Дело № 21-653/2018
Р Е Ш Е Н И Е
14 августа 2018 года гор. Симферополь
Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение Советского районного суда Республики Крым от 10 июля 2018 г. № 12-26/2018,
у с т а н о в и л :
постановлением государственного инспектора Республики Крым, специалиста 1 категории отдела экологического надзора Нижнегорского и Советского районов ФИО3 от 30 мая 2018 года № 227-2018-/0268/8.2/27 директор ООО «Чернозем» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Советского районного суда Республики Крым от 10 июля 2018 г. № 12-26/2018 указанное постановление должностного лица от 30 мая 2018 года № 227-2018-/0268/8.2/27 оставлено без изменения, жалоба ФИО1 - без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением, ФИО1 подал жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит указанное решение суда от 10 июля 2018 г. и постановление должностного лица от 30 мая 2018 г. отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Жалоба мотивирована тем, что судом не дана надлежащая правовая оценка составу административного правонарушения, не исследованы фактические обстоятельства дела.
Заявитель указывает на то, что из материалов дела не следует, что ООО «Чернозем» осуществляет деятельность в области обращения с отходами, а также эксплуатирует помещение в связи с обращением с отходами.
Изучив материалы дела, проверив изложенные в жалобе доводы, заслушав ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, старшего прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Корчагину А.В., возражавшую против удовлетворения жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объектом указанного правонарушения, являются общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных антропогенных воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, а также в области обеспечения экологической безопасности населения и территорий. Предметом выступают отходы производства и потребления, а также иные опасные вещества - бактериологические (биологические), химические, токсичные вещества.
Субъектом данного правонарушения, может быть лицо, которое не соблюдает экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду установлены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ).
Статьей 1 Закона № 89-ФЗ установлены следующие основные понятия: отходы производства и потребления (далее отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с листом записи Единого государственного реестра юридических лиц основной вид деятельности ООО «Чернозем» по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности – 01.11 – выращивание зерновых (кроме риса), зернобобовых культур и семян масличных культур.
Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «Чернозем» относится к субъектам малого или среднего предпринимательства – микропредприятие.
Согласно указанной справки, при обследовании территории, находящейся в пользовании ООО «Чернозем», в результате деятельности общества могут образовываться следующие виды отходов, определенные федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 445 от 18.07.2014:
- аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом – код ФККО 92011001532 – II класс опасности;
- отходы минеральных масел моторных ФККО 40611001313 - III класс опасности;
- обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15% и более) – код ФККО 91920401603 - III класс опасности;
- фильтры воздушные автотранспортных средств отработанные – код ФККО 92130101524 - III класс опасности;
- фильтры очистки топлива автотранспортных средств, отработанные ФККО 91230301523 - III класс опасности;
- фильтры очистки масла автотранспортных средств, отработанные ФККО 912130201523 - III класс опасности;
- покрышки пневматические шин с металлическим кордом - отработанные – код ФККО 92113002504 – IV класс опасности;
- песок, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродукта менее 15%) – код ФККО 91920102394 - IV класс опасности;
- смёт с территории предприятия малоопасный – код ФККО 73339001714 - IV класс опасности;
- тара полипропиленовая, загрязненная минеральными удобрениями - код ФККО 43812203514 - IV класс опасности;
- упаковка полиэтиленовая, загрязненная пестицидами III класса опасности – код ФККО 43811922513 - IV класс опасности.
Кроме того, в ходе проверки выявлены также следующие нарушения:
- отсутствует приказ о назначении ответственных лиц за соблюдением требований в области обращения с отходами производства и потребления на предприятии и лиц, допущенных к обращению с отходами I-IV класса опасности, что является нарушением ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
- не осуществлено отнесение отходов, образующих в процессе деятельности, к конкретному классу опасности, не составлены паспорта отходов I-IV классов опасности, что является нарушением ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
- отсутствуют приказы, распоряжения об утверждении мест складирования отходов на территории предприятия, их границы (площадь, объемы), обустройство, что является нарушением требований п. 2.4 Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации, утвержденных заместителем Министра охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 15.07.1994 г.;
- не разработана и не предоставлена в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, что является нарушением ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», приказа Минприроды России от 16.02.2010 № 30 «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов»;
- на предприятии не разработана программа производственного экологического контроля, не организован и не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, что является нарушением ст. 26 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
- не ведется учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, что является нарушением ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Приказа Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами»;
- не предоставлены документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с I-IV классов опасности, что является нарушением ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
На основании материалов проверки, 08 мая 2018 года заместителем прокурора Советского района младшим советником юстиции ФИО5 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении директора ООО «Чернозем» ФИО1 по ст. 8.2 КоАП РФ.
Постановлением государственного инспектора Республики Крым, специалиста 1 категории отдела экологического надзора Нижнегорского и Советского районов ФИО3 от 30 мая 2018 года № 227-2018-/0268/8.2/27 директор ООО «Чернозем» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действия директора ООО «Чернозем» ФИО1 образуют состав административного правонарушения, за совершение которого ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Однако такие выводы судьи районного суда являются преждевременными, сделанными без исследования всех обстоятельств дела, без учета требований ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2, 26.11 КоАП РФ.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Так, согласно статье 11 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, в том числе, соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона № 89-ФЗ, индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу частей 3, 4 статьи 14 Федерального закона № 89-ФЗ на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений. При обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности должны соблюдаться требования, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона № 89-ФЗ лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности.
Частью 8 статьи 18 Федерального закона № 89-ФЗ предусмотрено, что субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
В силу части 1 статьи 19 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона № 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
Вместе с тем, из материалов дела не следует, что ООО «Чернозем» осуществляет деятельность в области обращения с отходами, а также эксплуатирует занимаемое помещение в связи с обращением с отходами.
Доказательств в подтверждение наличия у общества обязанности по представлению отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, паспортов отходов I - IV классов опасности, приказов о назначении ответственных лиц за соблюдением требований в области обращения с отходами производства и потребления на предприятии и лиц, допущенных к обращению с отходами I - IV класса опасности, программы производственного экологического контроля, учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, приказы об утверждении мест складирования отходов на территории предприятия, не представлено.
В связи с этим невозможно сделать однозначный вывод о том, что ООО «Чернозем» осуществляет сбор и накопление отходов или иную деятельность в области обращения с отходами и относится к числу субъектов, на которых в силу закона возложена обязанность по ведению учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам, а также размещенных отходов.
Кроме того, все нарушения, которые вменены директору ООО «Чернозем» ФИО1 и указаны в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 08.05.2018 г. носят предположительный вероятностный характер.
Должностным лицом осуществлена фиксация указанных нарушений без установления конкретных обстоятельств не соблюдения последним норм действующего законодательства, без указания доказательств осуществления обществом деятельности, связанной с отходами I - IV классов опасности.
Данное обстоятельство не являлось предметом исследования в суде первой инстанции и не нашло своего отражения в соответствующем судебном решении.
Определением судьи Верховного Суд Республики Крым от 01.08.2018 г. были истребованы из Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым материалы дела об административном правонарушении, послужившие основанием для привлечения 30 мая 2018 года государственным инспектором Республики Крым, специалистом 1 категории отдела экологического надзора Нижнегорского и Советского районов ФИО3 к административной ответственности по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях директора ООО «Чернозем» ФИО1, однако, определение Верховного Суда Республики Крым оставлено без исполнения.
Более того, в постановлении государственного инспектора Республики Крым, специалиста 1 категории отдела экологического надзора Нижнегорского и Советского районов ФИО3 от 30 мая 2018 года № 227-2018-/0268/8.2/27 указано на нарушения, которые не были вменены директору ООО «Чернозем» ФИО1 в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 08.05.2018 г., а именно: ООО «Чернозем» не разработаны и не утверждены паспорта отходов на оборудование электрическое осветительное (кроме содержащего ртуть), утратившее потребительские свойства – код ФККО 48240000000 - IV класс опасности; лампы накаливания или газоразрядные лампы, дуговые лампы, утратившие потребительские свойства – код ФККО 48241000000 - IV класс опасности, а также нарушения в части утилизации и транспортировании отходов IV класса опасности (отходы от использования товаров).
Все вышеприведенные факты оставлены судом первой инстанции без внимания и оценки.
В ходе производства по данному делу об административном правонарушении все юридически значимые обстоятельства, необходимые для правильного разрешения дела, в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях исследованы не были.
В силу положений ч. ч. 1, 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, решение Советского районного суда Республики Крым от 10 июля 2018 г. № 12-26/2018 и постановление органа от 30 мая 2018 г. № 227-2018-/0268/8.2/27, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении директора ООО «Чернозем» ФИО1 подлежит прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу акты.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,
р е ш и л:
жалобу ФИО1 на решение Советского районного суда Республики Крым от 10 июля 2018 г. № 12-26/2018 – удовлетворить.
Решение Советского районного суда Республики Крым от 10 июля 2018 г. № 12-26/2018 и постановление государственного инспектора Республики Крым, специалиста 1 категории отдела экологического надзора Нижнегорского и Советского районов ФИО3 от 30 мая 2018 г. № 227-2018-/0268/8.2/27 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, вынесенные в отношении директора ООО «Чернозем» ФИО1 - отменить. Производство по данному делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу акты
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.
Судья подпись Е.Г. Тимошенко
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>