№ 21-653/2023
РЕШЕНИЕ
20 декабря 2023 года г. Оренбург
Судья Оренбургского областного суда Каширская Е.Н., при секретаре Елизарове А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора открытого акционерного общества «Нефтемаслозавод» П.С.В. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, главного специалиста-эксперта государственного экологического надзора по Оренбургской области Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 07 апреля 2023 года № и решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 13 сентября 2023 года, вынесенные в отношении открытого акционерного общества «Нефтемаслозавод» по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.1 и ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, главного специалиста-эксперта государственного экологического надзора по Оренбургской области Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 07 апреля 2023 года №, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 13 сентября 2023 года, открытое акционерное общество «Нефтемаслозавод» (далее - ОАО «Нефтемаслозавод», общество) признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. 8.1 и ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 180 000 рублей (с применением положений ч. 6 ст. 4.4 КоАП РФ).
Установив причины административного правонарушения и условия, способствовавшие его совершению обществом, 07 апреля 2023 года должностное лицо, руководствуясь ч. 1 ст. 29.13 КоАП РФ, внесло в адрес юридического лица представление №, в котором указано на необходимость усиления контроля руководящего состава за работой подчиненных, проведения разъяснительной работы среди работников предприятия, ответственных за соблюдения природоохранного законодательства о недопустимости совершения указанных нарушений, сообщив в Южно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора о принятых мерах в установленный срок.
В поданной в Оренбургский областной суд жалобе защитник общества просит отменить постановление должностного лица и решение судьи, приводя доводы о незаконности обжалуемых актов.
В судебном заседании приняли участие: защитника общества - ФИО1 и ФИО2, поддержавшие доводы жалобы; должностное лицо, вынесший постановление о назначении административного наказания, возражавший против доводов жалобы.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав участников процесса, прихожу к следующим выводам.
Статьей 8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.48 названного Кодекса.
Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет ответственность по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, должностными лицами Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора на основании решения от 08 февраля 2023 года № в период с 27 февраля по 13 марта 2023 года проведена плановая выездная проверка в рамках федерального государственного экологического надзора (контроля) в отношении ОАО «Нефтемаслозавод», основным видом деятельности которого является производство масел, церезино-восковой продукции, пластичных смазок и смазывающих охлаждающих жидкостей.
В ходе проверки установлено, что общество осуществляет производственную деятельность по адресу: <...>, на территории производственной площадки, состоящей на государственном учете в федеральном государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (код объекта HBOC 53-0156-000058-П, объект НВОС I категории), с действующими стационарными источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В 2020 году для ОАО «Нефтемаслозавод» утверждены нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, получено разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных) от 02 апреля 2021 года №, выданное Южно-Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора, на срок со 02 апреля 2021 года по 31 декабря 2024 года.
В связи с вводом в эксплуатацию новых источников, 11 апреля 2022 года генеральным директором общества утвержден отчет по инвентаризации источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для объекта HBOC - Производственная площадка ОАО «Нефтемаслозавод» (далее - отчет по инвентаризации), согласно которому результаты инвентаризации полностью соответствуют утвержденному проекту нормативов ПДВ.
На территории производственной площадки действуют стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - резервуары, каждый из которых оборудован дыхательным клапаном. Все резервуары расположены вне производственных помещений и не оборудованы системами отвода ненаправленных потоков газо-воздушной смеси (выбросов) на свечу рассеивания или на факел.
Согласно отчету по инвентаризации источники выделения (резервуары) объединены следующим образом:
- склад сырьевых присадок, минеральных масел, углеводородов, ЛВЖ Группа № 1 (резервуары Е-1, Е-2, Е-3, Е-4, Е-5, Е-6) (источник 6003);
- склад сырьевых присадок, минеральных масел, углеводородов, ЛВЖ Группа № 2 (резервуары Л-10, Л-11, Л-12, Л-14, Л-15, Л-17, Л-18, Л-19, Л-20, Е-21) (источник 6004);
- склад сырьевых присадок, минеральных масел, углеводородов, ЛВЖ Группа № 3 (резервуары Р-4, Р-5, Р-6, Р-7, Р-8, Р-9) (источник 6005);
- склад сырьевых присадок, минеральных масел, углеводородов, ЛВЖ Группа № 3, предназначенный для хранения нефтепродуктов (резервуары Р-1, Р-2, Р-3, Р-11, Р-17, Р-16, Р-18, Р-19, Р-20, Р-12, Р-15) (источник 6005);
- склад сырьевых присадок, минеральных масел, углеводородов, ЛВЖ Группа № 4, предназначенный для хранения нефтепродуктов, (резервуары Р-6а, Р-7а, Р-3а, Р-15а, Р-4а, Р-5а, Р-14а, Р-14, Р-17а, Р-16а) (источник 6006).
Основанием объединения под одним номером названных источников выделения послужила сопоставимость по качественным и количественным характеристикам выделений загрязняющих веществ.
Источники выбросов 6003, 6004, 6005, 6006 учтены при проведении инвентаризации по типу, как стационарные неорганизованные, площадные, в каждом из которых источники выделения объединены под одним номером (т. 2, л.д. 48).
По результатам проверки выявлены следующие нарушения:
- отчет по инвентаризации не соответствует требованиям Приказа Минприроды России от 19 ноября 2021 года № 871, а именно: источники выбросов каждого склада (дыхательные клапана) учтены в инвентаризации как один стационарный неорганизованный источник - 6003, 6004, 6005, 6006 соответственно;
- выбросы от источников (дыхательных клапанов) резервуаров Е-1, Е-2, Е-3, Е-4, Е-5, Е-6 (источник 6003), Л-10, Л-11, Л-12, Л-14, Л-15, Л-17, Л-18, Л-19, Л-20, Е-21 (источник 6004), р-4, р-5, р-6, р-7, р-8, р-9 (источник 6005), р-1, р-2, р-3, р-11, р-17, р-16, р-18, р-19, р-20, р-12, р-15 (источник 6005), р-6а, р-7а, р-3а, р-15а, р-4а, р-5а, р-14а, р-14, р-17а, р-16а (источник 6006) в период с 11 апреля 2022 года по 13 марта 2023 года осуществлялись в отсутствие утвержденных нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- программа производственного экологического контроля не соответствует требованиям приказа Минприроды России от 18 февраля 2022 года № 109, поскольку не откорректирована с учетом того, что выбросы от источников (дыхательных клапанов) резервуаров Е-1, Е-2, Е-3, Е-4, Е-5, Е-6 (источник 6003), Л-10, Л-11, Л-12, Л-14, Л-15, Л-17, Л-18, Л-19, Л-20, Е-21 (источник 6004), р-4, р-5, р-6, р-7, р-8, р-9 (источник 6005), р-1, р-2, р-3, р-11, р-17, р-16, р-18, р-19, р-20, р-12, р-15 (источник 6005), р-6а, р-7а, р-3а, р-15а, р-4а, р-5а, р-14а, р-14, р-17а, р-16а (источник 6006) должны быть учтены в инвентаризации отдельно, а не как один стационарный неорганизованный источник.
Указанные нарушения явились основанием для составления в отношении общества протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ.
Проверкой также выявлено, что выбросы от источников (дыхательных клапанов) резервуаров Е-1, Е-2, Е-3, Е-4, Е-5, Е-6 (источник 6003), Л-10, Л-11, Л-12, Л-14, Л-15, Л-17, Л-18, Л-19, Л-20, Е-21 (источник 6004), р-4, р-5, р-6, р-7, р-8, р-9 (источник 6005), р-1, р-2, р-3, р-11, р-17, р-16, р-18, р-19, р-20, р-12, р-15 (источник 6005), р-6а, р-7а, р-3а, р-15а, р-4а, р-5а, р-14а, р-14, р-17а, р-16а (источник 6006) в период с 11 апреля 2022 года по 13 марта 2023 года осуществлялись в отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ.
Указанное нарушение явились основанием для составления протокола в отношении общества по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.
Установив наличие оснований для назначения административного наказания по правилам ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, должностное лицо, руководствуясь ч. 2 и ч. 6 ст. 4.4 КоАП РФ, 31 марта 2023 года внесло определение об объединении дел об административных правонарушениях.
Постановлением должностного лица от 07 апреля 2023 года № общество признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. 8.1 и ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 180 000 рублей (с применением положений ч. 6 ст. 4.4 КоАП РФ).
Судья Ленинского районного суда г. Оренбурга, рассматривая жалобу генерального директора общества, с выводами должностного лица согласился.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - объекты НВОС), проводят инвентаризацию, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте НВОС (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Инвентаризация выбросов проводится в соответствии с Порядком проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденным приказом Минприроды России от 19 ноября 2021 года № 871 (далее - Порядок). Порядок предусматривает процедуру проведения корректировки, документирования, хранения результатов инвентаризации.
В соответствии с п. 4 указанного Порядка, в качестве стационарных источников загрязнения атмосферного воздуха (далее - ИЗАВ) при проведении инвентаризации выбросов учитываются:ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух через специальные устройства отвода выбросов, например, установки очистки газа, трубы, вентиляционные шахты, газоходы, воздуховоды, факельные устройства (далее - организованные ИЗАВ);
ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух в составе ненаправленных потоков газа, в том числе места загрузки, выгрузки или хранения сырья, материалов, продукции и иных веществ, негерметичности (неплотности) технологического оборудования, из которых вещества поступают в атмосферный воздух, размещенные на территории объекта ОНВ или в санитарно-защитной зоне отходы, имеющие непосредственный контакт с атмосферным воздухом, например, пылящие поверхности хвостохранилищ, карьеров (далее - неорганизованные ИЗАВ).
Резервуары не имеют специальных устройств отвода выбросов, являются местами хранения нефти, загрязняющие вещества от которых поступают в атмосферный воздух в составе ненаправленных потоков газа.
Установленные на резервуарах дыхательные клапаны не являются специальным устройством отвода выбросов. Дыхательные клапаны предназначены для герметизации газового пространства в резервуарах и регулирования давления в этом пространстве в заданных пределах с целью предотвращения его разрушения.
В соответствии с п. 1.2 РД 39.142-00 «Методика расчета выбросов вредных веществ в окружающую среду от неорганизованных источников нефтегазового оборудования» на предприятиях нефтегазовой отрасли, работающих в регламентном режиме, в состав неорганизованных выбросов входят, в том числе выбросы при стабилизации давления в емкостях товарно-сырьевых парков и выполнении слива-налива.
Из изложенного следует, что дыхательные клапана резервуаров по типу относятся к стационарным неорганизованным источникам выбросов.
При рассмотрении дела в суде должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, показало, что дыхательные клапана резервуаров по типу необходимо относить к стационарным организованным источникам выбросов, поскольку загрязняющие вещества поступают в атмосферу в составе направленных потоков газо-воздушной смеси. Оснований согласиться с этим выводом не имеется по указанным выше основаниям.
По результату проведенной проверки контрольным (надзорным) органом сделан вывод о том, что отчет по инвентаризации не соответствует требованиям Приказа Минприроды России от 19 ноября 2021 года № 871, а именно: источники выбросов каждого склада (дыхательные клапана) учтены в инвентаризации как один стационарный неорганизованный источник - 6003, 6004, 6005, 6006 соответственно. При этом должностное лицо исходило из того, что согласно отчету по инвентаризации и проекту ПДВ объем перекачиваемого сырья за год в каждом резервуаре разный, объем резервуаров разный (таблица 1.1.2 отчета; т. 2, л.д. 40, оборот - 41).
В соответствии с п. 39 Порядка, утвержденного Приказом Минприроды России от 19 ноября 2021 года № 871, допускается объединение источников выделения под одним номером в случаях, когда они сопоставимы по качественным и количественным показателям выделений загрязняющих веществ и (или) загрязняющие вещества от них отводятся к одному и тому же установок очистки газа или источнику выброса в атмосферный воздух.
Следовательно, допускается объединение источников выделения под одним номером в отчете о результатах инвентаризации, а также проекте нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в случаях, когда:
- источники выделения сопоставимы по качественным и количественным характеристикам выделения загрязняющих веществ;
- загрязняющие вещества от источников выделения отводятся к одному и тому же газоочистительному оборудованию или источнику выброса в атмосферу.
Показатели максимальных выбросов паров нефтепродуктов и годовые выбросы паров нефтепродуктов от емкостей и резервуаров, выявленные по результату проведения инвентаризации, приведены в разделе 5.1 «Расчеты выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от резервуаров» отчета по инвентаризации (т. 2, л.д. 52-67) и таблице на стр. 19 постановления должностного лица (т. 1, л.д. 23). Выполненные расчеты указывают на несопоставимость количественных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от названных в них источников выбросов загрязняющих веществ.
Так, в источник 6003 объединены резервуары Е-1, Е-4, Е-5, Е-6, количественные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от которых сопоставимы (около 0,0000606 т/год), тогда как с ними в один источник объединены резервуары Е-2, Е-3, общие количественные выбросы от которых составляют 0,0000121 т/год (от двух резервуаров).
В источник 6005 объединены резервуар Р-6, количественные выбросы загрязняющих веществ от которого составляют 0,0047501 т/год, резервуары Р-7, Р-8, Р-9 с общим количественным выбросом загрязняющих веществ 0,003384 т/год и резервуары Р-1, Р-2, Р-3, Р-11, Р-17 с общим количественным выбросом 1,66866 т/г, резервуары Р-12, Р-15 с общим количественным выбросом 0,2005678 т/г.
В источник 6006 объединены резервуар Р-16а с количественными выбросами 0,379436 т/год и резервуары Р-4а, Р-5а, Р-14а, Р-14, Р-17а с общим количественным выбросом загрязняющих веществ 0,3673965 т/год.
По качественным характеристикам выделения загрязняющих веществ сопоставимы резервуары (источники выделения), объединенные в источники 6003, 6004, 6006, поскольку они выделяют одинаковые загрязняющие вещества.
В отношении источника 6005 необходимо отметить следующее.
В состав данного источника объединены резервуары склада сырьевых присадок, минеральных масел, углеводородов, ЛВЖ Группа № 3 (резервуары Р-4, Р-5, Р-6, Р-7, Р-8, Р-9), в которых периодами хранятся сырая нефть (нефтепродукты) и масла, а также резервуары склада сырьевых присадок, минеральных масел, углеводородов, ЛВЖ Группа № 3, предназначенные для хранения только нефтепродуктов (резервуары Р-1, Р-2, Р-3, Р-11, Р-17, Р-16, Р-18, Р-19, Р-20, Р-12, Р-15).
Согласно отчету по инвентаризации при хранении в резервуаре нефтепродуктов в атмосферу выделяются следующие загрязняющие вещества: дигидросульфид (сероводород) (код 333); смесь углеводородов предельных С1-С5 (код 415); смесь углеводородов предельных С6-С10 (код 416); бензол (код 602); диметилбензол (ксилол) (код 616); метилбензол (толуол) (код 621) (т. 2, л.д. 60, оборот). При хранении масла - загрязняющее вещество алканы С12-С19 (углеводороды предельные С12-С19) (код 2754) (т. 2, л.д. 63).
Таким образом, под одним номером объединены источники выделения (резервуары Р-4, Р-5, Р-6, Р-7, Р-8, Р-9 и резервуары Р-1, Р-2, Р-3, Р-11, Р-17, Р-16, Р-18, Р-19, Р-20, Р-12, Р-15), в которых хранятся разные продукты, выделяющие в атмосферу разные загрязняющие вещества, а потому они не могут рассматриваться как сопоставимые по качественным характеристикам выделения загрязняющих веществ.
Ссылка общества на то, что из означенных резервуаров выделяются схожие загрязняющие вещества, подлежит отклонению, поскольку по коду выделяемые загрязняющие вещества являются разными.
Исходя из изложенного, следует признать правильным вывод должностного лица о том, что указанные выше источники выделения не могли быть объединены под одним номером, поскольку они не сопоставимы по качественным и количественным показателям выделения загрязняющих веществ. Следовательно, отчет по инвентаризации не соответствует требованиям п. 39 Приказа Минприроды России от 19 ноября 2021 года № 871, а именно: источники выбросов каждого склада (дыхательные клапана) неверно учтены в инвентаризации как один стационарный неорганизованный источник - 6003, 6004, 6005, 6006 соответственно.
При рассмотрении жалобы должностное лицо, вынесшее постановление о назначении административного наказания, показало, что критерием объединения источников выделения под одним номером является наличие одновременно двух условий: 1) указанная выше сопоставимость, 2) отведение от них загрязняющих веществ к одному и тому же газоочистительному оборудованию, либо источнику выброса в атмосферу.
Данный довод подлежит отклонению, поскольку используемый законодателем в п. 39 Приказа Минприроды России от 19 ноября 2021 года № 871 составной союз «и (или)» указывает на возможность как одновременного наличия признаков, указанных по обе стороны синтаксемы («и»), так и только одного из них («или»).
По изложенным выше основаниям также следует признать верными следующие выводы должностного лица: выбросы от источников (дыхательных клапанов) резервуаров Е-1, Е-2, Е-3, Е-4, Е-5, Е-6 (источник 6003), Л-10, Л-11, Л-12, Л-14, Л-15, Л-17, Л-18, Л-19, Л-20, Е-21 (источник 6004), р-4, р-5, р-6, р-7, р-8, р-9 (источник 6005), р-1, р-2, р-3, р-11, р-17, р-16, р-18, р-19, р-20, р-12, р-15 (источник 6005), р-6а, р-7а, р-3а, р-15а, р-4а, р-5а, р-14а, р-14, р-17а, р-16а (источник 6006) в период с 11 апреля 2022 года по 13 марта 2023 года осуществлялись в отсутствие утвержденных нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; программа производственного экологического контроля не соответствует требованиям приказа Минприроды России от 18 февраля 2022 года № 109, поскольку не откорректирована с учетом того, что выбросы от источников (дыхательных клапанов) резервуаров Е-1, Е-2, Е-3, Е-4, Е-5, Е-6 (источник 6003), Л-10, Л-11, Л-12, Л-14, Л-15, Л-17, Л-18, Л-19, Л-20, Е-21 (источник 6004), р-4, р-5, р-6, р-7, р-8, р-9 (источник 6005), р-1, р-2, р-3, р-11, р-17, р-16, р-18, р-19, р-20, р-12, р-15 (источник 6005), р-6а, р-7а, р-3а, р-15а, р-4а, р-5а, р-14а, р-14, р-17а, р-16а (источник 6006) должны быть учтены в инвентаризации отдельно, а не как один стационарный неорганизованный источник; выбросы от источников (дыхательных клапанов) резервуаров Е-1, Е-2, Е-3, Е-4, Е-5, Е-6 (источник 6003), Л-10, Л-11, Л-12, Л-14, Л-15, Л-17, Л-18, Л-19, Л-20, Е-21 (источник 6004), р-4, р-5, р-6, р-7, р-8, р-9 (источник 6005), р-1, р-2, р-3, р-11, р-17, р-16, р-18, р-19, р-20, р-12, р-15 (источник 6005), р-6а, р-7а, р-3а, р-15а, р-4а, р-5а, р-14а, р-14, р-17а, р-16а (источник 6006) в период с 11 апреля 2022 года по 13 марта 2023 года осуществлялись в отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ.
Таким образом, действия ОАО «Нефтемаслозавод» квалифицированы по ст. 8.1 и ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и законодательства в области охраны окружающей среды.
За совершение указанных административных правонарушений обществу назначено административное наказание по правилам ч. 2 и ч. 6 ст. 4.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 180 000 рублей.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
При таких обстоятельствах оснований к отмене или изменению постановления должностного лица и решения судьи районного суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.9, 30.1 - 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, главного специалиста-эксперта государственного экологического надзора по Оренбургской области Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 07 апреля 2023 года № и решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 13 сентября 2023 года, вынесенные в отношении ОАО «Нефтемаслозавод» по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.1 и ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу генерального директора ОАО «Нефтемаслозавод» П.С.В. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.12 - 30.14 КоАП РФ, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Оренбургского
областного суда Е.Н. Каширская