Дело № 21-66/2022 |
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
город Тюмень |
Судья Тюменского областного суда Левина Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора акционерного общества «Сибпромкомлект» П.П.В. на решение судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 23 ноября 2021 года и постановление заместителя управляющего Отделением по Тюменской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации от 02 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
Постановлением заместителя управляющего Отделением по Тюменской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации ФИО1 от 02 сентября 2021 года № ТУ-71-ДЛ-21-4417 должностное лицо - генеральный директор акционерного общества «Сибпромкомлект» (далее также – АО «Сибпромкомлект», Общество) П.П.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, П.П.В. обжаловал его в суд, в жалобе просил постановление отменить. Указывал, что должностным лицом не учтены положения определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18 января 2011 года № 8-О-П, согласно которым недостаточно установления одного лишь факта непредставления акционерным обществом истребуемой информации, юридически значимыми обстоятельствами являются добросовестность лица, формально имеющего статус акционера, обратившегося с запросом о предоставлении информации. Указывал, что ООО «Промышленные инвестиции» изначально не было заинтересовано в участии в акционерном обществе, а преследовало цель завладеть активами АО «Сибпромкомлект», то есть причинить Обществу вред. Утверждал, что, действуя в качестве директора АО «Сибпромкомлект», имел право защищать сохранность конфиденциальной, коммерчески значимой информации от передачи тому лицу, которое приобрело акции предприятия для целей причинения вреда. Полагал, что должностным лицом банка не учтено, что законодательство об административных правонарушениях не может применяться в целях защиты противоправного поведения. Считал, что цель создания ООО «Промышленные инвестиции» (выкуп акций в результате преступных действий), а также факт не осуществления акционером хозяйственной деятельности свидетельствует о недобросовестном поведении при запросе документов у АО «Сибпромкомлект». Полагал, что поскольку акционер указал неразумную цель, Общество правомерно не представило ему документы.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 23 ноября 2021 года постановление должностного лица по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица П.П.В. оставлено без изменения, жалоба П.П.В. оставлена без удовлетворения.
С данным решением не согласен П.П.В. В жалобе в вышестоящий суд, приводя доводы, аналогичные заявленным в районный суд, просит решение судьи отменить, принять по делу новое решение, которым признать незаконным и отменить постановление должностного лица. Указывает, что судом не приняты во внимание его доводы, изложенные в жалобе. Настаивает, что ООО «Промышленные инвестиции» при запросе документов у АО «Сибпромкомлект» действовало недобросовестно.
В отзыве на жалобу исполняющая обязанности управляющего Отделением по Тюменской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации ФИО1 просит оставить ее без удовлетворения, решение суда и постановление по делу об административном правонарушении оставить без изменения.
Генеральный директор АО «Сибпромкомлект» П.П.В. в судебное заседание не явился. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения дела он извещен надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки не представил, ходатайство защитника Д.Е.Э. об отложении рассмотрения дела оставлено без удовлетворения, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Проверив в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также – КоАП РФ) материалы дела по жалобе П.П.В., материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения защитника П.П.В. – Д.Е.Э., настаивавшей на доводах жалобы, представителя Отделения по Тюменской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации ФИО2, возражавшей против доводов жалобы, не нахожу оснований для отмены или изменения решения судьи районного суда.
Согласно части 1 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда порядка и сроков представления информации (уведомлений), предусмотренной (предусмотренных) федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно представление информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 19.7.3 настоящего Кодекса, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее также – Федеральный закон «О рынке ценных бумаг») эмитентом является юридическое лицо, исполнительный орган государственной власти, орган местного самоуправления, которые несут от своего имени или от имени публично-правового образования обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных этими ценными бумагами.
В соответствии со статьей 89 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее также – Федеральный закон «Об акционерных обществах»), общество обязано хранить документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества, органов управления общества, а также документы, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1). Общество хранит документы, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, по месту нахождения его исполнительного органа в порядке и в течение сроков, которые установлены Банком России (пункт 2).
Пунктом 1 статьи 91 Федерального закона «Об акционерных обществах» предусмотрено, что общество обязано обеспечить акционерам доступ по их требованию к следующим документам: 1) договор о создании общества, за исключением случая учреждения общества одним лицом, решение об учреждении общества, устав общества, а также внесенные в устав общества и зарегистрированные в установленном порядке изменения и дополнения; 2) документ, подтверждающий государственную регистрацию общества; 3) решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, изменения в решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, уведомление об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг; 4) утвержденные общим собранием акционеров внутренние документы общества, регулирующие деятельность его органов; 5) положение о филиале или представительстве общества; 6) годовые отчеты; 7) годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность и аудиторское заключение о ней; 8) формируемые в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона отчеты оценщиков в случаях выкупа акций обществом по требованию акционера; 9) документы, полученные обществом в соответствии с главой XI.1 настоящего Федерального закона; 10) протоколы общих собраний акционеров; 11) списки аффилированных лиц общества; 12) заключения ревизионной комиссии общества; 13) проспекты ценных бумаг, отчеты эмитента и иные документы, содержащие информацию, подлежащую опубликованию или раскрытию иным способом в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами; 14) уведомления о заключении акционерных соглашений, направленные обществу, а также списки лиц, заключивших такие соглашения; 15) судебные решения и постановления по спорам, связанным с созданием общества, управлением им или участием в нем, а также судебные акты по таким спорам, в том числе определения о возбуждении арбитражным судом производства по делу и принятии искового заявления либо заявления об изменении основания или предмета ранее заявленного иска.
Согласно пункту 13 статьи 91 Федерального закона «Об акционерных обществах» правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются к отношениям, связанным с предоставлением доступа акционерам непубличного общества к его документам, если иные условия и (или) порядок предоставления такого доступа, в том числе сроки и минимальное количество акций, необходимое для получения всех или определенной категории документов, не предусмотрены уставом непубличного общества. Указанные положения могут быть предусмотрены уставом непубличного общества при его учреждении или внесены в его устав, изменены и (или) исключены из его устава по решению, принятому общим собранием акционеров единогласно всеми акционерами общества.
Дополнительные требования к процедурам предоставления акционерными обществами документов или копий документов в соответствии со статьей 91 Федерального закона «Об акционерных обществах» утверждены указанием Банка России от 28 июня 2019 года № 5182-У (далее - Указания № 5182-У).
Пунктом 3 Указания № 5182-У установлено, что доступ к документам общества в соответствии с пунктом 11 статьи 91 Федерального закона «Об акционерных обществах» должен быть предоставлен обществом в течение семи рабочих дней со дня предъявления правомочным лицом требования о предоставлении доступа к документам общества (далее - Требование).
Согласно пункту 21 Указания № 5182-У в случае отсутствия в распоряжении общества документов, Требование о предоставлении которых поступило, общество обязано в течение семи рабочих дней со дня предъявления Требования уведомить в письменной форме правомочное лицо об отсутствии запрошенных документов общества, а также о причинах их отсутствия, месте нахождения документов общества и предполагаемой дате, когда они будут возвращены в общество или восстановлены. По требованию правомочного лица общество обязано уведомить его о возвращении или восстановлении отсутствующих документов общества в целях получения правомочным лицом доступа к ним.
В случае если в поступившем от правомочного лица Требовании запрашиваются документы, отсутствующие в распоряжении общества ввиду того, что их хранение не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) и иных органов управления общества, или ввиду истечения сроков их хранения, общество обязано в течение семи рабочих дней со дня предъявления Требования уведомить в письменной форме об этом правомочное лицо.
Уведомление об отсутствии запрашиваемых документов направляется обществом правомочному лицу способом связи, указанным в Требовании.
Пунктом 8 статьи 91 Федерального закона «Об акционерных обществах» установлено, что общество вправе отказать в доступе к документам и информации при наличии хотя бы одного из следующих условий: 1) электронная версия запрашиваемого документа на момент предъявления акционером (акционерами) требования размещена на сайте общества в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в свободном доступе либо раскрыта в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о ценных бумагах для раскрытия информации; 2) документ запрашивается повторно в течение трех лет при условии, что первое требование о его предоставлении было надлежащим образом исполнено обществом; 3) документ относится к прошлым периодам деятельности общества (более трех лет до момента обращения с требованием), за исключением информации о сделках, исполнение по которым осуществляется на момент обращения акционера с требованием; 4) в требовании акционера (акционеров) о предоставлении документов не указана деловая цель, с которой запрашивается документ, если указание такой цели требуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, либо указанная цель не является разумной, либо состав и содержание запрошенных документов явно не соответствуют указанной в запросе цели; 5) лицо, обратившееся с требованием о предоставлении доступа к документам не обладает правом доступа к соответствующей категории документов в соответствии с условиями, определенными в пунктах 1 - 6 настоящей статьи; 6) документ относится к периодам, не относящимся к периоду владения акционером акциями общества, подтвержденному этим акционером соответствующей справкой по его лицевому счету, открытому в реестре акционеров общества, или счету депо, открытому в депозитарии, за исключением информации о сделках, исполнение по которым осуществляется в период владения акционером акциями общества.
При отказе в доступе к документам должны быть исчерпывающим образом указаны основания для такого отказа (пункт 9 статьи 91 Федерального закона «Об акционерных обществах»).
Как следует из материалов дела и установлено судьей, в Банк России поступило обращение от ООО «Промышленные инвестиции», согласно которому указанное общество, являясь акционером АО «Сибпромкомлект», направило требование о предоставлении копий документов Общества, однако запрашиваемые документы не представлены.
В ходе проверки обращения ООО «Промышленные инвестиции» Отделением банка установлено, что АО «Сибпромкомплект» осуществлен выпуск обыкновенных бездокументарных именных акций, регистрационный номер 1-01-04093-К.
Согласно обращению и приложенной к нему выписке по счету депо в депозитарии ПАО Сбербанк по состоянию на 24 мая 2021 года ООО «Промышленные инвестиции» являлся владельцем 22 штук обыкновенных акций общества.
26 августа 2020 года в АО «Сибпромкомплект» от ООО «Промышленные инвестиции» поступило требование № 03/08 от 14 августа 2020 года о предоставлении копий документов общества за период с 17 декабря 2002 по настоящее время: 1) у став Общества с изменениями; 2) решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, изменения в решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, отчет об итогах выпуска ценных бумаг, уведомление об итогах выпуска ценных бумаг; 3) утвержденные общим собранием акционеров внутренние документы Общества, регулирующие деятельность его органов; 4) Положение о филиале или представительстве Общества; 5) годовые отчеты Общества; 6) годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность и аудиторское заключение о ней; 7) формируемые в соответствии с требованиями Федерального закона «Об акционерных обществах» отчеты оценщиков в случаях выкупа акций Обществом. По требованию акционера; 8) документы, полученные Обществом в соответствии с главой XI.1 Федерального закона «Об акционерных обществах»; 9) протоколы общих собраний акционеров Общества; 10) списки аффилированных лиц Общества; 11) заключения ревизионной комиссии Общества; 12) уведомления о заключении акционерных соглашений, направленные Обществу, а также списки лиц, заключивших такие соглашения; 13) судебные решения и постановления по спорам, связанным с созданием Общества, управлением им или участием в нем; 14) информация, касающаяся сделок, являющихся в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» крупными сделками и (или) сделками, в совершении которых имеется заинтересованность; 15) протоколы заседаний совета директоров (наблюдательного совета) Общества; 16) отчеты оценщиков об оценке имущества, в отношении которых Обществом совершались сделки, которые в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» являются крупными сделками и (или) сделками, в совершении которых имеется заинтересованность;17) документы бухгалтерского учета.
Письмом АО «Сибпромкомплект» в ответ на требование ООО «Промышленные инвестиции» информация, предусмотренная Федеральным законом «Об акционерных обществах» и Указаниями № 5182-У, представлена не в полном объеме.
В ответе АО «Сибпромкомплект», изложенном в письме от 04 сентября 2020 года и направленном ООО «Промышленные инвестиции» без приложения копий документов, сообщалось:
- об отказе в предоставлении документов, относящихся к прошлым периодам (более трех лет до момента обращения с требованием) на основании подпункта 3 пункта 8 статьи 91 Федерального закона «Об акционерных обществах»;
- об отказе в предоставлении документов на основании подпункта 4 пункта 8 статьи 91 Федерального закона «Об акционерных обществах» в связи с отсутствием в требовании разумной деловой цели, в связи с которой запрашиваются документы;
- об отсутствии у ООО «Промышленные инвестиции» права доступа к документам, перечисленным в пунктах 14-17 требования, на основании подпункта 5 пункта 8 статьи 91 Федерального закона «Об акционерных обществах»;
- об отказе в предоставлении документов, прилагаемых в качестве материалов для участия в общем собрании акционеров, на основании подпункта 2 пункта 8 статьи 91 Федерального закона «Об акционерных обществах» в связи с тем, что они предоставлялись акционеру ранее путем направления номинальному держателю;
- об отсутствии в обществе документов, перечисленных в пунктах 4, 7-8, 12-13 требования, а также других документов.
Должностное лицо административного органа согласилось с позицией АО «Сибпромкомплект», что ООО «Промышленные инвестиции» не могло претендовать на доступ к документам, поименованным в пунктах 14-17 требования, поскольку на момент направления требования ООО «Промышленные инвестиции» являлось владельцем обыкновенных акций общества, составляющих 0,85 % от уставного капитала, то есть не обладало на момент подачи требования о предоставлении документов достаточным количеством голосующих акций общества.
Вместе с тем юрисдикционный орган пришел к выводу, что отсутствие, по мнению Общества, в требовании ООО «Промышленные инвестиции» разумной деловой цели, с которой запрашиваются документы, не является основанием для отказа в доступе к документам, поименованным в пунктах 1-13 требования, поскольку указанные документы предоставляются акционеру на основании пункта 1 статьи 91 Федерального закона «Об акционерных обществах», что не требует указания деловой цели в подтверждение обоснованности требования. Следовательно, отказ в предоставлении ООО «Промышленные инвестиции» документов, указанных в пунктах 1-13 требования, на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 91 Федерального закона «Об акционерных обществах» является неправомерным.
Кроме того, отказ Общества в предоставлении ООО «Промышленные инвестиции» документов, прилагаемых в качестве материалов для участия в общих собраниях акционеров (перечень не конкретизирован), на основании того, что ранее они уже были представлены ООО «Промышленные инвестиции» путем направления их номинальному держателю не соответствует подпункту 2 пункта 8 статьи 91 Федерального закона «Об акционерных обществах», в котором указано на повторное в течение трех лет предоставлении документов по требованию акционера, которое исполнено обществом надлежащим образом. Доказательств того, что какие-либо из документов, перечисленных в пунктах 1- 13 требования, в течение трех лет были надлежащим образом представлены обществом в ответ на ранее направленное требование ООО «Промышленные инвестиции», не имеется.
Также Общество в нарушение требований пункта 21 Указания № 5182-У не представило информацию об отсутствии заключений ревизионной комиссии и причинах их отсутствия; неправомерно не указаны причины отсутствия документов, поименованных в пунктах 4, 7-8, 12-13 требования.
Указанные нарушения послужили основанием для составления в отношении генерального директора АО «Сибпромкомлект» П.П.В. 20 августа 2021 года протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Материалы дела свидетельствуют, что дело об административном правонарушении и жалоба на постановление рассмотрены с соблюдением положений статьи 24.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Допустимость и достоверность доказательств, на основании которых вынесено постановление должностного лица административного органа, были проверены судьей районного суда при рассмотрении жалобы на данное постановление и оценены в соответствии с требованиями статьи 26.11. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Должностное лицо административного органа и судья районного суда, выяснив фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях П.П.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
П.П.В., являющийся генеральным директором Общества, выполняющий в нем организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, обоснованно привлечен к административной ответственности, как должностное лицо АО «Сибпромкомлект».
Ссылки заявителя жалобы на приговор Тушинского районного суда г. Москвы от 14 июня 2019 года и решения арбитражных судов, свидетельствующие о недобросовестном повешении ООО «Промышленные инвестиции», не могут быть приняты во внимание, поскольку установленные в данных судебных актах обстоятельства не являются юридически значимыми для настоящего дела и не свидетельствуют об отсутствии в действиях П.П.В. состава вменяемого ему административного правонарушения.
ООО «Промышленные инвестиции» как на момент направления запроса, так и на момент отказа в предоставлении документов и привлечения генерального директора Общества к административной ответственности являлось акционером АО «Сибпромкомплект», ввиду чего обладало соответствующими правами на предоставление информации, связанными с владением акциями. Недобросовестность указанного акционера при обращении с требованием о предоставлении доступа к документам Общества материалами дела не подтверждена.
Процессуальных нарушений, влекущих в силу статьи 30.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отмену постановления и решения по делу об административном правонарушении, не допущено.
При данных обстоятельствах решение судьи районного суда, которым оставлено без изменения постановление заместителя управляющего Отделением по Тюменской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.19 КоАП РФ, является законным и обоснованным, оснований для отмены состоявшихся решений не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1, 30.6, 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
Решение судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 23 ноября 2021 года и постановление заместителя управляющего Отделением по Тюменской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации от 02 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора акционерного общества «Сибпромкомлект» П.П.В. оставить без изменения, жалобу П.П.В. оставить без удовлетворения.
Судья Тюменского областного суда Н.В. Левина