ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-667/18 от 24.05.2018 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Авцина А.Е. № 21-667/2018

Р Е Ш Е Н И Е

г. Самара «24» мая 2018 года

Судья Самарского областного суда Трескунова Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение Железнодорожного районного суда г.Самара от 17 апреля 2018 года по делу об административном правонарушении, которым

постановление заместителя начальника ИФНС России по Железнодорожному району г.Самара № 65 от 15 февраля 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении ФИО1, - оставлено без изменения, а жалоба – без удовлетворения,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя начальника ИФНС России по Железнодорожному району г.Самара ФИО2 № 65 от 15.02.2018г. ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей..

Не согласившись с постановлением административного органа, ФИО1 обжаловал его в Железнодорожный районный суд г.Самара, которым 17 апреля 2018 года вынесено указанное выше решение.

В настоящей жалобе, поступившей на рассмотрение в Самарский областной суд, ФИО1 просит постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на ненадлежащее извещение о дате составления протокола, а также отсутствие в его действиях состава вмененного правонарушения, указывая также, что судом первой инстанции неверно определены обстоятельства дела, нарушены нормы процессуального права.

В судебное заседание ФИО1 либо его защитник не явились.

В силу части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 этого Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

ФИО1 надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела путем направления судебного извещения, по адресам, указанным в материалах дела, однако в судебное заседание не явился, в своем заявлении не возражал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие ФИО1

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав возражения на доводы жалобы представителя ИФНС ФИО3, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ административным правонарушением признается несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок, неуведомление в установленный срок финансовым агентом (фактором) - резидентом, которому уступлено денежное требование (в том числе в результате последующей уступки), резидента, являющегося в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) с нерезидентом лицом, передающим этому нерезиденту товары, выполняющим для него работы, оказывающим ему услуги либо передающим ему информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, предусмотренных указанным внешнеторговым договором (контрактом), или о последующей уступке денежного требования по указанному внешнеторговому договору (контракту) с приложением соответствующих документов.

Согласно пп. "а" п. 6 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности) резидентами для целей валютного контроля признаются, в том числе физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года.

Следовательно, для граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в иностранном государстве, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, статус нерезидента начинает действовать после истечения одного года, исчисляемого с момента, с которого у гражданина Российской Федерации возникло право долговременного пребывания за рубежом, при условии, что период фактического пребывания таких граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации не прерывался.

Статус нерезидента, прерванный возвращением на территорию Российской Федерации, может быть приобретен гражданином Российской Федерации вновь при соблюдении условий, предусмотренных подпунктом "а" пункта 6 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ.

В соответствии с ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ резиденты, за исключением физических лиц - резидентов, дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 N 1365 установлен "О порядке представления физическими лицами - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации" утверждены Правила представления физическими лицами - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации.

Пунктом 2 указанных Правил установлено, что физическое лицо - резидент представляет в налоговый орган отчет ежегодно, до 1 июня года, следующего за отчетным годом, за исключением случаев представления отчетов в иные сроки в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил.

Согласно ч. ч. 1, 2, 3 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Состав административного правонарушения - это совокупность предусмотренных КоАП объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как правонарушение; событие административного правонарушения - это факт совершения лицом действия, предусмотренного КоАП, за которое установлена административная ответственность.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объёме.

Как усматривается из материалов дела, что 22.12.2014г. гражданином ФИО1 ИНН <***> открыт счет в банке - WELLS FARGO BANK, адрес нахождения банка 8670 S.McClintock Drive tempe ARIZONA USA 85284, страна нахождения банка – США, однако, отчет о движении денежных средств за 2015г. не представлялся, который должен был быть представлен не позднее 01.06.2016г.

По данному факту, постановлением заместителя начальника ИФНС России по Железнодорожному району г.Самара ФИО2 № 65 от 15.02.2018г. ФИО1 привлечен за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.15.25 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения и виновность ФИО1 подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении, поручением на проведение проверки, актом соблюдения валютного законодательства, копией паспорта на имя ФИО1 и другими материалами дела.

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о несоблюдении ФИО1 требований ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ, а также Постановления Правительства РФ от 12.12.2015 N 1365, выразившихся в непредставлении отчета о движении средств по счету в банке - WELLS FARGO BANK в налоговый орган за 2015г.

С учетом установленного, судьей первой инстанции сделан правильный вывод о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.

При этом судья районного суда обоснованно отклонил довод жалобы о том, что обязанность представлять в налоговый орган отчет о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации у ФИО1 отсутствовала, поскольку он являлся валютным нерезидентом РФ

Отклоняя приведенный довод, судья районного суда правильно исходил из того, что для целей применения Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ статус нерезидента начинает действовать по истечении одного года непрерывного пребывания гражданина Российской Федерации за рубежом, исчисляемого с момента возникновения у него такого права, тогда как 05.06.2016г ФИО1 въезжал на территорию Российской Федерации. В связи с этим судья районного суда правильно указал, что применительно к Федеральному закону от 10.12.2003 N 173-ФЗ, ФИО1 являлся резидентом Российской Федерации.

Несогласие заявителя с толкованием должностным лицом и судьей районного суда норм материального права не является правовым основанием к отмене состоявшихся решений.

Также подлежат отклонению и доводы жалобы о том, что протокол по делу об административном правонарушении составлен без надлежащего извещения ФИО1 по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 15 февраля 2017г. должностным лицом ИФНС по Железнодорожному району г. Самары в адрес ФИО1 по месту регистрации было направлено уведомление, в котором сообщалось о необходимости явиться 02 марта 2018 года в 16 часов 30 минут для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, и не было получено адресатом в связи с неудачной попыткой вручения.

Таким образом, административным органом, возбудившим дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, предприняты все необходимые и своевременные меры по надлежащему извещению ФИО1 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении; копия протокола об административном правонарушении была направлена в его адрес (л.д.46).

Кроме того, сроки составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренные соответственно ст. 28.5 КоАП РФ и п. п. 1 ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ, не являются пресекательными, в связи с чем при соблюдении предусмотренного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности наложения административного наказания, их нарушение, вопреки доводам жалобы, не может быть отнесено к основаниям для признания постановления о привлечении к административной ответственности незаконным.

Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности вынесено в пределах установленного в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.

Порядок привлечения ФИО1 к административной ответственности не нарушен.

Административное наказание назначено ФИО1 в пределах, установленных санкцией ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах постановление должностного лица и судебное решение сомнений в своей законности не вызывают, являются правильными и оснований для их отмены или изменения не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7-30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Решение Железнодорожного районного суда г.Самара от 17 апреля 2018 года постановление заместителя начальника ИФНС России по Железнодорожному району г.Самара ФИО2 № 65 от 15.02.2018г. вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, в отношении ФИО1, оставить без изменения, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Судья Самарского областного суда Л.А.Трескунова