ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-666/20 от 09.04.2020 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Морозова Л.Н. № 21-666/2020

РЕШЕНИЕ

г. Самара 9 апреля 2020 года

Судья Самарского областного суда Самарина Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника отдела социальных программ и контроля жилищного фонда управления по жилищным вопросам Департамента управления имуществом г.о. Самара ФИО1 - представителя Департамента управления имуществом г.о. Самара по доверенности на решение Ленинского районного суда г.Самары от 24.01.2020 г., которым оставлено без изменения постановление начальника отдела МОСП по ИОИП и розыску УФССП России по Самарской области № 63045/19/82015 от 25.11.2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении юридического лица - Департамента управления имуществом г.о. Самара

установил

постановлением начальника отдела МОСП по ИОИП и розыску УФССП России по Самарской области № 63045/19/82015 от 25.11.2019 г., Департамент управления имуществом г.о.Самара признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Решением Ленинского районного суда г.Самары от 24.01.2020 г. постановление должностного лица от 25.11.2019 г. оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Самарский областной суд, начальник отдела социальных программ и контроля жилищного фонда управления по жилищным вопросам Департамента управления имуществом г.о. Самара ФИО1 – представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара по доверенности просит отменить состоявшиеся акты в отношении Департамента управления имуществом г.о. Самара,

В судебное заседание представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара не явился, просит рассмотреть жалобу в отсутствие представителя Департамента управления имуществом г.о. Самара.

Участники процесса о времени и месте судебного заседания извещены, просили рассмотреть дело в их отсутствие, предоставив заявления.

Проверив представленные материалы дела, с учетом доводов жалобы, полагаю, что постановление и судебное решение подлежат отмене по следующим основаниям.

Частью 1 ст.17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, решением Ленинского районного суда г. Самары от 19.12.2018 г. по гражданскому делу № 2-3523/2018 исковые требования ФИО3 к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о предоставлении жилого помещения удовлетворены, решено обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить ФИО3, по договору найма специализированного жилого фонда благоустроенное жилое помещение. 16.01.2019 г. Ленинским районным судом г.Самары выдан исполнительный лист, на основании которого судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области, 19.02.2019г. возбуждено исполнительное производство и юридическому лицу предоставлен 5-тидневный срок для добровольного исполнения требования исполнительного документа.

Поскольку юридическим лицом требования добровольно не исполнены 08.11.2019 г. заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области вынесено постановление о назначении Департаменту управления имуществом г.о. Самара нового срока исполнения требований исполнительного документа.

Данные обстоятельства послужили основанием для составления 25.11.2019 г. в отношении Департамента управления имуществом г.о.Самара протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, в отсутствие представителя Департамента управления имуществом г.о. Самара.

В тот же день ДД.ММ.ГГГГ года вынесено постановление, которым Департамент управления имуществом г.о.Самара признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ и привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ, главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.

Статьей 28.2 КоАП РФ предусмотрено составление протокола об административном правонарушении с участием лица, привлекаемого к административной ответственности или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

В соответствии с положениями статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3).

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и заключения по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4).

Согласно части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.

В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Аналогичное правило содержится в части 3 статьи 25.4 КоАП РФ применительно к рассмотрению дела в отношении юридического лица, процессуальные права которого в этой стадии производства осуществляют законный представитель или защитник.

Суд при рассмотрении жалобы приходит к выводу о нарушении порядка производства по делу об административном правонарушении, установленного частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ, поскольку постановление от 25.11.2019 года вынесено при отсутствии доказательств надлежащего извещения Департамента управления имуществом г.о. Самара о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

В нарушении требования ч.4.1 ст. 28.2 КоАП РФ копия протокола об административном правонарушении не направлена лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Таким образом, в нарушение статьи 25.4 КоАП РФ Департамент управления имуществом г.о. Самара не был извещен надлежащим образом о месте и времени и рассмотрения административного дела, чем были нарушены его права и интересы, Департамент управления имуществом г.о. Самара был лишен возможности заявить возражения относительно привлечения его к административной ответственности, привести доводы в свою защиту.

Установленные нарушения процессуальных требований являются существенными, поскольку препятствовали всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела об административном правонарушении, возможность устранения данных недостатков на стадии пересмотра оспариваемого постановления отсутствует.

Поскольку факт несоблюдения административным органом порядка привлечения Департамента управления имуществом г.о. Самара к административной ответственности подтвержден материалами дела, суд приходит к выводу о незаконности оспариваемого постановления.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах, обжалуемые постановление должностного лица и решение судьи районного суда нельзя признать законными и обоснованными, они подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья

решил

Решение Ленинского районного суда г.Самары от 24.01.2020г и постановление начальника отдела МОСП по ИОИП и розыску УФССП России по Самарской области №63045/19/82015 от 25.11.2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении юридического лица - Департамента управления имуществом г.о. Самара - отменить, производство по делу прекратить, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Жалобу начальника отдела социальных программ и контроля жилищного фонда управления по жилищным вопросам Департамента управления имуществом г.о. Самара ФИО1 – удовлетворить.

Судья Самарского областного суда подпись

Копия верна.

Судья