ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-669/2016 от 18.11.2016 Астраханского областного суда (Астраханская область)

судья ФИО7 № 7-669/2016

РЕШЕНИЕ

г. Астрахань 18 ноября 2016 года

судья Астраханского областного суда Баранов Г. В., при секретаре Кондратьеве С. В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя министра здравоохранения Астраханской области ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Астрахани от 5 октября 2016 года, состоявшейся по жалобе заместителя министра здравоохранения Астраханской области ФИО1 на постановление заместителя министра финансов Астраханской области от 18 августа 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении заместителя министра здравоохранения Астраханской области ФИО1,

установил:

заместителем министра финансов Астраханской области 18 августа 2016 года по результатам проведённой внеплановой проверки соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Астраханской области, в отношении должностного лица - заместителя министра здравоохранения Астраханской области ФИО1 вынесено постановление по статье 15. 15. 15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением Ленинского районного суда г. Астрахани от 5 октября 2016 года постановление заместителя министра финансов Астраханской области от 18 августа 2016 года о привлечении к административной ответственности по статье 15.15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностного лица - заместителя министра здравоохранения Астраханской области ФИО1, оставлено без изменения, жалоба заместителя министра здравоохранения Астраханской области ФИО1 - без удовлетворения.

В жалобе ФИО1 ставится вопрос об отмене постановления административного органа и решения суда, в обоснование жалобы указано, что при формировании государственного задания в её действиях, как должностного лица, умысла в нарушении закона не имелось. Нарушения, выявленные при проведении проверки, носят формальный характер, поскольку составляют техническую сторону оформления государственного задания, не повлекли негативных последствий. Кроме того, вменяемые должностному лицу нарушения по формированию графиков перечисления субсидий, по перечислению субсидий в полном размере возникли по независящим от него обстоятельствам и напрямую связаны с недофинансированием из бюджета Астраханской области.

Заслушав представителя заместителя министра здравоохранения Астраханской области ФИО1 – ФИО2, поддержавшую доводы жалобы, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.

Статьёй 15.15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.

Пунктом 3 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрена разработка государственных заданий на срок до одного года или до трех лет в соответствии с тем сроком, на который утвержден бюджет субъекта Российской Федерации.

Согласно подпункту « б » пункта 3 Порядка формирования и финансового обеспечения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями Астраханской области, утвержденного постановлением Правительства Астраханской области от 23 августа 2011 года № 307-П, государственное задание формируется на срок до трех лет при формировании бюджета Астраханской области на очередной финансовый год и на плановый период в отношении государственных бюджетных и автономных учреждений Астраханской области - исполнительными органами государственной власти Астраханской области, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении государственных бюджетных или автономных учреждений Астраханской области.

Законом Астраханской области от 28 декабря 2015 года №99/2015-03 « О бюджете Астраханской области на 2016 год » бюджет Астраханской области утвержден на один финансовый 2016 год.

По результатам внеплановой проверки министерства здравоохранения Астраханской области по вопросу соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов Астраханской области при использовании средств бюджета Астраханской области на предоставление субсидий <данные изъяты> установлено, что Министерством здравоохранения Астраханской области сформировано государственное задание для Учреждения на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, Министерством здравоохранения государственное задание на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов от ДД.ММ.ГГГГ для <данные изъяты> утверждено в нарушение пункта 3 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 3 Порядка от 23 августа 2011 года №307-П.

При формировании Учреждению Минздравом государственного задания на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов от ДД.ММ.ГГГГ не допущено нарушение пункта формы государственного задания, предусмотренной приложением к Порядку от ДД.ММ.ГГГГ однако действующее до утверждения государственного задания от ДД.ММ.ГГГГ - государственное задание на ДД.ММ.ГГГГ и на плановый период 2016 и 2017 годов от ДД.ММ.ГГГГ, содержит нарушение пункта формы государственного задания, предусмотренной приложением к Порядку от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ), выразившееся в том, что в пункте государственного задания от ДД.ММ.ГГГГ указаны не сроки, а периодичность представления отчетности.

Согласно пункта 2 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ государственное задание от ДД.ММ.ГГГГ формировалось по форме согласно приложению к Порядку от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ), которое устанавливало требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных услуг (выполнения работ).

На момент формирования государственного задания от ДД.ММ.ГГГГ действовал Порядок от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ). Порядок от ДД.ММ.ГГГГ утратил силу в связи с изданием постановления Правительства Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ, утвердившего новый Порядок формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями Астраханской области и финансового обеспечения выполнения государственного задания, и вступившего в силу со дня официального опубликования – ДД.ММ.ГГГГ, то есть после формирования государственного задания от ДД.ММ.ГГГГ, данное постановление обратной силы не имеет.

Таким образом, в нарушение пункта Порядка от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ), государственное задание от ДД.ММ.ГГГГ составлено не по форме, установленной приложением к Порядку от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно пункту Порядка от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) государственным бюджетным и автономным учреждениям Астраханской области предоставляется субсидия из бюджета Астраханской области на финансовое обеспечение выполнения государственного задания государственными бюджетными и автономными учреждениями Астраханской области.

В соответствии с абзацем 1 пункта 18 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) условием предоставления субсидии является заключение соглашения о порядке и условиях предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ).

Согласно абзацу 4 пункта 18 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ-П (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ), соглашение должно быть подписано исполнительным органом государственной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя и государственным бюджетным или автономным учреждением Астраханской области, в течение пятнадцати рабочих дней со дня получения выписок из сводной бюджетной росписи на очередной финансовый год и на плановый период, но не позднее начала очередного финансового года.

В соответствии с пунктом 11 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ) объем субсидии государственным бюджетным (автономным) учреждениям Астраханской области, указываемый в Соглашении, определяется на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) в рамках государственного задания, т.е. напрямую зависит от состава оказываемых государственных услуг, их объема, условий оказания, определяемых государственным заданием. ~ ; _ : :

На момент подписания Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) от ДД.ММ.ГГГГ, предметом которого является определение порядка и условий предоставления Минздравом Учреждению субсидии в 2015 году из бюджета Астраханской области на финансовое обеспечение выполнение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), государственное задание на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов отсутствовало.

Государственное задание на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов было сформировано Министерством здравоохранения Астраханской области Учреждению ДД.ММ.ГГГГ.

Тем самым, Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ заключено при отсутствии утвержденного государственного задания на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, и Министерством здравоохранения <адрес> допущено нарушение пункта 10 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии с абзацем 1 пункта 18 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ (в редакциях от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ) условием предоставления субсидии является заключение Соглашения.

Согласно пункту 19 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ- (в редакциях от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ) предоставление из бюджета Астраханской области субсидии государственным бюджетным (автономным) учреждениям Астраханской области осуществляется в соответствии с графиком, прилагаемым к соглашению, при этом субсидия подлежит перечислению государственным бюджетным (автономным) учреждениям Астраханской области не реже 1 раза в квартал в сумме, не превышающей:

<данные изъяты> годового размера субсидии в течение 1 квартала;

<данные изъяты> годового размера субсидии в течение первого полугодия;

<данные изъяты> годового размера субсидии в течение 9 месяцев.

Как следует из представленного материала об административном правонарушении, в ходе проведения проверки Минздрава приняты к сведению и приобщены к акту пояснения сотрудников Минздрава и ПСУ АО «Централизованная бухгалтерия здравоохранения».

В соответствии с абзацем 3 пункта 18 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ (в редакциях от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ) соглашение определяет права, обязанности и ответственность сторон, в том числе объем и периодичность перечисления субсидии в течение периода выполнения государственного задания. Стороны обязаны их исполнять. При этом у Минздрава имелись все возможности по недопущению превышения финансирования по отношению к установленным квартальным ограничениям.

Государственные задания от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ сформированы и согласованы заместителем министра здравоохранения Астраханской области ФИО1 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ подписаны так же ФИО1

Факт совершения должностным лицом административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждается, данными, содержащимися в представленных материалах по делу об административном правонарушении, данных, содержащихся непосредственно в государственном задании <данные изъяты> на 2015 год и плановый период 2016 - 2017 годы, в акте внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, протоколе от ДД.ММ.ГГГГ, приказе от ДД.ММ.ГГГГ, должностном регламенте заместителя министра здравоохранения Астраханской области, других материалах дела. :

Давая оценку представленным доказательствам, судья приходит к выводу, что данные доказательства являются достаточными, допустимыми, достоверными относятся к исследованным по делу обстоятельствам, и получены в установленном законе порядке. Оснований ставить под сомнение достоверность исследованных в судебном заседании доказательств у суда не имеется, поскольку они составлены в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и не вызывают сомнений в их объективности.

Таким образом, действия должностного лица, верно квалифицированы по статье 15.15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административных правонарушений. ^

Вместе с тем, принимая во внимание обстоятельства дела, нахожу доводы заявителя о малозначительности совершенного заместителем министра здравоохранения Астраханской области ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного статьей 15. 15. 15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обоснованными.

В силу статьи 2. 9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Формулировка статьи 2. 9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет относить решение вопроса о малозначительности деяния к сфере судебного (административного) усмотрения. Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 5 ноября 2003 г. N 349-О, из содержания ст. 2.9 следует, что законодатель предоставил право суду по своему усмотрению принимать решение об освобождении лица от ответственности и самостоятельно в каждом случае определять признаки малозначительности.

Вместе с тем следует иметь в виду, что существуют определенные границы усмотрения как для случаев необоснованного отказа в использовании института малозначительности, так и для предотвращения его расширенного применения.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 « О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях » (пункт 21) если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2. 9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30. 7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. Правонарушение, предусмотренное статьей 15. 15. 15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не отнесено к правонарушениям, которые не могут быть признаны малозначительными.

Правонарушение, предусмотренное статьей 15. 15. 15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях имеет формальный состав, то есть считается совершенным с момента нарушение порядка формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания.

Формальный состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15. 15. 15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушени не предполагает оценки размера вредных последствий деяния, решение вопроса о его малозначительности должно базироваться на анализе всех признаков состава административного правонарушения, а также причин и условий, способствующих его совершению.

В связи с тем, что при формальном составе административного правонарушения невозможно определить конкретный материальный размер причиненного вреда, судьям при разрешении вопроса о малозначительности правонарушения, необходимо обращать внимание на то, какие общественные отношения составляют объект посягательства, представляют ли действия/бездействие правонарушителя существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.

В качестве критериев малозначительности совершенного правонарушения необходимо также учитывать вину в форме небрежности, причины и условия совершения правонарушения, степень влияния противоправных действий или бездействия лица на общественные отношения, составляющие объект посягательства.

Малозначительность деяния в правонарушениях с формальным составом может быть связана также со степенью интенсивности деяния, которая в данной случае является низкой.

При указанных обстоятельствах на постановление заместителя министра финансов Астраханской области от 18 августа 2016 года, решение Ленинского районного суда г. Астрахани от 5 октября 2016 года подлежат отмене, производство по делу - прекращению, заместитель министра здравоохранения Астраханской области ФИО1 подлежит освобождению от административной ответственности с вынесением устного замечания.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1 – 30. 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

постановление заместителя министра финансов Астраханской области от 18 августа 2016 года, решение Ленинского районного суда г. Астрахани от 5 октября 2016 года - отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании статьи 2. 9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, заместителя министра здравоохранения Астраханской области ФИО1освободить от административной ответственности с вынесением устного замечания.

судья Астраханского

областного суда Г. В. Баранов