дело № 21-6/2020 (№ 21-665-2019)
РЕШЕНИЕ
29 января 2020 года г. Оренбург
Судья Оренбургского областного суда Новоженина О.Р., при секретаре Лихтиной А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Лапаевой Н.В. на постановление государственного инспектора г. Оренбурга и Оренбургского района по пожарному надзору – начальника отделения ОНД и ПР по г. Оренбургу и Оренбургскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Оренбургской области от 31 июля 2019 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 1 октября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении *** ФИО1,
установил:
постановлением государственного инспектора г. Оренбурга и Оренбургского района по пожарному надзору – начальника отделения ОНД и ПР по г. Оренбургу и Оренбургскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Оренбургской области от 31 июля 2019 года №, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 1 октября 2019 года, *** ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, защитник Лапаева Н.В. просит постановление должностного лица и решение судьи районного суда, вынесенные в отношении ФИО1 отменить, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав ФИО1 и его защитника Лапаева Н.В., поддержавших доводы жалобы, государственного инспектора г. Оренбурга и Оренбургского района по пожарному надзору – начальник ОНД и ПР по г. Оренбургу и Оренбургскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Оренбургской области ФИО6, заключение прокурора Пасечник Е.И. о законности постановления и судебного решения, прихожу к следующему.
Частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ установлено, что нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи влечет административную ответственность.
Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут административную ответственность по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, в том числе между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности урегулированы Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 69-ФЗ).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 69-ФЗ под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Статьей 19 Федерального закона № 69-ФЗ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 63 Федерального закона N 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя: 1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; 2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; 3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; 4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; 5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; 6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; 7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; 8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; 9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Согласно п. 77 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме» (далее – ППР РФ) руководитель организации обеспечивает своевременную очистку объектов от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев и сухой травы.
Согласно п. 8.13 Свод Правил СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" (далее - СП 4.13130) тупиковые проезды должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15x15 метров. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 метров.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 69-ФЗ требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Указанной статьей Федерального закона № 69-ФЗ установлено, что особый противопожарный режим - дополнительные требования пожарной безопасности, установленные органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 30 апреля 2019 года № 297-п «О введении на территории Оренбургской области особого противопожарного режима» с 01 мая 2019 года на территории Оренбургской области введен особый противопожарный режим.
Постановлением Администрации города Оренбурга от 21 мая 2019 года № 1231-п на территории муниципального образования «город Оренбург» введен особый противопожарный режим.
Согласно ч. 1 ст. 38 Федерального закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Статьей 34 Федерального закона № 69-ФЗ установлены права и обязанности должностных лиц в области пожарной безопасности. В соответствии с указанной статьей должностные лица обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Решением Оренбургского городского совета от 28 июня 2011 года № 188 утверждено Положение об управлении по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности администрации города Оренбурга (далее положения).
Согласно положению Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности администрации города Оренбурга является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Оренбурга, обладает правами юридического лица. Управление в пределах компетенции осуществляет функции и полномочия учредителя муниципальных учреждений.
В соответствии с разделом 2 Положения, Управление по ГОЧС и ПБ администрации города Оренбурга создано в целях реализации мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального образования «город Оренбург» от чрезвычайных ситуаций, обеспечению первичных мер пожарной безопасности, защите людей на водных объектах и осуществляет от имени Администрации города Оренбурга следующие функции: разрабатывает план гражданской обороны муниципального образования «город Оренбург»; план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера муниципального образования «город Оренбург»; план основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального образования город «город Оренбург»; паспорт безопасности муниципального образования «город Оренбург», план поставок продукции (работ, услуг) для обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне мобилизационного плана экономики муниципального образования «город Оренбург». Ведет реестр организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования, находящиеся на территории города Оренбурга, Северного, Южного округов. Уточняет перечень и состав сил постоянной готовности Оренбургского городского звена Оренбургской территориальной подсистемы РСЧС для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Проводит мероприятии по подготовке к эвакуации населения города Оренбурга, материальных и культурных ценностей в безопасные районы в мирное и военное время. Организует работу заседаний: комиссий по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности, созданных в администрации г. Оренбурга, Северном и Южном округах; эвакуационных комиссий г. Оренбурга, Северного и Южного округов. Определяет состав группировки сил гражданской обороны для проведения аварийно-спасательных работ на территории города Оренбурга в военное время и т.д.
Из материалов дела усматривается, что прокуратурой города Оренбурга 24 мая 2019 года на основании решения о проведении проверки от 22 мая 2019 года № совместно с должностными лицами ОНД и ПР по г. Оренбургу и Оренбургскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Оренбургской области проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности муниципального образования «город Оренбург».
В ходе проверки выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
- на участке (пустырь в районе ул. Квартал, 17, Квартал, 19 г. Оренбурга) не организована очистка территории и покос сухой растительности (п. 17.1, п. 77 ППР РФ);
- на участке (овраг в районе ул. 6-я Береговая г. Оренбурга) допускаются свалки горючих отходов (п. 19 ППР РФ);
- тупиковые проезды в районе многоквартирных жилых домов по ул. Котова, <...> въезды во двор перекрыты бетонными блоками) (СП 4.13130.2013 п. 8.15, ст. 4, 6, 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-Ф3, п. 75 ППР РФ);
- тупиковый проезд в районе ул. Калинина, д. 5 дорога перекрыта бетонным блоком (СП 4.13130.2013 п. 8.13, ст. 4, 6, 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ, п. 75 ППР РФ);
- тупиковые проезды (от ул. Домбаровская до начала ул. 2-я Береговая, ул. 3-я Береговая, ул. 4-я Береговая устроены тупиковые проезды длиной менее 150 м. не оборудованные разворотными площадками 15 х 15 м.) (СП 4.13130.2013 п. 8.13, ст. 4, 6, 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-Ф3, п. 75 ППР РФ);
- тупиковый проезд длиной более 150 м. в районе ул. Кокинская, ул. Маловская не оборудован разворотной площадкой (СП 4.13130.2013 п. 8.13, ст. 4, 6, 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-Ф3, п. 75 ППР РФ).
Результаты проверки послужили основанием для привлечения должностного лица ФИО1 к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ.
Факт совершения ФИО1 нарушений требований пожарной безопасности подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами, которые были оценены должностным лицом и судьей по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом и судьей установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
В соответствии с п. 2.16 Положения об управлении по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Администрации города Оренбурга, утвержденных Решением Оренбургского городского совета № 188 от 28 июня 2011 года, к полномочиям (функциям) управления по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности администрации города Оренбурга относится организация выполнения первичных мер пожарной безопасности.
Пунктом 4 Раздела 3 Должностной инструкции от 01 апреля 2019 года № 29, утвержденной *** ФИО1 01 апреля 2019 года, на *** возложены обязанности по принятию участия в разработке плана основных мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Пункт 8 Раздела 3 Должностной инструкции от 01 апреля 2019 года № 29, утвержденной исполняющим обязанности *** ФИО1 01 апреля 2019 года, возлагает на *** ФИО1 обязанности по организации проведения мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования «город Оренбург».
Подпунктом 6 п. 3.1 Раздела 3 Должностной инструкции от 04 июля 2013 года № 1-31-41/17, утвержденной Главой администрации города Оренбурга, на *** возложена обязанность, в том числе, по организации работы Управления по выполнению первичных мер пожарной безопасности.
ФИО1 является ***
В соответствии с Распоряжением Администрации города Оренбурга от 22 июня 2018 года № 433-к на *** ФИО1 было возложено исполнение обязанностей *** до момента назначения основного работника, которые он исполнял с 25 июня 2018 года по 21 мая 2019 года.
Очистка территории от мусора, сухой растительности, обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; являются первичными мерами пожарной безопасности, организация выполнения которых применительно к настоящему делу возложена на ГОЧС и ПБ Администрации города Оренбурга.
В период, непосредственно предшествующий проверке, ответственность за организацию работы по выполнению первичных мер пожарной безопасности возлагалась на ФИО1 исполнявшего на тот момент обязанности ***.
При таких обстоятельствах должностное лицо и судья обоснованно пришли к выводу о том, что ФИО1 ненадлежащим образом исполнял организационно-распорядительные функции, не организовал работу Управления по ГОЧС и ПБ Администрации города Оренбурга по выполнению первичных мер пожарной безопасности, в связи с чем, обоснованно, с учетом положений ст. 2.4 КоАП РФ, привлечен к административной ответственности.
Таким образом, довод жалобы о том, что ФИО1 не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, подлежит отклонению как несостоятельный.
Обоснованность привлечения ФИО1 к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ сомнений не вызывает, а доводы заявителя о невиновности не заслуживают внимания.
Доказательств того, что ФИО1 были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не представлено и судом не установлено. В данном случае заявитель не проявил достаточной степени заботливости и осмотрительности и не принял всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у заявителя имелась. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях заявителя.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях должностного лица ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, поскольку ФИО1 были приняты все необходимые и достаточные меры для соблюдения требований пожарной безопасности, по своей сути сводятся к несогласию с установленными в ходе производства по делу обстоятельствами, являлись предметом исследования и оценки судьей первой инстанции, правомерно отвергнуты по основаниям, приведенным в судебном решении, оснований для их переоценки не имеется.
Подлежит отклонению довод жалобы о том, что ФИО1 не является субъектом правонарушения, поскольку проверка началась 21 мая 2019 года, в то время как с 22 мая 2019 года на должность муниципальной службы начальника управления по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности администрации г. Оренбурга назначен ФИО8
Принимая во внимание, что на момент проведения должностным лицом прокуратуры проверки на основании решения органа прокуратуры от 22 мая 2019 года № ответственность за организацию работы по выполнению первичных мер пожарной безопасности возлагалась на ФИО1- исполняющего обязанности ***, а нарушения требований пожарной безопасности выявлены на землях, расположенных в границах муниципального образования и находящейся в зоне ответственности органа местного самоуправления, судить о том, что ФИО1 является ненадлежащим субъектом ответственности по настоящему делу оснований не имеется.
Как установлено ФИО1 был извещен о проведении проверки в установленный ФЗ «О прокуратуре РФ» срок.
Довод жалобы о невозможности применения СП 4.13130.2013 в части обеспечения тупиковых проездов разворотными площадками размерами 15х15 м ввиду того, что к жилым домам, относящимся к старой постройке, применяется ранее действующее законодательство (ч. 4 ст. 4 Федерального закона № 123) не заслуживает внимания.
Пункт 1.1 данного Свода правил устанавливает, что он применяется при проектировании и строительстве вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений в части принятия объемно-планировочных и конструктивных решений, обеспечивающих ограничение распространения пожара. Указанный Свод правил утвержден и введен в действие приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 24 апреля 2013 года № 288 с 29 июля 2013 года, то есть также после застройки данной части города.
Однако ранее действовавшие номы также предусматривали необходимость обеспечения тупиковых проездов разворотными площадками, то есть содержали аналогичное требование.
Так, п. 11.6 СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*, отдельные положения которого включены в утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года № 1521 Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", п. 2.9* СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденных постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 года № 78; п. 9.10, 9.55* СНиП 2-60-75. Нормы проектирования. Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунктов; п. 2.20 СНиП II-К.3-62 "Улицы, дороги и площади населенных мест. Нормы проектирования" содержали аналогичные требования о необходимости обеспечения тупиковых проездов разворотными площадками.
Довод жалобы о том, что в обязанности ФИО1 входила лишь организация выполнения первичных мер пожарной безопасности, не ставит под сомнение выводы должностного лица и судьи районного суда о наличии в действиях ФИО1 состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ. К вопросам местного значения городского округа относится именно обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа. Следовательно, применительно к настоящему делу обеспечение первичных мер пожарной безопасности будет достигнуто надлежащим исполнением ФИО1 своих должностных обязанностей по организации выполнения первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа, что последним сделано не было.
Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения лица к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемых актов не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление государственного инспектора г. Оренбурга и Оренбургского района по пожарному надзору – начальника отделения ОНД и ПР по г. Оренбургу и Оренбургскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Оренбургской области от 31 июля 2019 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 1 октября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении *** ФИО1 оставить без изменения, а жалобу защитника Лапаевой Н.В. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, может быть обжаловано и (или) опротестовано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, установленном ст. ст. 30.12 - 30.19 КоАП РФ.
Судья Оренбургского
областного суда О.Р. Новоженина