ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
г.Уфа РБ 18 января 2017 года
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Абземилова З.Р.,
при секретаре Искужиной Г.Р.,
с участием Исмагиловой Э.Ф. – защитника Общества с ограниченной ответственностью «БашНИПИнефть» – юридического лица, в отношении которого возбуждено административное производство, действующей на основании доверенности №... от дата,
ФИО - государственного инспектора ... территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан, вынесшей постановление о назначении наказания,
рассмотрев жалобу генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «БашНИПИнефть» ФИО1 на решение судьи Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 10 октября 2016 года, которым:
постановление государственного инспектора ... территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО№... от дата о назначении наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.15 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «БашНИПИнефть» оставлено без изменения, его жалоба – без удовлетворения,
У С Т А Н О В И Л А:
постановлением государственного инспектора ... территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан (далее - Минэкологии РБ) ФИО№... от дата ООО «БашНИПИнефть» (далее – общество) подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.15 КоАП РФ, за нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств (сети канализации) в адрес, связанное с превышением установленных нормативов водоотведения по качеству сточных вод в общественную систему коммунальной канализации, чем нарушены положения части 2 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ), пунктов 61, 63 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 года № 167 (далее – Правила № 167), Условий приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации города Уфы, утвержденных решением Совета ГО г.Уфа от 24 ноября 2010 года №30/8.
Не согласившись с постановлением должностного лица Минэкологии РБ №... от дата, ООО «БашНИПИнефть» обжаловало его в суд, предлагая отменить, производство по делу прекратить за отсутствием события правонарушения, указывая, что не является субъектом, эксплуатирующим водохозяйственное или водоохранное сооружение и устройства (сети канализации), и субъектом ответственности за вменяемое правонарушение. За нарушение условий договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод №... от дата, заключенного между ООО «БашНИПИнефть» (далее - абонент) и МУП «...» (далее - ...), абонент несет гражданско-правовую ответственность перед МУП «...».
Судьей Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан 10 октября 2016 года по жалобе общества принято указанное выше решение.
В жалобе в Верховный Суд Республики Башкортостан ООО «БашНИПИнефть» предлагает отменить состоявшиеся по делу акты, считая их незаконными и необоснованными по тем же доводам, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения. Также указывается, что общество не относится к категориям абонентов, для которых устанавливаются нормативы предельно допустимых сбросов сточных вод и осуществляет сброс сточных вод в централизованную систему водоотведения, а не водные объекты, за это и нарушение вмененных Правил № 167 не предусмотрена ответственность по статье 8.15 КоАП РФ; общество не является лицом, эксплуатирующим гидротехническое сооружение, как указано в судебном решении.
В отзыве на жалобу государственного инспектора Минэкологии РБ ФИО предлагается состоявшиеся по делу акты оставить без изменения.
Изучив материалы дела, выслушав защитника общества Исмагилову Э.Ф., поддержавшую доводы жалобы, возражения государственного инспектора Минэкологии РБ ФИО, проверив доводы жалобы, нахожу жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения.
В соответствии со статьей 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.
В силу статьи 22 Федерального закона № 7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий. За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.
Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Согласно части 2 статьи 39 Федерального закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии с пунктом 61 Правил № 167 нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий:
соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами;
обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации;
техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ.
Согласно пункту 63 Правил № 167 в редакции, действующей на момент правонарушения, в системы коммунальной канализации запрещается сброс и прием сточных вод, содержащих вещества, которые могут:
засорять трубопроводы, колодцы, решетки или отлагаться на стенках трубопроводов, колодцев и других сооружений систем канализации;
оказывать разрушающее воздействие на материал трубопроводов, оборудования и других сооружений систем канализации;
образовывать в канализационных сетях и сооружениях пожаровзрывоопасные и токсичные газопаровоздушные смеси;
препятствовать биологической очистке сточных вод.
Запрещается сброс веществ или продуктов их трансформации, для которых не установлены предельно допустимые концентрации и отсутствуют методы аналитического контроля, а также веществ, соединение которых может привести к образованию веществ с неустановленными предельно допустимыми концентрациями.
В силу пункта 88 Правил № 167 в редакции, действующей на момент правонарушения, абонент обязан обеспечивать эксплуатацию систем водоснабжения и канализации в соответствии с требованиями нормативно-технических документов; соблюдать установленные ему условия и режимы водопотребления и сброса сточных вод и загрязняющих веществ, не допускать сброс веществ, указанных в пункте 63 настоящих Правил.
Кроме того, пунктом 93 вышеуказанных Правил абонент несет ответственность за качество сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему коммунальной канализации, которое должно соответствовать установленным нормативам.
Приказом Госкомитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 30 декабря 1999 года № 168 утверждены Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации (далее - Правила № 168).
Как следует из предисловия, целью Правил № 168 является создание условий по обеспечению потребителей доброкачественной питьевой водой, как одного из факторов санитарно-эпидемиологического благополучия, предотвращения поступления во внешнюю среду недостаточно очищенных сточных вод, обеспечение охраны окружающей среды от загрязнения, повышение эффективности, надежности и качества работы систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, улучшение организации управления и эксплуатации этих систем, обеспечение энергоресурсосбережения.
Согласно пункту 1.1.1 Правила № 168 технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации (далее - ПТЭ) регламентируют технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) и их соответствия санитарным нормам.
Пунктом 1.1.4 ПТЭ установлено, что данные Правила обязательны для персонала организаций ВКХ, обслуживающих населенные пункты, независимо от их ведомственной принадлежности, формы собственности и организационно-правовых форм и действуют на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.1 Условий приема сточных вод и загрязняющих веществ в централизованную бытовую систему водоотведения города Уфы, утвержденных Решением Совета городского округа г. Уфа РБ от 24 ноября 2010 года № 30/8 (далее – Условия) предприятие ВКХ устанавливает абоненту нормативы водоотведения: по объему; по составу и свойствам - перечень и нормативные показатели допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, а также показатели общих свойств сточных вод.
Согласно пункту 3.2 Условий нормативы по объему отводимых в централизованную бытовую систему водоотведения сточных вод устанавливаются абонентам, за исключением абонентов с объемом отводимых сточных вод (без учета поверхностных сточных вод) менее 50 куб. метров в сутки в среднем за истекший календарный год и товариществ собственников жилья, жилищно-строительных, жилищных кооперативов, иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами.
Нормативы водоотведения устанавливаются абонентам органами местного самоуправления с учетом:
- мощностей централизованной бытовой системы водоотведения по транспортировке и очистке сточных вод;
- условий, установленных организации, осуществляющей водоотведение, в решении о предоставлении водного объекта в пользование (в части сброса сточных вод), принимаемом исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8.15 КоАП РФ, нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Цель данной статьи - охрана водохозяйственных и водоохранных сооружений и устройств как необходимого условия обеспечения безопасности населения и территорий, рационального использования водных ресурсов, а также поддержание надлежащего порядка эксплуатации гидротехнических объектов.
Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, является порядок эксплуатации водохозяйственных сооружений и устройств, устанавливаемый как общими требованиями к рациональному использованию и охране водных ресурсов, так и специальными нормативными правовыми актами и техническими нормами по эксплуатации сооружений, регулирующими условия эксплуатации (аварийные, климатические, погодные и т.п.), а также правилами по обращению с размещенными в накопителях отходами и сточными водами, сбрасываемыми в водные объекты.
Предмет - водохозяйственные и водоохранные сооружения и устройства, т.е. водопроводящие, водозаборные, водонапорные и иные сооружения.
Субъектом вменяемого заявителю административного правонарушения является лицо, осуществляющее эксплуатацию водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств.
Как следует из материалов дела, прокуратурой адрес в соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 01 апреля 2014 года № 165 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользования», заданием прокуратуры ... от дата№... в период дата проведена проверка исполнения требований законодательства в области охраны окружающей среды и водного законодательства ООО «БашНИПИнефть», юридический адрес.
Установлено, что ООО «БашНИПИнефть» (абонент) заключен договор с МУП «...» от дата№... на отпуск питьевой воды и прием сточных вод, а также дополнительное соглашение от дата, являющееся неотъемлемой частью к данному договору, в силу которого абоненту установлены временные условия приема и согласованы нормы временно-допустимых концентраций при сбросе сточных вод и загрязняющих веществ.
Согласно указанному договору общество осуществляет сброс сточных вод и загрязняющих веществ в сети коммунальной канализации МУП «...», в том числе в контрольно-канализационный колодец ООО БашНИПИнефть» по адрес.
Согласно протоколу испытаний Центральной химико-бактериологической лаборатории МУП «...» от дата№..., расчету платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в сточных водах, установлен сброс обществом (место отбора пробы: адрес) выпуск 1 (к.к.3) сточных вод с превышением установленных нормативов водоотведения по качеству сточных вод по веществам: взвешенные вещества - 210 мг/дм3, сульфат-ион-217 мг/дм3, нефтепродукты - 1,63 мг/дм3, БПК полное - 409 мг/дм3, фосфаты (по фосфору) - 2,55 мг/дм3, аммоний –ион -13 мг/дм3, нитрит –ион - 0,103 мг/дм3, железо - 5,9 мг/дм3, медь - 0,061 мг/дм3, цинк - 0,8 мг/дм3, свинец- 0,003 мг/дм3.
Факт совершения административного правонарушения и виновность юридического лица в нарушений требований природоохранного законодательства в части отвода сточных вод подтверждены постановлением прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от дата, актом проверки от дата, актом №... отбора пробы сточной воды, отводимой абонентом в централизованную систему водоотведения от дата, протоколом испытаний №... от дата, расчетом платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в сточные воды, объяснениями и показаниями в суде защитника Исмагиловой Э.Ф., иными материалами по результатам проведенной проверки.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Установленные в ходе проверки нарушения стали возможны в результате неисполнении и ненадлежащего исполнения юридическим лицом своих уставных, а также предусмотренных законом обязанностей.
Вывод судьи районного суда о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.15 КоАП РФ, является правильным. Достоверность и допустимость перечисленных доказательств сомнений не вызывает.
Учитывая, что общество осуществляет водоотведение сточных вод в сети городской коммунальной канализации, при этом допущено нарушение правил эксплуатации устройств (сети канализации), связанное с превышением допустимых нормативов водоотведения по составу сточных вод, влекущее за собой нарушение прав граждан на благоприятную среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, данные действия образуют объективную сторону состава вменяемого правонарушения, предусмотренного статьей 8.15 КоАП РФ, в связи с чем с доводами жалобы, что данные действия влекут гражданско-правовую ответственность согласиться нельзя.
В силу статьи 27 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и положений договора с МУП «...» от дата№... на отпуск питьевой воды и прием сточных вод, а также дополнительного соглашения от дата к договору, общество относится к числу абонентов, для которых устанавливаются нормативы временно-допустимых концентраций при сбросе сточных вод, утвержденных Условиями.
Доводы жалобы об отсутствии состава вмененного правонарушения обоснованно не приняты во внимание судом первой инстанции, поскольку выявленные в ходе проверки нарушения допущены именно обществом, что подтверждается установленными в ходе производства по делу договорными отношениями юридического лица.
Иные доводы жалобы в основном сводятся к переоценке доказательств, которые были исследованы и оценены судьей районного суда при рассмотрении данного дела. Вместе с тем из судебного решения подлежит исключению ссылка на нормативно-правовые акты, касающиеся эксплуатации гидротехнических сооружений, не имеющие отношения к обстоятельствам данного дела, что не влияет на правовую оценку действий лица.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемых по делу постановления должностного лица и решения судьи, не допущено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Дело прокурором возбуждено, рассмотрено должностным лицом Минэкологии РБ без участия законного представителя общества, извещенного надлежащим образом (л.д.43, 25), при участии защитника общества Исмагиловой Э.Ф.
Оснований для прекращения производства по делу за малозначительностью не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л А:
решение судьи Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 10 октября 2016 года об оставлении без изменения постановления государственного инспектора Уфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО№... от дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «БашНИПИнефть» оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан З.Р. Абземилова