ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-661/2015 от 15.07.2015 Пермского краевого суда (Пермский край)

7-1019-2015; 21-661-2015

РЕШЕНИЕ

Судья Пермского краевого суда Хрусталева Л.Е., рассмотрев в г.Перми 15 июля 2015 года жалобу исполняющего обязанности главы администрации Нытвенского городского поселения З. на решение судьи Нытвенского районного суда Пермского края от 15 июня 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Нытвенского городского поселения,

установил:

постановлением Главного государственного инспектора Нытвенского и Оханского муниципальных районов по пожарному надзору, начальника 21 отдела надзорной деятельности по Нытвенскому и Оханскому муниципальным районам управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю Д. от 6 мая 2015 года администрация Нытвенского городского поселения признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

Решением судьи Нытвенского районного суда Пермского края от 15 июня 2015 года, вынесенным по результатам пересмотра дела по жалобе главы администрации Нытвенского городского поселения Л., постановление о привлечении администрации Нытвенского городского поселения изменено, размер административного штрафа снижен до 75 000 рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, исполняющий обязанности главы администрации Нытвенского городского поселения З. просит отменить состоявшиеся по делу акты, признав правонарушение малозначительным.

В судебном заседании в краевом суде заявитель жалобы, законный представитель администрации Нытвенского городского поселения, защитник администрации Нытвенского городского поселения участия не принимали, администрацией направлено в суд ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, дело об административном правонарушении, судья краевого суда приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Объективную сторону административного правонарушения составляют действия или бездействие указанных в ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ субъектов административной ответственности, состоящие в невыполнении обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности, возложенных на них соответствующими правовыми нормами.

Согласно ст.63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний.

Статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определены полномочия органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов. В частности к таким полномочиям относится оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения.

В силу ст.18 Федерального закона от 21 декабря 1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" организация обучения населения мерам пожарной безопасности, а также информирование населения о мерах пожарной безопасности является полномочием органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности.

В соответствии с Порядком организации и проведения обучения населения мерам пожарной безопасности на территории Пермского края, утвержденном Постановлением Правительства Пермского края от 07.07.2009 № 421-п обучение мерам пожарной безопасности неработающего населения и лиц, не обучающихся в общеобразовательных учреждениях, проводится по месту проживания (п.3.5), противопожарная пропаганда осуществляется через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, оборудования противопожарных уголков и стендов, устройства тематических выставок, смотров, конкурсов и использования других не запрещенных законодательством форм информирования населения (п.3.9), ответственность за организацию и своевременность информирования о мерах пожарной безопасности неработающей части населения несут органы местного самоуправления поселений и городских округов Пермского края, в полномочиях которых определено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов (п.4.2).

Как следует из постановления Главного государственного инспектора Нытвенского и Оханского муниципальных районов по пожарному надзору, начальника 21 отдела надзорной деятельности по Нытвенскому и Оханскому муниципальным районам управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю от 6 мая 2015 года, основанием для привлечения администрации Нытвенского городского поселения к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ послужило выполнение первичных мер пожарной безопасности не в полном объеме, которое выразилось в том, что: согласно определению об истребовании необходимых материалов администрация Нытвенского городского поселения должна предоставить документы, подтверждающие факт проведения противопожарной пропаганды на территории Нытвенского городского поселения в соответствии со ст.19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", ст.63 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Из представленных документов установлено, что в первом квартале 2015 года администрацией поселения организовано и проведено 5 сходов с жителями Нытвенского городского поселения, на которых в общей сложности присутствовало 34 жителя. Сведения о проведенных сходах в 2014 году не представлены. Также в 1 квартале 2015 года администрацией поселения с целью информирования населения мерам пожарной безопасности проведено 6 рейдов совместно с представителями пожарной части – 13.01.2015, 21.01.2015, 28.01.2015, 11.02.2015, 04.03.2015, 11.03.2015). Информация о проведенной работе по информированию населения мерам пожарной безопасности в 2014 году не предоставлена. Администрацией поселения предоставлены документы, свидетельствующие о направлении в адрес управляющих компаний писем с просьбой о размещении на подъездах многоквартирных жилых домов листовок на противопожарную тематику (копии писем не имеют исходящих номеров, не подписаны главой администрации поселения). Подтверждающих документов, свидетельствующих о распространении памяток – нет. В 1 квартале 2015 года в адрес владельцев информационных панелей, расположенных на торговых точках в границах населенных пунктов, администрацией поселения направлены письма с просьбой о размещении информации, направленной на профилактику пожаров (копии писем не имеют исходящих номеров, не подписаны главой администрации поселения). Подтверждающих документов, свидетельствующих о размещении информации, не предоставлено. Администрацией поселения не организована работа в части обучения неработающего населения мерам пожарной безопасности в нарушение п.3.5.2 Постановления Правительства Пермского края от 07.07.2009 № 421-п «Об утверждении Порядка организации и проведения обучения населения мерам пожарной безопасности на территории Пермского края». Отсутствуют сведения о проведении профилактической работы с погибшими, журнал регистрации инструктажа не предоставлен. Постановлением администрации Нытвенского городского поселения от 09.11.2012 года № 371 «Об утверждении целевой программы «Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов Нытвенского городского поселения на 2013-2015 годы», а также постановлением администрации Нытвенского городского поселения от 27.12.2013 года № 735 «О внесении изменений в целевую программу «Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов Нытвенского городского поселения на 2013-2015 годы» на проведение мероприятий, связанных с обучением населения мерам пожарной безопасности и проведение мероприятий, связанных с обучением населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности на 2014 год запланировано 35 000 рублей, на 2015 год – 35 000 рублей. Информация об израсходованных в 2014 и 2015 годах средствах не предоставлена.

Таким образом, администрацией Нытвенского городского поселения было допущено нарушение обязательные требования пожарной безопасности – ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст.63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.3.5.2 Постановления Правительства Пермского края от 07.07.2009 № 421-п «Об утверждении Порядка организации и проведения обучения населения мерам пожарной безопасности на территории Пермского края».

При пересмотре дела судья районного суда согласился с выводом должностного лица о наличии в действиях администрации Нытвенского городского поселения состава вмененного административного правонарушения. При этом судья обоснованно исходил из того, что установленные в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, а также жалобы на постановление должностного лица, факты нарушений требований пожарной безопасности свидетельствуют о том, что администрацией Нытвенского городского поселения не были приняты все зависящие от нее меры по обеспечению соблюдения требований пожарной безопасности.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вопрос о наличии вины администрации Нытвенского городского поседения в совершении административного правонарушения исследовался должностным лицом надзорного органа и судьей районного суда в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в постановлении о привлечении к административной ответственности и в решении судьи районного суда.

В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о принятии администрацией Нытвенского городского поселения всех зависящих от нее мер по соблюдению указанных выше правовых норм.

При указанных обстоятельствах, действия администрации Нытвенского городского поселения по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ квалифицированы верно.

Доводы заявителя жалобы не влекут отмену или изменение принятого судьей районного суда решения.

Утверждение заявителя жалобы на то, что имеются основания для применения положений ст.2.9 КоАП РФ, является несостоятельным.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Учитывая характер правонарушения, конкретные обстоятельства дела, оснований для признания совершенного администрацией Нытвенского городского поселения правонарушения малозначительным, не имеется.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении администрации Нытвенского городского поселения, допущено не было.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьёй 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда

решил:

решение судьи Нытвенского районного суда Пермского края от 15 июня 2015 года оставить без изменения, жалобу исполняющего обязанности главы администрации Нытвенского городского поселения З. – без удовлетворения.

Судья - Л.Е.Хрусталева