ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-65/19 от 28.03.2019 Брянского областного суда (Брянская область)

судья Рассказова М.В. дело № 21-65/2019

Р Е Ш Е Н И Е

гор.Брянск 28 марта 2019 года

Судья Брянского областного суда Богородская Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу (с дополнениями) защитника Полесской М.А., действующей в интересах ФИО1, на решение судьи Советского районного суда гор.Брянска от 31 января 2019 года по жалобе на постановление руководителя Управления Федерального казначейства по Брянской области от 13 июня 2018 года № 20-32/18-10 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя директора департамента экономического развития Брянской области ФИО1,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением руководителя Управления Федерального казначейства по Брянской области от 13 июня 2018 года № 20-32/18-10 заместитель директора департамента экономического развития Брянской области ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб.

Решением судьи Советского районного суда гор.Брянска от 31 января 2019 года указанное постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения.

Защитник Полесская М.А., действующая в интересах ФИО1, обратилась в Брянский областной суд с жалобой, в которой ставится вопрос об отмене решения судьи Советского районного суда гор.Брянска от 31 января 2019 года и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях заместителя директора департамента экономического развития Брянской области ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В обоснование доводов жалобы указано, что при рассмотрении дела не дана оценка тому, совершил департамент все возможные действия для привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в отборе либо бездействовал, не исследован вопрос о том, какие именно неправомерные действия, нарушившие какую именно норму закона, привели к возврату средств в федеральный бюджет, доказательств, подтверждающих наличие вины ФИО1 в совершении административного правонарушения в материалах дела не представлено.

11 марта 2019 года в Брянский областной суд от защитника Полесской М.А., действующей в интересах ФИО1, поступили дополнения к жалобе, в которых указано, что делая вывод об обоснованности привлечения ФИО1 к административной ответственности, суд исходил из анализа приказа департамента экономического развития Брянской области от 01 июня 2017 года № 129-к «О распределении обязанностей между заместителями директора департамента», Положения об отделе по поддержке и развитию предпринимательской деятельности департамента и должностного регламента ФИО1 Вместе с тем, судом дана неверная оценка положениям указанных правовых актов, не учтены все положения в их совокупности, а некоторые не рассматривались. Позиция суда основана на косвенных указаниях в текстах документов на деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, а также на функции по организации программных мероприятий, без комплексного их изучения и анализа. В акте выездной проверки УФК по Брянской области от 28 мая 2018 года отражено, что департаментом по состоянию на 01 апреля 2018 года достигнуты показатели результативности использования субсидий из федерального бюджета, из чего следует, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, а доводы УФК по Брянской области противоречат выводам, сделанным в ходе проверки.

В возражениях на жалобу представитель УФК по Брянской области ФИО2 просит в удовлетворении жалобы отказать, оставить постановление руководителя УФК по Брянской области от 13 июня 2018 года о назначении административного наказания и решение судьи районного суда от 31 января 2019 года без изменения.

ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил, ходатайств об отложении дела не заявлял.

В соответствии с требованиями части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие ФИО1

В судебном заседании защитник Полесская М.А., действующая в интересах ФИО1, доводы жалобы и дополнений к жалобе поддержала в полном объеме.

Представитель УФК по Брянской области ФИО2 и прокурор отдела прокуратуры Брянской области Дзех К.А. против удовлетворения жалобы возражали, полагают, что оснований для отмены оспариваемых актов не имеется, считают их законными и обоснованными.

Выслушав объяснения защитника Полесской М.А., действующей в интересах ФИО1, представителя Управления Федерального казначейства по Брянской области ФИО2 и прокурора отдела прокуратуры Брянской области Дзех К.А., проверив материалы дела, изучив доводы жалобы (с дополнениями к жалобе) и возражений на жалобу, прихожу к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, формы которых предусмотрены абзацами третьим - пятым статьи 129 настоящего Кодекса, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

В силу требований подпункта 1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями, в частности, обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.

Частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.

Субъектами данного правонарушения являются должностные лица, участвующие в предоставлении и получении межбюджетных трансфертов.

Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к указанной норме закона совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 24 апреля 2018 года первым заместителем прокурора Брянской области Таратоновым И.В. вынесено постановление о возбуждении в отношении заместителя директора департамента экономического развития Брянской области ФИО1 дела об административном правонарушении по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в нарушении ответственным должностным лицом департамента экономического развития Брянской области - главного распорядителя средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий расходования межбюджетных трансфертов.

Из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении следует, что 20 февраля 2017 года между Министерством экономического развития Российской Федерации и Правительством Брянской области заключено Соглашение № 139-09-152 о предоставлении субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, а также на реализацию мероприятий по поддержке молодежного предпринимательства в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», согласно которому субсидия предоставлялась на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности Брянской области; содействия развитию молодежного предпринимательства; оказания финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно пунктам 4.3 и 6.1.1 указанного Соглашения Правительство Брянской области приняло на себя ряд обязательств, в том числе по обеспечению выполнения предусмотренного приложением № 9 к Соглашению плана (графика) реализации Брянской областью мероприятий, в целях софинансирования которых предоставлялась субсидия.

Таким образом, департамент экономического развития Брянской области, как главный распорядитель бюджетных средств, был обязан обеспечить расходование средств субсидии на мероприятия, в целях софинансирования которых она предоставлялась, в том числе на создание и (или) развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленной на содействие развития системы кредитования, в том числе фондов содействия кредитованию (гарантийных фондов, фондов поручительств), микрофинансовых организаций предпринимательского финансирования первого и второго уровня; а также на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках реализации муниципальных программ (подпрограмм) развития малого и среднего предпринимательства, в том числе монопрофильных муниципальных образований. Кроме того, был обязан обеспечить их расходование в соответствии с планом (графиком) согласно приложению № 9 к Соглашению и результативность расходования субсидии на указанные мероприятия.

Вместе с тем, порядок и (или) условия расходования субсидии на указанные мероприятия основного направления «Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» департаментом экономического развития Брянской области был нарушен.

Так, согласно приложению № 9 в IV квартале 2017 года предполагалось реализовать такое основное мероприятие направления «Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» как создание и (или) развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленной на содействие развитию системы кредитования, в том числе фондов содействия кредитованию (гарантийных фондов, фондов поручительств), микрофинансовых организаций предпринимательского финансирования первого и второго уровня.

На реализацию указанного мероприятия были запланированы средства в размере 51 410 657, 24 руб., в том числе 45 755 484,94 руб. из федерального бюджета.

В целях реализации указанного мероприятия департаментом экономического развития Брянской области с 15 по 16 декабря 2017 года был объявлен конкурсный отбор на предоставление субсидий из областного бюджета некоммерческим организациям, не являющимся государственными (казенными) учреждениями Брянской области, на развитие системы микрофинансирования для субъектов малого и среднего предпринимательства. В связи с отсутствием заявок конкурсный отбор дважды продлялся до 19 декабря 2017 года и 20 декабря 2017 года, однако так и не состоялся в виду отсутствия заявок.

Также в рамках направления государственной поддержки оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, предполагалось проведение такого мероприятия как поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках реализации муниципальных программ (подпрограмм) развития малого и среднего предпринимательства, в том числе многопрофильных муниципальных образований.

Департаментом экономического развития Брянской области с 04 июля 2017 года по 02 августа 2017 года был проведен конкурсный отбор среди многопрофильных муниципальных образований, победителями были признаны муниципальные образования: гор.Фокино, гор. Клинцы, Белоберезковское городское поселение, Карачевское городское поселение, Погарское городское поселение.

Однако, муниципальное образование гор.Фокино не смогло реализовать муниципальную программу, в связи с чем средства субсидии из федерального бюджета в размере 1 268 250 руб. подлежали возврату в федеральный бюджет.

Таким образом, департаментом экономического развития Брянской области, как главным распорядителем бюджетных средств, полученных из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в соответствии с подпрограммой «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Брянской области» (2014-2020 годы) государственной программы «Экономическое развитие, инвестиционная политика и инновационная экономика Брянской области» (2014-2020 годы), определенная подпрограммой задача – обеспечение доступности финансовой и имущественной поддержки для субъектов малого и среднего предпринимательства не достигнута.

Отсутствие результатов при реализации мероприятий привело к возврату средств в федеральный бюджет и свидетельствует о недостижении принципа эффективности использования бюджетных средств, закрепленного в статье 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с требованиями статьи 23.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении в отношении заместителя директора департамента экономического развития Брянской области ФИО1 были направлены в Управление Федерального казначейства по Брянской области.

Указанные выше обстоятельства послужили основанием для привлечения заместителя директора департамента экономического развития Брянской области ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым в ходе производства по делу об административном правонарушении дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.

На основании имеющихся доказательств руководителем Управления Федеральной казначейства по Брянской области и судьей районного суда обоснованно установлено наличие в действиях заместителя директора департамента экономического развития Брянской области ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку департамент экономического развития Брянской области, как главный распорядитель бюджетных средств, был обязан обеспечить расходование средств субсидии на мероприятия, в целях софинансирования которых она предоставлялась, в соответствии с планом (графиком) согласно приложению № 9 к Соглашению, а также обеспечить результативность расходования субсидии на указанные выше мероприятия, а ФИО1, замещающий с 19 июля 2016 года должность заместителя директора департамента экономического развития Брянской области, согласно приказу департамента экономического развития от 01 июня 2017 года № 129-к «О распределении обязанностей между заместителями директора департамента» координирует работу, дает поручения и контролирует деятельность, несет персональную ответственность за деятельностью отдела по поддержке и развитию предпринимательской деятельности, обеспечивает взаимодействие по своим направлениям с Министерством экономического развития Российской Федерации.

Оснований не согласиться с выводами должностного лица административного органа и суда первой инстанции о наличии в действиях заместителя директора департамента экономического развития Брянской области ФИО1 состава вмененного административного правонарушения не имеется.

Доводы жалобы защитника Полесской М.А., действующей в интересах ФИО1, об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, аналогичны доводам, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно отклонены судьей районного суда по основаниям, изложенным в судебном решении. Вопреки доводам жалобы судьей районного суда надлежащим образом исследованы все обстоятельства вмененного заместителю директора департамента экономического развития Брянской области ФИО1 административного правонарушения, допустимость и достоверность принятых во внимание доказательств сомнений не вызывают, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Всем доказательствам по делу судьей районного суда при рассмотрении дела дана надлежащая оценка, выводы судьи районного суда о наличии в действиях заместителя директора департамента экономического развития Брянской области ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основаны на положениях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, бюджетного законодательства и совокупности собранных по делу доказательств, мотивированы надлежащим образом и соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела.

При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

При назначении заместителю директора департамента экономического развития Брянской области ФИО1 административного наказания требования статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены. Наказание назначено с учетом характера административного правонарушения и конкретных обстоятельств его совершения, в пределах санкции части 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По существу доводы жалобы сводятся к переоценке установленных по делу обстоятельств и не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность постановления должностного лица административного органа и судебного решения. Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с постановлением о привлечении к административной ответственности, не является основанием к отмене принятых по делу актов, постановленных с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах обжалуемое постановление должностного лица административного органа и решение судьи районного суда являются законными, обстоятельств, которые в силу пунктов 2 – 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь их изменение или отмену, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

постановление руководителя Управления Федерального казначейства по Брянской области от 13 июня 2018 года № 20-32/18-10 и решение судьи Советского районного суда гор. Брянска от 31 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя директора департамента экономического развития Брянской области ФИО1 оставить без изменения, жалобу (с дополнениями) защитника Полесской М.А., действующей в интересах ФИО1, - без удовлетворения.

Судья Брянского областного суда Н.А.Богородская