ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-640/2014 от 17.09.2014 Пермского краевого суда (Пермский край)

 7-1078-2014-21-640-2014

 РЕШЕНИЕ

 Судья Пермского краевого суда Спиридонов Е.В., рассмотрев 17 сентября 2014 года жалобу Овсянниковой Л.А. на решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 11 августа 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 установил:

 21 мая 2014 года по результатам плановой выездной проверки целевого использования субсидий, предоставленных из федерального бюджета бюджету Пермского края на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, главным специалистом-экспертом отдела правовой работы Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае в отношении Овсянниковой Л.А., являющейся должностным лицом - /должность/ некоммерческой организации «Пермский фонд развития предпринимательства», составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Из протокола следует, что платежным поручением от 31 декабря 2013 года № ** некоммерческой организацией «Пермский фонд развития предпринимательства» (далее -Фонд) перечислены денежные средства в сумме 65 000 рублей ООО «***» в качестве предоставления гранта на реализацию бизнес-проекта «Предоставление ремонтно-строительных услуг». Указанный грант предоставлен ООО «***» за счет средств, источником которых являются субсидии из федерального бюджета, полученные Фондом в рамках Соглашения о предоставлении субсидии из бюджета Пермского края на реализацию отдельных мероприятий долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на 2012-2014 годы», заключенного с Министерством промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края от 29.11.2012 № СЭД-03.04-36-167. Указанным Соглашением предусмотрено, что реализация мероприятий по предоставлению грантов субъектам малого предпринимательства в целях возмещения части затрат, связанных с реализацией ими проектной деятельности, должна осуществляться за счет средств бюджета Пермского края. Таким образом, направление средств субсидии из федерального бюджета на цели, не предусмотренные Соглашением № СЭД-03.04-36-167, является нецелевым использованием средств субсидий из федерального бюджета.

 Постановлением вр.и.о. руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае от 04 июня 2014 года № ** Овсянникова Л.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере двадцати тысяч рублей.

 В поданной в Ленинский районный суд г. Перми жалобе Овсянникова Л.А. просила отменить постановление, ссылаясь на то, что выплата гранта молодым предпринимателям полностью соответствует целям предоставления субсидии, в связи с чем нарушение бюджетного законодательства ей не допускалось.

 Решением судьи Ленинского районного суда г. Перми от 11 августа 2014 года постановление оставлено без изменения, жалоба Овсянниковой Л.А. - без удовлетворения.

 В жалобе, поданной в краевой суд, Овсянникова Л.А. ставит вопрос об отмене решения судьи районного суда и постановления должностного лица, полагая, что дело об административном правонарушении возбуждено и рассмотрено ненадлежащим административным органом, поскольку возглавляемый ей Фонд не получал средства федерального бюджета, субсидии были получены из бюджета Пермского края. Отсутствует событие административного правонарушения, так как Фонд был свободен в выборе способов реализации мероприятий долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на 2012-2014 годы». Министерством промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края было разъяснено, что предоставление грантов молодым предпринимателям является целевым использованием субсидии.

 В краевом суде Овсянникова Л.А. доводы жалобы поддержала.

 Представители Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае Сайдакова И.Ю. и Дурновцева О.Г. просили оставить решение судьи районного суда без изменения.

 Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, судья краевого суда находит решение судьи районного суда подлежащим отмене, а производство по делу - подлежащим прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

 В соответствии со ст. 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от   двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

 Согласно части 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.Из материалов дела следует, что в порядке ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ возглавляемым Овсянниковой Л.А. Фондом были получены субсидии в рамках Соглашения о предоставлении субсидии из бюджета Пермского края на реализацию отдельных мероприятий долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на 2012-2014 годы», заключенного с Министерством промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края от 29.11.2012 № СЭД-03.04-36-167 (далее - Соглашение). Указанное Соглашение заключено во исполнение постановления Правительства Пермского края от 31.10.2012 № 1225-п «Об утверждении Порядка определения объема и предоставления субсидий из бюджета Пермского края некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, на реализацию отдельных мероприятий долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на 2012-2014 годы» (далее - Постановление № 1225-п). По условиям указанного Соглашения и Постановления № 1225-п, субсидия предоставляется Фонду из бюджета Пермского края, в том числе за счет средств, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета (пункты 1.3 Соглашения и Постановления № 1225-п).

 В силу пункта 7.4 Соглашения его неотъемлемой частью являются задания на реализацию мероприятий программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на 2012-2014 годы» с указанием размера субсидий, наименования мероприятия, результата, достигаемого по итогам реализации мероприятий.

 Согласно приложению № 1 к Соглашению «Задание на реализацию мероприятия по содействию развитию молодежного предпринимательства на 2012 год» предусмотрено проведение мероприятий по защите проектов участников и определению 20 финалистов для награждения призами (пункт 3 раздела 4 приложения № 1). Результат, достигаемый по итогам реализации мероприятия был достигнут: отобрано 20 лучших проектов, участникам предоставлены экспертные заключения и рекомендации по реализации бизнес-проекта, 20 лучших проектов награждены призами.

 На цели, предусмотренные приложением № 1 к Соглашению, предусмотрен размер предоставляемой субсидии, как за счет средств бюджета Пермского края (15 050 тыс. рублей), так и за счет средств бюджета Пермского края, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета (14 950 тыс. рублей).

 ИП В., как следует из договора от 29.12.2013 года № 392 о предоставлении гранта участникам программы «Ты - предприниматель», грант предоставлен в целях реализации мероприятий молодежного предпринимательства, в результате отбора 20 лучших бизнес-проектов. Таким образом, ООО «***» получило грант по итогам конкурсного отбора бизнес-проектов среди участников программы молодежного предпринимательства, согласно приложению № 1 к Соглашению от 29.11.2012 г., из предусмотренного на эти цели бюджетного источника средств федерального бюджета.

 В силу положений ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, регламентирующей бюджетные полномочия получателя бюджетных средств, получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

 Поскольку Овсянниковой Л.А., как /должность/ Фонда, полученные субсидии были направлены на цели, предусмотренные Соглашением и Постановлением № 1225-п, отсутствуют основания для выводов о нецелевом использовании ей полученных субсидий.

 То обстоятельство, что согласно Соглашению участники проекта развития молодежного предпринимательства поощряются призами, а не предоставлением грантов молодым предпринимателям и субъектам малого предпринимательства, как поименовано в Постановлении № 1225-п, не влияет на выводы судьи краевого суда об отсутствии в действиях Овсянниковой Л.А. состава административного правонарушения. Направление бюджетных средств участнику программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на 2012-2014 годы» ООО ***» относятся к порядку расходования бюджетных средств, несоблюдение формы поощрения участника программы не являются доказательством нецелевого использования средств федерального бюджета.

 Кроме того, в результате проверки отчетности Фонда по использованию бюджетных средств Министерством развития, предпринимательства и торговли Пермского края с последующим отчетом перед Министерством экономического развития Российской Федерации каких-либо претензий к нецелевому расходованию средств федерального бюджета не предъявлялось.

 При таких обстоятельствах решение судьи районного суда и постановление должностного лица надзорного органа нельзя признать законными и обоснованными, они подлежат отмене с прекращением в отношении Овсянниковой Л.А. производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием в ее действиях состава вмененного административного правонарушения (пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации).

 Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда

 решил:

 постановление вр.и.о. руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае от 04 июня 2014 года № **, решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 11 августа 2014 года отменить.

 Прекратить в отношении Овсянниковой Л.А. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ввиду отсутствия состава административного правонарушения (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

 Судья - Спиридонов Е.В.