ней доводам, прихожу к следующим выводам.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ), федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается создание дискриминационных условий.

Дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами (п. 8 ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ).

Из ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» следует, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности запрещается принятие иных нормативных правовых актов, решений, предусматривающих, в том числе, дискриминацию хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, в предоставлении доступа к объектам транспорта, инфраструктуры.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7 ст. 14.32 настоящего Кодекса, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что постановлением администрации города Твери от 30 апреля 2015 года № 600 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов (далее – НТО), в том числе объектов по оказанию услуг, на территории г. Твери, в которую были включены 6 мест размещения НТО ООО «<данные изъяты>» и 5 мест размещения НТО ООО «<данные изъяты>».

Постановлением администрации города Твери от 03 мая 2018 года № 577 утверждена новая Схема размещения нестационарных торговых объектов, в том числе объектов по оказанию услуг на территории города Твери, в которую не включено 11 территорий, ранее занимаемых ООО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>» на основании договоров на размещение нестационарных торговых объектов.

Постановлением администрации города Твери от 15 мая 2015 года № 672 утвержден Порядок размещения нестационарных торговых объектов, в том числе объектов по оказанию услуг, в местах согласно схеме размещения нестационарных торговых объектов, в том числе объектов по оказанию услуг, на территории г. Твери (далее – Порядок).

Согласно п. 2.2 Порядка НТО размещаются в местах, определенных Схемой, на основании договора на размещение НТО, который может заключаться по итогам аукциона, либо без проведения торгов в случаях и в порядке, предусмотренных Приложением № 1 к Порядку.

В соответствии с Разделом 2 Приложения № 1 Порядка одним из оснований для заключения договора на размещение НТО без проведения торгов признается предоставление компенсационного места в случае исключения места из Схемы, если хозяйствующий субъект надлежащим образом исполнял обязанности по договору на размещение НТО.

08 мая 2018 года на официальном сайте администрации города Твери была размещена информация о возможности предоставления компенсационного места в случае исключения места из Схемы для заключения договора на размещение НТО на новый срок без проведения торгов. Из вышеуказанной информации следовало, что прием заявлений о предоставлении компенсационных мест будет осуществляться в Департаменте экономического развития администрации города Твери (далее – Департамент) в течение 30 календарных дней со дня, следующего за днем официального опубликования указанной информации.

В соответствии с письмом Департамента от 10 сентября 2018 года № 22/1587-и предоставление компенсационных мест осуществлялось Департаментом с 10 мая 2018 года.

В период с 10 мая 2018 года по 09 июня 2018 года Департаментом рассмотрено 5 заявлений ООО «<данные изъяты>» о предоставлении 6 компенсационных мест, из которых только 1 рассмотрено положительно и названному Обществу предоставлено 1 компенсационное место, и 5 заявлений ООО «<данные изъяты>» о предоставлении 5 компенсационных мест, из которых все 5 заявлений рассмотрены положительно и ООО «<данные изъяты>» предоставлено 5 компенсационных мест.

ДД.ММ.ГГГГ между ООО «<данные изъяты>» и Департаментом были заключены 5 договоров на размещение НТО по следующим компенсационным местам: <адрес> (договор ); <адрес> (договор № <адрес>); <адрес> (договор ); <адрес> (договор ); <адрес> (договор ).

Основанием для отказа ООО «<данные изъяты>» компенсационных мест Департамент признал именно наличие аналогичных заявлений ООО «<данные изъяты>», которые рассмотрены Департаментом 14 мая 2018 года, то есть до истечения 30-дневного срока, отведенного администрацией в информации на официальном сайте для подачи таких заявлений (срок для подачи заявлений истекал 09 июня 2018 года), в то время, как заявления ООО «<данные изъяты>» о предоставлении компенсационных мест находились на рассмотрении в Департаменте в течение мая 2018 года и ответ на них (отказ) был оформлен лишь 30 мая 2018 года.

Таким образом, Департамент при наличии заявлений двух хозяйствующих субъектов – участников одного товарного рынка о предоставлении компенсационных мест, поданных в установленный срок, создал для ООО «<данные изъяты>» дискриминационные условия доступа на вышеуказанный товарный рынок по сравнению с ООО «<данные изъяты>», что противоречит требованиям ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ и п. 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ и повлекло сокращение присутствия ООО «<данные изъяты>» на рынке розничной торговли газетами и журналами в специализированных магазинах в пользу ООО «<данные изъяты>».

В соответствии с распоряжением администрации г. Твери от ДД.ММ.ГГГГ «О приеме работника на работу» ФИО1 назначен на должность начальника департамента потребительского рынка и рекламы администрации г. Твери с 27 декабря 2016 года и в период с 27 декабря 2016 года по 18 июня 2018 года (дата увольнения) исполнял обязанности начальника Департамента экономического развития администрации города Твери (т. 1 л.д. 157).

В соответствии с п.п. 1.2, 2.1, 2.3 должностной инструкции начальника Департамента, утвержденной распоряжением администрации г. Твери от 09 января 2017 года № 2-к, начальник Департамента организует и руководит работой Департамента в соответствии с Положением, обеспечивает выполнение текущих и перспективных планов работы и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач и функций; обладает правом найма и увольнения работников Департамента; организует разработку и обеспечение единой политики в сфере услуг торговли.

В период с 10 мая 2018 года по 09 июня 2018 года организационно-распорядительные функции Департамента выполнял начальник Департамента ФИО1, являющийся должностным лицом.

Как следствие выявленных нарушений, 10 октября 2019 года начальником отдела контроля органов власти УФАС по Тверской области ФИО4 в отношении исполняющего обязанности начальника департамента экономического развития администрации города Твери ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ (т. 1 л.д. 226-229).

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ исполняющий обязанности начальника департамента экономического развития администрации города Твери ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа.

Проверяя законность и обоснованность постановления заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, судья Центрального районного суда г. Твери в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ проверил дело об административном правонарушении в полном объеме, и пришел к выводу о наличии в действиях исполняющий обязанности начальника департамента экономического развития администрации города Твери ФИО1 состава вмененного административного правонарушения.

Оснований не согласиться с выводами судьи районного суда не имеется.

Фактические обстоятельства дела и виновность исполняющего обязанности начальника департамента экономического развития администрации города Твери ФИО1 в совершении вмененного административного правонарушения в полном объеме подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно: заявлением директора ООО «<данные изъяты>» К.С.А. от 14 июня 2018 года (т. 1 л.д. 23-24); письмом Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Тверской области ФИО5 от 30 июля 2018 года № 361 (т. 1 л.д. 38-41); заявлениями о заключении договора на размещение НТО от 16 мая 2018 года (т. 1 л.д. 57-61); ответом начальника департамента экономического развития ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ-и (т. 1 л.д. 62); предупреждением о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства от 14 сентября 2018 года № 04-8/5-4222ВР (т. 1 л.д. 76-78); ответом Главы города Твери ФИО6 от 09 октября 2018 года № 01/5874-и о выполнении предупреждения (т. 1 л.д. 79-80); приказом врио руководителя УФАС по Тверской области ФИО2 от 23 октября 2018 года № 106 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» (т. 1 л.д. 81); пояснениями директора ООО «<данные изъяты>» К.С.А. от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 86); дополнительными пояснениями директора ООО «<данные изъяты>» К.С.А. от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 100-101); аналитическим отчетом по результатам анализа состояния конкуренции на товарном рынке услуг по розничной торговле газетами и журналами в специализированных магазинах (т. 1 л.д. 106-108); заключением об обстоятельствах дела от 12 марта 2019 года № 04-6/1-8-1045ЛП (т. 1 л.д. 109-111); соглашениями о расторжении договоров на размещение НТО от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 119-122); решением УФАС по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГЛП (т. 1 л.д. 132-136); предписанием УФАС по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГЛП (т. 1 л.д. 137); решением Арбитражного суда Тверской области от 27 августа 2019 года (т. 1 л.д. 138-140); постановлением администрации города Твери от 20 декабря 2017 года № 1708 «О Департаменте экономического развития администрации города Твери» (т. 1 л.д. 144-149); распоряжением о приеме работника на работу от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 157); должностной инструкцией начальника Департамента потребительского рынка и рекламы администрации г. Твери (т. 1 л.д. 163-167); дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору с муниципальным служащим администрации города Твери от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 168); распоряжением о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 169); постановлением Четырнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 30 декабря 2019 года (т. 2 л.д. 9-13); протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 226-229), а также иными материалами дела, которым дана надлежащая правовая оценка, основанная на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Приведенные доказательства последовательны, непротиворечивы, согласуются между собой и с другими доказательствами, получены с соблюдением процессуальных требований и обоснованно признаны судьей районного суда достоверными относительно события правонарушения.

Вопреки доводам жалобы в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, должностное лицо, его совершившее, виновность указанного лица, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах выводы судьи районного суда о наличии в действиях начальника департамента экономического развития администрации города Твери ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, являются правильными.

Доказательств, подтверждающих принятие начальником департамента экономического развития администрации города Твери ФИО1 всех зависящих от него достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению заявителем установленных законодательством обязанностей, в материалы дела не представлено.

Доводы жалобы заявителя уже являлись предметом рассмотрения судьей районного суда и обоснованно опровергнуты как несостоятельные, не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного постановления.

Вопреки доводам жалобы законность привлечения начальника департамента экономического развития администрации города Твери ФИО1 в судебном порядке проверена с подробным изложением норм действующего законодательства и сомнений не вызывает.

Утверждение в жалобе о том, что заинтересованные субъекты предпринимательства были поставлены в равные условия, не ограничивающие их доступ на соответствующий товарный рынок, признается необоснованным, поскольку является выражением субъективного мнения заявителя по обстоятельствам вмененного административного правонарушения и не могут быть приняты во внимание при изложенных выше обстоятельствах.

Доводы жалобы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления должностного лица административного органа и решения судьи районного суда, поскольку направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судьей районного суда при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, и получили надлежащую правовую оценку, соответствующую требованиям ст. 26.11 КоАП РФ, и отвергнуты по основаниям, приведенным в судебном решении вынесенного по настоящему делу.

Постановление должностного лица мотивированно, отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, является законным и обоснованным, оснований не согласиться с ним не имеется.

Административное наказание назначено начальнику департамента экономического развития администрации города Твери ФИО1 в минимальных пределах санкции ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, назначенное наказание является справедливым и соответствует целям административного наказания.

Порядок и срок давности привлечения начальника департамента экономического развития администрации города Твери ФИО1 к административной ответственности не нарушены.

Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену постановления должностного лица и решение судьи городского суда, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Центрального районного суда г. Твери от 13 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении исполняющего обязанности начальника департамента экономического развития администрации города Твери ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Судья В.В. Колпиков