№ 21-643/2023
УИД 38RS0032-01-2023-002353-12
решение
г. Иркутск 29 августа 2023 г.
Судья Иркутского областного суда Слепнёв П.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по Республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории Панасенко Н.О. на решение судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 29 июня 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6, частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «Иркутскэнерго»,
установил:
Постановлением № З-1043-в/1 государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по Республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории Панасенко Н.О. от 17 апреля 2023 г. АО «Иркутскэнерго» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6, частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Решением судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 29 июня 2023 г. постановление должностного лица Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории от 17 апреля 2023 г. по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 8.6, частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «Иркутскэнерго», отменено производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Иркутский областной суд, государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по Республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории Панасенко Н.О. просит отменить решение судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 29 июня 2023 г.
Утверждает, что судом не были учтены все фактические обстоятельства дела, в связи с чем было вынесено незаконное решение.
В возражениях на жалобу должностного лица, защитник АО «Иркутскэнерго» ФИО2, просит решение судьи районного суда оставить без изменения. жалобу - без удовлетворения.
Генеральный директор АО «Иркутскэнерго» ФИО3, защитник ФИО4, государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по Республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории Панасенко Н.О. надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения Иркутским областным судом жалобы, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли, в связи с чем считаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Проверив с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, судебного дела по жалобе на постановление, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Часть 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Часть 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Основанием для привлечения АО «Иркутскэнерго» к административной ответственности, предусмотренной названными нормами, послужили изложенные в постановлении должностного лица выводы о том, что юридическим лицом допущены нарушения земельного законодательства, выразившиеся в загрязнении почвы железом, кобальтом, нефтепродуктами, никелем, хромом, цинком, ртутью (общий) на участках почв на земельном участке с кадастровым номером Номер изъят входящем в состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером Номер изъят при осуществлении хозяйственной деятельности не проводятся обязательные мероприятия по улучшению земель и охране почв, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду в результате поступления в почву земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, входящего в состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, загрязняющих веществ, по ликвидации последствий такого загрязнении.
Тем самым АО «Иркутскэнерго» не выполнены установленные требования и обязательные мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Отменяя данное постановление и прекращая производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения, судья районного суда пришел к выводам об отсутствии у Роспироднадзора законных оснований для проведения внеплановой проверки в отношении земельного участка, на котором расположен объект, не эксплуатируемый юридическим лицом.
С указанными выводами судьи Кировского районного суда г. Иркутска согласиться нельзя.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» внеплановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора) в 2022 - 2023 годах проводятся в исключительных случаях, в том числе по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу настоящего постановления и согласованному с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации.
Поручением заместителя Председателя Правительства РФ от 24 октября 2022 г. № Номер изъятФИО5 определено Росприроднадзору ФИО10) провести в границах территории городского округа г. Усолье-Сибирское Иркутской области, подвергшейся загрязнению в результате прошлой экономической деятельности, связанной с производством химической продукции, контрольные (надзорные) мероприятия в виде выездных внеплановых проверок в период с 27 октября 2022 г. по 1 марта 2023 г. в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора) на предмет соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами, к использованию и охране объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством РФ предусмотрена административная ответственность, в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности, на которых расположены объекты недвижимости, эксплуатируемые юридическими лицами, согласно приложению № 2 к настоящему поручению.
На основании решения № 589-р от 5 декабря 2022 г. с учетом внесенных 13 декабря 2022 г., 27 декабря 2022 г. изменений Управлением в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора) в границах территории городского округа г. Усолье-Сибирское Иркутской области, подвергшейся загрязнению в результате прошлой экономической деятельности, связанной с производством химической продукции, в период с 12 декабря 2022 г. по 12 января 2023 г. Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории проведена внеплановая выездная проверка в отношении земельного участка с кадастровым номером Номер изъят с целью оценки соответствия деятельности АО «Иркутскэнерго», осуществляемой на указанном объекте недвижимости, обязательным требованиям, установленным законодательством в области охраны окружающей среды, по результатам которой 12 января 2023 г. составлен акт № ЗНомер изъят
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 7 ноября 2022 г. № Номер изъят земельный участок с кадастровым номером 38:16:000040:20 имеет единое землепользование. Кадастровые номера обособленных (условных) участков, входящих в единое Номер изъят
В соответствии со справкой «О стоимости объектов основных средств, находящихся на балансе филиала ПАО «Иркутскэнерго» ТЭЦ», предоставленной руководителем департамента по учету ООО «ФИО11» ФИО7, действующей на основании доверенности Номер изъят от 1 апреля 2022 г., на балансе филиала ПАО «Иркутскэнерго» ТЭЦ-11 по состоянию на 11 января 2023 г. числятся объекты основных средств:
- земельный участок с кадастровым номером Номер изъят (инвентарный Номер изъят);
- электрокотельная, Номер изъят);
В соответствии с пояснительной запиской на земельном участке с кадастровым номером Номер изъят расположены электрокотельная с участком дороги и эстакада демонтированной теплотрассы.
На земельных участках с кадастровыми номерами Номер изъят Расположены опоры линии электропередач.
Электрокательная и подстанционное оборудование законсервированы в соответствии с Указанием «О выводе в длительную консервацию электрокотельных» от 28 октября 2003 г. Номер изъят-МГ, а также в соответствии Указанием «О консервации электрокотельной» от 27 ноября 2003 г.Номер изъят.
В ходе проведения внеплановой выездной проверки 13 декабря 2022 г. проведен осмотр земельных участков с кадастровыми номерами Номер изъят, входящих в состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером Номер изъят в присутствии представителя по доверенности Номер изъят от 9 декабря 2022 г. ПАО «Иркутскэнерго» ФИО8, по результатам визуального осмотра территории земельных участков установлено следующее:
1. в состав земельного участка с кадастровым номером Номер изъят входит территория с подземными путями, территория под размещение теплотрассы (теплотрубопровода) и территория, на которой построена электрокотельная и иные объекты для обеспечения деятельности котельной;
- часть территории земельного участка, на которой размещена электрокотельная, огорожена забором из бетонных плит (высота забора около 2 м), в верхней части забора проложена колючая проволока. Въезд на данную часть территории земельного участка ограничен (ворота закрыты на замок), территория охраняется вневедомственной организацией;
- на огороженной территории земельного участка расположены следующие объекты: 2 сторожки, канализационная насосная станция, склад, электрокотельная, подстанция (огорожена забором из сетки рябицы), пожарные резервуары. Электрокотельная не функционирует с 2003 года;
-теплотрасса (теплотрубопровод) демонтирована, за исключением бетонных оснований (эстакады), представляющие собой бетонные блоки, расположенные на одинаковом расстоянии друг от друга.
В ходе проведения визуального осмотра земельного участка с кадастровым номером Номер изъят экспертом - почвоведом экспертной организации ЦЛАТИ визуально установлено наличие почвы.
2. по результатам визуального осмотра территории земельных участков с кадастровыми номерами Номер изъят установлено следующее: на указанных земельных участках расположены опоры ЛЭП; территории участков имеют твердое покрытие, отсыпаны ПГС.
Согласно экспертному заключению по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного земельного надзора от 9 января 2023 г. Номер изъят на земельном участке с кадастровым номером Номер изъят, входящем в состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, в местах отбора почвенных проб, органогенный плодородный слой антропогенно-преобразованной почвы, сформированной техногенным слоем при рекультивации территории, составляет 4 см., и имеет низкие показатели плодородия. В почве отмечается превышение загрязнителей, что указывает на деградацию почвенного покрова.
Согласно информации, предоставленной ПАО «Иркутскэнерго» исх. Номер изъят от 28 декабря 2022 г. Обществом разработаны планы мероприятий по охране земель филиала ПАО «Иркутскэнерго» ТЭЦ-11 на 2020 - 2022 гг.
Указанными планами мероприятий по охране земель предусмотрено выполнение следующего мероприятия: систематический контроль за состоянием оборудования и территории котельной (в соответствии с отчетами о выполнении мероприятий по охране земель за 2020 - 2022 года указанные мероприятия выполняются).
Конкретных мероприятий, предусматривающих охрану почв, их улучшение, предотвращение их загрязнения указанным Планом не предусмотрено.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности (абзац 4 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, при осуществлении хозяйственной деятельности филиалом ПАО «Иркутскэнерго» ТЭЦ-11 не проводятся обязательные мероприятия по улучшению земель и охране почв, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду в результате поступления в почву земельного участка с кадастровым номером Номер изъят входящего в состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером Номер изъят загрязняющих веществ: железо, кобальт, нефтепродукты, никель, хром, цинк, ртуть (общая), ликвидации последствий такого загрязнении, что является нарушением подпункта 2 пункта 2 статьи 13, абзаца 4 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации.
Представленные стороной защиты документы о частичной ликвидации объектов основных средств и фактическим отсутствием деятельности Общества на объектах энергетики, расположенных в пределах проверяемого земельного участка подтверждает только факт отсутствия эксплуатации части сооружений по их прямому назначению - для выработки электроэнергии.
При таких обстоятельствах вывод судьи районного суда об отсутствии в действиях АО «Иркутскэнерго» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является преждевременным и не соответствует требованиям статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств дела и разрешении его в соответствии с законом.
Кроме того, из материалов дела следует, что протоколы об административном правонарушении от 30 марта 2023 г. № Номер изъят по части 2 статьи 8.6, частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составлены должностным лицом Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории в отношении ПАО «Иркутскэнерго», а постановления о назначении административного наказания вынесены в отношении АО «Иркутскэнерго».
Указанным обстоятельствам не дана надлежащая оценка при рассмотрении дела судьей районного суда.
Допущенные судьёй Кировского районного суда г. Иркутска при пересмотре дела по жалобе нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, являются существенными, не позволившими всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене решения и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, правомочному рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 29 июня 2023 г. вынесенное в отношении АО «Иркутскэнерго» подлежит отмене, а дело об административном правонарушении возвращению в Кировский районный суд г. Иркутска на новое рассмотрение, поскольку срок привлечения к административной ответственности не истёк.
При новом рассмотрении судье надлежит устранить допущенные нарушения, обеспечить всестороннее, полное и объективное выяснение всех обстоятельств дела, обеспечить возможность участникам процесса для представления доказательств, исследовать имеющиеся и вновь представленные доказательства с учётом доводов жалобы, и принять законное и обоснованное решение в установленный законом срок.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по Республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории Панасенко Н.О. удовлетворить.
Решение судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 29 июня 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6, частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «Иркутскэнерго» отменить.
Дело об административном правонарушении в отношении АО «Иркутскэнерго» возвратить на новое рассмотрение в Кировский районный суд г. Иркутска.
Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья П.И. Слепнёв