Судья: Макогон Л.А. д.№ 21-656/2019
РЕШЕНИЕ
г.Самара 30 мая 2019 года
Судья Самарского областного суда Толмосова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Казаковой Ю.Ю. в интересах ФИО1 на решение судьи Куйбышевского районного суда г.Самары от 12 апреля 2019 года, которым
постановление заместителя начальника отдела государственного энергетического надзора и надзора за ГТС Средне-Поволжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 3809-Р/746-710-Д от 28 декабря 2018 года в отношении Главы Администрации Куйбышевского внутригородского района г.о.Самара ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.11 КоАП РФ, - оставлено без изменения
УСТАНОВИЛ
Постановлением заместителя начальника отдела государственного энергетического надзора и надзора за ГТС Средне-Поволжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 3809-Р/746-710-Д от 28 декабря 2018 года Глава Администрации Куйбышевского внутригородского района г.о.Самара ФИО1 привлечен к административной ответственности ст.9.11 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 2000 рублей.
Решением судьи Куйбышевского районного суда г.Самары от 12 апреля 2019 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения.
Защитник Казаковв Ю.Ю. в интересах ФИО1 обратилась с жалобой в Самарский областной суд, просит отменить состоявшиеся в отношении него акты, полагая их незаконными и необоснованными.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав представителя Средне-Поволжского Управления Ростехнадзора ФИО2 возражавшую против доводов жалобы, прихожу к следующим выводам.
Как установлено судом, Средне-Поволжским Управлением Ростехнадзора с период с 21.11.2018 г. по 27.11.2018 г. проведена плановая выездная проверка по вопросу контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований безопасности в энергетике и обязательных требований установленных правовыми актами в области энергосбережения в отношении администрации Куйбышевского внутригородского района г.о.Самара.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения:
- не разработаны мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, рациональному использованию электрической энергии. В представленной програсмме мероприятия указаны в общем виде, не установлены сроки исполнения каждого пункта мероприятия, чем нарушен п.1.2.6 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Минэнерго России № 6 от 13.01.2003 г. (далее – ПТЭЭП);
- отсутствует паспорт на средства измерения и учета электрической энергии (или журнал), в котором делаются отметки обо всех ремонтах, калибровках и поверках, чем нарушен п.2.11.11 ПТЭЭП;
- отсутствует распорядительный документ о назначении ответственного за сохранность и чистоту внешних элементов средств измерений и учета, чем нарушен п. 2.11.15 ПТЭЭП;
- не в полном объеме внедряются мероприятия по рациональному расходованию электрической энергии и проводятся мероприятия по энергосбережению, чем нарушен п.1.2.6 ПТЭЭП;
- отсутствует инструкция по учету электроэнергии и ее рациональному использованию, чем нарушен п. 1.8.1 ПТЭЭП.
По данному факту Средне-Поволжским Управлением Ростехнадзора в отношении Главы Администрации Куйбышевского внутригородского района г.о.Самара ФИО1 был составлен протокол по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения Главы Администрации Куйбышевского внутригородского района г.о.Самара ФИО1 к административной ответственности по статье 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Однако состоявшиеся по делу акты законными признать нельзя.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
При возбуждении дела об административном правонарушении должны быть обеспечены установленные в положениях статей 25.1 и 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях гарантии защиты прав лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Согласно части 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (пункт 3 части 4 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьями 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 указанного Кодекса.
По смыслу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется выносится с участием физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Согласно части 3 данной статьи при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Частью 4.1 указанной статьи предусмотрено, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В силу части 1 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
В силу части 2 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях извещения, адресованные гражданам, направляются по месту их жительства.
Из содержания протокола об административном правонарушении следует, что он был составлен 07.12.2018 года в отсутствие лица, в отношении которого было возбуждено производство по делу об административном правонарушении - главы Администрации Куйбышевского внутригородского района г.о.Самара ФИО1 (л.д. 111-113).
Согласно материалам дела уведомление о месте и времени составления данного протокола, адресованное Главе Администрации Куйбышевского внутригородского района г.о.Самара ФИО1 было направлено 27.11.2018 года по адресу местонахождения Администрации Куйбышевского внутригородского района г.о.Самара (л.д.110).
При этом в данном документе ФИО1 сообщалось о необходимости явки его либо иного лица, действующего на основании доверенности 07.12.2018 года в Средне-Поволжское управление Ростехнадзора для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Между тем следует учесть, что в рамках настоящего дела ФИО1 привлечен к административной ответственности как должностное лицо.
В нарушение части 2 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и уведомление о месте и времени составления протокола об административном правонарушении ФИО1 по месту его жительства не направлялось. О том, что данное извещение касалось составления протокола по факту привлечения ФИО1 к ответственности, в нем не указано, доказательств обратного в материалах дела не имеется.
Иные сведения об извещении названного лица о составлении протокола по делу об административном правонарушении в отношении него отсутствуют.
Таким образом, протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесен в отсутствие лица, в отношении которого он составлен, или его защитника с нарушением требований, предусмотренных статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данные юридически значимые обстоятельства судьей не проверены, надлежащей правовой оценки им не дано, вопрос о достоверности доказательств не исследован, что свидетельствует о нарушении при разрешении дела требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные нарушения являются существенными, влекущими нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, что согласуется с правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 15.12.2016 г. № 31-АД16-17.
Несоблюдение установленных статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях требований является существенным и повлекло нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняется правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В силу пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований статьи 28.2 названного Кодекса, подлежал возвращению составившему его должностному лицу для устранения недостатков.
Из анализа указанных норм следует, что исправление недостатков протокола об административном правонарушении, внесение в него исправлений, изменений и дополнений, а также устранение неполноты представленных материалов осуществляется в случае возвращения протокола органу или должностному лицу, его составившим.
При этом, исходя из приведенных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позиции, выраженной в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5), в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
Возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.
Вместе с тем мировым судьей, данный протокол в порядке, предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для устранения недостатков не возвращался, соответствующий процессуальный документ в материалах дела не выносился.
Кроме того, в силу указанной нормы и правовой позиции, выраженной в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5, устранение недостатков протокола об административном правонарушении и внесение в него дополнений возможно только при его возвращении в орган или должностному лицу, его составившему, на стадии подготовки дела к рассмотрению, до начала его разрешения по существу.
По смыслу положений статей 29.1 и 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях стадия подготовки дела к рассмотрению не может быть возобновлена после отмены состоявшегося по делу постановления о назначении административного наказания.
Данное дело было принято должностным лицом Средне-Поволжское управление Ростехнадзора к производству, рассмотрено 28.12.2018 г. по существу и прошло стадию обжалования, что исключает возможность устранения недостатков протокола об административном правонарушении, внесения в него дополнений.
Таким образом, устранение недостатков протокола об административном правонарушении и внесение в него дополнений после рассмотрения дела по существу, стадии обжалования и возвращения дела на новое рассмотрение не соответствует нормам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является существенным нарушением его процессуальных требований, повлиявшим на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также законность принятых по нему последующих решений.
Изложенное не противоречит правовой позиции, изложенной в постановлениях Верховного Суда Российской Федерации, в том числе от 29 января 2016 года N 46-АД16-1, от 10 ноября 2017 года № 46-АД17-34, от 01 сентября 2017 года № 18-АД18-22.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление заместителя начальника отдела государственного энергетического надзора и надзора за ГТС Средне-Поволжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 3809-Р/746-710-Д от 28 декабря 2018 года и судьи Куйбышевского районного суда г.Самары от 12 апреля 2019 года, вынесенные в отношении главы Администрации Куйбышевского внутригородского района г.о.Самара ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене. Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 названного Кодекса - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу судебные постановления.
На основании изложенного и руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7, ст.30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ
Решение судьи Куйбышевского районного суда г.Самары от 12 апреля 2019 года и постановление заместителя начальника отдела государственного энергетического надзора и надзора за ГТС Средне-Поволжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 3809-Р/746-710-Д от 28 декабря 2018 года в отношении Главы Администрации Куйбышевского внутригородского района г.о.Самара ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.11 КоАП РФ - отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалобу защитника Казаковой Ю.Ю. - удовлетворить.
Судья Самарского областного суда А.А.Толмосова
.