ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-67 от 19.04.2012 Тверского областного суда (Тверская область)

                                                                                    ТВЕРСКОЙ   ОБЛАСТНОЙ  СУД                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    ТВЕРСКОЙ   ОБЛАСТНОЙ  СУД — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

  Дело № 21-67судья Багаева В.Н. 2012 год

РЕШЕНИЕ

19 апреля 2012 года город Тверь

Судья Тверского областного суда Акатьева Т.Я., при секретаре Рапицкой Н.Б., рассмотрев дело по жалобе председателя правления ТСЖ Ежова В.С. на постановление начальника от_дела по государственному строительному надзору, надзору за гидротехниче_скими сооружениями Центрального управления Ростехнадзора от 20 октября 2011 г. и решение судьи Московского районного суда г. Твери от 28 декабря 2011 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении председателя правления ТСЖ Ежова В.С.,

установил:

Постановлением начальника отдела по государственному строительному надзору, надзору за гидротехническими сооружениями Центрального управ_ления Ростехнадзора от 20 октября 2011 г. № 7.2-1033пл-П/0244-2011, остав_ленным без изменения решением судьи Московского районного суда г. Твери от 28 декабря 2011 г., председатель правления ТСЖ Ежов В.С. признан виновным в совершении административного правонару_шения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 Кодекса РФ об административных пра_вонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

24 января 2012 года в Тверской областной суд поступила жалоба Ежова В.С., в которой он просил отменить данные административные акты по следующим основаниям.

С учетом принятия Технического регламента, которым введено новое понятие «владелец лифта» и изъято понятие «эксплуатирующей организации» применительно к владельцам лифтов, заявитель полагает, что контроль экс_плуатации оборудования лифтов передается специализированным организа_циям.

С такой организацией - ООО заявителем был заключен до_говор № 119-КО от 01.01.2011 об эксплуатации и техническом обслуживании лифтов. Полагает, что именно обеспечение ООО промышленной безопасности опасного производственного объекта является предметом дого_вора. Ответственность за организацию работ по эксплуатации лифтов возло_жена на Подрядчика.

Кроме того, без внимания суда остался тот факт, что лифты ТСЖ зарегистрированы как опасные производствен_ные объекты 16.04.2009 г., а Технический регламент, в котором ТСЖ уже не рассматривается как эксплуатирующая организация, вступил в силу 02.10.2010.

Заявитель также полагал, что за указанные в Постановлении Ростехнадзора нарушения, даже при их наличии, эксплуатирующая организация не мо_жет быть привлечена к административной ответственности исходя из требо_ваний ст. 19 Технического регламента об экспертизе лифтов, установленных в жилом дома по

Кроме того, по заявке эксплуатирующей организации (ООО») органом по сертификации 22.06.2011 была проведена оценка соответствия лифтов ТСЖ, в форме ежегодного периодического технического освидетель_ствования, в ходе которой также была проведена проверка соблюдения тре_бований безопасности, установленных Техническим регламентом.

По результатам оценки органа по сертификации рекомендовано в срок до 22.06.2012 выполнить часть требований, указанных в п. 7 Технического регламента. Установленный органом по сертификации срок на момент про_верки инспектором Ростехнадзора не истек, а отмеченные в Акте органа по сертификации нарушения, были продублированы инспектором Ростехнадзо_ра, который, однако, установил новые (более короткие) сроки устранения на_рушений.

Все остальные нарушения, отмеченные в Акте Ростехнадзора, не имеют какого-либо отношения к пользователям лифтов (жителям дома).

По мнению заявителя, оборудование средствами, снижающими риск па_дения обслуживающего персонала с крыши кабины; принятие мер, предот_вращающих получение травм в результате соприкосновения обслуживающе_го персонала с движущимися частями оборудования лифта, относятся к ком_петенции обслуживающей лифты организации ООО

Утверждение о том, что между машинным отделением и крышей кабины лифта, машинным отделением и нижней этажной площадкой или приямком лифтов отсутствует ремонтная телефонная или другая двухсторонняя связь, по мнению заявителя не соответствует действительности, такая связь имеет_ся, в ходе инспекции не проверялась. Связь, между указанными выше объек_тами, осуществлялась и осуществляется как посредством радиостанций типа «VЕСТОR» (о чем имеется приказ директора ООО № 38 от 01.01.2007), так и с помощью мобильных телефонов. Наличие этих видов свя_зи не противоречит требованиям Технического регламента, т.к. относятся к «иным видам связи».

Положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на момент проверки находилось на согласовании в Ростехнадзоре, что подтверждается письмом, вх. № 07/8778 от 30.09.2011, с отметкой (штампом) Ростехнадзора.

В соответствии с разделом 1 Технического регламента, председатель ТСЖ является владельцем лифтов, а не руководителем эксплуатирующей ор_ганизации. Поскольку Технический регламент, из которого изъято понятие эксплуатирующей организации применительно к владельцам лифтов, главен_ствует по отношению к ПУБЭЛ, следовательно, вопрос аттестации руководи_теля эксплуатирующей организации (ТСЖ») как владельца лифта не является правомочным.

Руководителем эксплуатирующей организации является директор ООО ФИО4 Он аттестован в установленном порядке.

При вынесении обжалуемого постановления не учтены возражения председателя ТСЖ, не принято во внимание его материальное положение. 24 октября 2011 г. в суд Московского района поступило заявление об отмене административного наказания. В принятии данного заявления было отказано. Нарушения при подаче жалобы связаны с тем, что заявитель не имеет юридического образования. Просит восстановить пропущенный процессуальный срок и отменить постановление по делу об административном правонарушении.

Решением судьи Тверского областного суда от 7 февраля 2012 года постановление начальника отдела по государственному строительному надзору, надзору за гидротехническими сооружениями Центрального управления Ростехнадзора от 20 октября 2011 года № 7.2-1033 пл-П/0244-2011 о привлечении председателя правления ТСЖ «8/2» Ежова В.С. к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и решение судьи Московского районного суда г. Твери от 28 декабря 2011 года изменены.

Постановлением председателя Тверского областного суда Карташова А.Ю. от 28 марта 2012 года решение судьи Тверского областного суда от 7 февраля 2012 года отменено, дело направлено в Тверской областной суд на новое рассмотрение жалобы председателя правления ТСЖ» Ежова В.С. на постановление начальника отдела по государственном строительному надзору, надзору за гидротехническими сооружения Центрального управления Ростехнадзора от 20 октября 2011 года и решение судьи Московского районного суда г. Твери от 28 декабря 2011 года.

Проверив материалы дела в полном объеме, оценив обоснованность доводов жалобы, выслушав пояснения Ежова В.С., поддержавшего доводы жалобы, нахожу обжалуемые адми_нистративные акты подлежащими отмене.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В силу положений ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно материалам дела, в период с 3 октября 2011 года по 5 октября 2011 года на основании распоряжения заместителя руководителя Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 06 сентября 2011 года № 1033-пр, проведена плановая выездная проверка ТСЖ с целью контроля соблюдения в процессе осуществления деятельности в области промышленной безопасности обязательных требований, соответствие указанным требованиям используемых зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов, осуществляемых технологических процессов, мониторинг антитеррористической защищенности опасных производственных объектов.

По результатам проверки составлен акт от 5 октября 2011 года, в котором отражены выявленные нарушения требований промышленной безопасности, выдано предписание от 05 октября 2011 года об устранении выявленных нарушений, составлен протокол об административном правонарушении.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 5 октября 2011 года № 7.2-1033пл-Пр/0244-2011, должностное лицо - председатель правления ТСЖ «8/2» Ежов В.С. 05.10.2011 в 14 час. 00 мин. на опасном производственном объекте ТСЖ» по адресу: , совер_шил нарушение требований промышленной безопасности, выразившееся в следующем:

Лифты рег. №№ 90108, 90106, 90107 не оборудованы средствами обеспечения освещения кабины лифта в случае перебоя в электроснабжении (нарушены требования ст. 9 Федерального закона от 21.07.1999 г. № 116-ФЗ «О промыш_ленной безопасности опасных производственных объектов», п. 7.7 Технического регламента, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2009 г. № 782); Лифты рег. №№ 90108, 90106, 90107 не оборудованы средствами, снижаю_щими риск падения обслуживающего персонала с крыши кабины (нарушены требования ст. 9 Федерального закона от 21.07.1999 г. № 116-ФЗ «О промыш_ленной безопасности опасных производственных объектов», п. 7.25 Технического регламента, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2009 г. № 782); Не приняты меры, предотвращающие получение травм в результате соприкосновения обслуживающего персонала с движущимися частями оборудования лифта (нарушены требования ст. 9 Федерального закона от 21.07.1999 г. № 116-ФЗ «О промыш_ленной безопасности опасных производственных объектов», п. 5.4.9.10 Национального стандарта РФ «Лифты - общие требования безопасности к устройству и установке» ГОСТ Р 53780-2010 от 14.10.2010 г.); Между машинным помещением и крышей кабины, машинным помещением и нижней этажной площадкой или приемником лифтов рег. № № 90108, 90106, 90107 отсутствует ремонтная телефонная или другая двусторонняя связь (нарушены требования ст. 9 Федерального закона от 21.07.1999 г. № 116-ФЗ «О промыш_ленной безопасности опасных производственных объектов», п. 5.5.3.17 Национального стандарта РФ «Лифты - общие требования безопасности к устройству и установке» ГОСТ Р 53780-2010 от 14.10.2010 г.); По_ложение о производственном контроле не согласовано в установленном по_рядке с органами Ростехнадзора (нарушены требования ст. 11 Федерального закона от 21.07.1999 г. № 116-ФЗ «О промыш_ленной безопасности опасных производственных объектов», п. 3 Правил ор_ганизации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объ_екте, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 г.
№ 263); Руководитель эксплуатирующей организа_ции (ТСЖ») не аттестован в установленном порядке по во_просам промышленной безопасности (нарушены требования ст. 9 Федерального закона от 21.07.1999 г. № 116-ФЗ «О промыш_ленной безопасности опасных производственных объектов», п. 20 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологи_ческому, технологическому и атомному надзору, утвержденных приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 г.№ 37). В силу положений ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» требования промышленной безопасности представляют собой условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

За нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов предусмотрена административная ответ_ственность по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

Объективная сторона указанного правонарушения состоит в несоблюде_нии установленных федеральными законами, нормативными правовыми ак_тами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техни_ческими документами условий, запретов, ограничений и других обязатель_ных требований, обеспечивающих промышленную безопасность. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осущест_вление видов деятельности в этой области может быть совершено как путем действия, так и бездействия. Наступления последствий не требуется.

Согласно свидетельству о регистрации от 16.04.2009 г., жилищный фонд - , эксплуатируемый ТСЖ», как опасный производственный объект зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

В соответствии с положениями жилищного законодательства и законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов обязанность по организации и осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности является прямой обязанностью организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты.

Таким образом, председатель правления ТСЖ» как руководитель органа управления многоквартирным домом, несет ответственность за содержание и эксплуатацию общего имущества, включая лифты.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 21.07.1999 г. № 116-ФЗ «О промыш_ленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

Председателю правления ТСЖ Ежову В.С. вменялось в вину нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, выразившееся в том, что лифты рег. №№ 90108, 90106, 90107 не оборудованы средствами обеспечения освещения кабины лифта в случае перебоя в электроснабжении и не оборудованы средствами, снижаю_щими риск падения обслуживающего персонала с крыши кабины.

В соответствии с п.п. 7.7, 7.25 Технического регламента о безопасности лифтов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2009 г. № 782, для обеспечения безопасности лифта выполняются следующие общие требования: наличие средств для обеспечения освещения кабины, предназначенной для размещения людей, в том числе при перебое в электроснабжении, наличие средств для снижения риска падения обслуживающего персонала с рабочей площадки и (или) с крыши кабины.

Согласно п.п. 14, 19 Технического регламента о безопасности лифтов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2009 г. № 782, оценка соответствия лифта и устройств безопасности лифта требованиям настоящего технического регламента осуществляется в формах подтверждения соответствия, полного, периодического и частичного технического освидетельствования, экспертизы и государственного контроля (надзора). При оценке соответствия лифта, введенного в эксплуатацию до вступления в силу настоящего технического регламента, но не отработавшего назначенный срок службы, оценка соответствия осуществляется органом по сертификации в форме экспертизы, проведение которой обеспечивает владелец лифта в сроки, не превышающие 5 лет с даты вступления в силу настоящего технического регламента - для лифта, изготовленного до 1992 года; 7 лет - для лифта, изготовленного после 1992 года.

Таким образом, на момент выявления указанных выше нарушений установленный п. 19 Технического регламента срок для проведения оценки соответствия лифта и устройств безопасности лифта требованиям настоящего технического регламента в форме экспертизы не истек.

В силу требований ст. 17 Технического регламента о безопасности лифтов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2009 г. № 782, оценка соответствия лифта в течение всего срока его эксплуатации осуществляется в форме периодического технического освидетельствования не реже 1 раза в 12 месяцев органом по сертификации в сроки, определенные договором с заявителем.

Согласно материалам дела, органом по сертификации лифтов ООО инженерный центр «Лифт» проведено техническое освидетельствование лифтов №№ 90108, 90106, 90107, расположенных по адресу: г. Тверь, Смоленский пер., д. 8, корп. 2, и составлены акты периодического технического освидетельствования лифта от 22 июня 2011 года, согласно которым выявлены нарушения: отсутствует аварийный источник питания освещения кабины лифтов, отсутствует вертикальный щит под порогом кабины лифтов. Рекомендован срок устранения нарушений - 22.06.2012 года.

Таким образом, вина председателя правления ТСЖ» Ежова В.С. в нарушении выявленных при проверке требований Технического регламента о безопасности лифтов отсутствует, в связи с чем производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении председателя правления ТСЖ Ежова В.С. в указанной части подлежит прекращению в связи с отсутствием состава правонарушения.

Также в вину председателю правления ТСЖ вменялось нарушение п.п. 5.4.9.10, 5.5.3.17 Национального стандарта РФ «Лифты - общие требования безопасности к устройству и установке « ГОСТ Р 53780-2010 от 14.10.2010 г., а именно: не приняты меры, предотвращающие получение травм в результате соприкосновения обслуживающего персонала с движущимися частями оборудования лифта; между машинным помещением и крышей кабины, машинным помещением и нижней этажной площадкой или приемником лифтов рег. №№ 90108, 90106, 90107 отсутствует ремонтная телефонная или другая двусторонняя связь.

Согласно материалам дела, между ТСЖ (Заказчик) и ООО (Подрядчик) 1 января 2011 года заключен договор подряда, согласно которому подрядчик обязуется выполнить по заданию Заказчика работы, связанные с комплексным обслуживанием трех пассажирских лифтов, установленных в жилом доме по адресу: г. Тверь, Смоленский пер., д. 8, корп. 2.

Таким образом, председателем правления Ежовым В.С. приняты меры по организации технического обслуживания лифтов и осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности.

Кроме того, в соответствии с п. 1.1 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 53780-2010 «Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке», настоящий стандарт устанавливает общие требования безопасности к конструкции и установке в зданиях, сооружениях новых электрических лифтов с приводом трения, приводом с барабаном или звездочкой и гидравлических лифтов. Доказательств того, что Национальный стандарт применим к лифтам, находящимся в эксплуатации ТСЖ», в материалах дела не имеется.

Учитывая вышеизложенное, а также то, что органом по сертификации лифтов ООО инженерный центр «Лифт» в 2011 году проводилось техническое освидетельствование лифтов №№ 90108, 90106, 90107 и нарушений требований Национального стандарта РФ ГОСТ Р 53780-2010 «Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке» выявлено не было, вина Ежова В.С. в нарушении требований промышленной безопасности, выразившемся в непринятии мер, предотвращающих получение травм в результате соприкосновения обслуживающего персонала с движущимися частями оборудования лифта, а также отсутствии ремонтной телефонной или другой двусторонней связи между машинным помещением и крышей кабины, машинным помещением и нижней этажной площадкой или приемником лифтов рег. №№ 90108, 90106, 90107, отсутствует, в связи с чем производство по делу в указанной части также подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Согласно положениям ст. 11 Федерального закона от 21.07.1999 г.
№ 116-ФЗ «О промыш_ленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 Правил ор_ганизации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объ_екте, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 г. № 263, каждая эксплуатирующая организация на основании настоящих Правил разрабатывает положение о производственном контроле с учетом профиля производственного объекта. Положение о производственном контроле утверждается руководителем эксплуатирующей организации при обязательном согласовании с территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, а в отношении эксплуатирующих организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, которым в установленном порядке предоставлено право осуществлять в пределах своих полномочий отдельные функции нормативно-правового регулирования, специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности, - также с этими федеральными органами исполнительной власти.

Поскольку По_ложение о производственном контроле в установленном по_рядке ТСЖ с органами Ростехнадзора не согласовано, в действиях председателя правления Ежова В.С. по данному эпизоду имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

Имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается вина председателя правления ТСЖ Ежова В.С. в не прохождение аттестации по вопросам промышленной безопасности в установленном порядке.

Так, в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.07.1999 г.
№ 116-ФЗ «О промыш_ленной безопасности опасных производственных объектов» работники опасного производственного объекта обязаны проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности.

Пунктом 20 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологи_ческому, технологическому и атомному надзору, утвержденных приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 г. № 37, установлено, что руководители организаций, численность работников которых менее 2000 человек, проходят аттестацию в территориальных аттестационных комиссиях Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Таким образом, в действиях (бездействии) председателя правления ТСЖ Ежова В.С. по несогласованию Положения о производственном контроле в установленном порядке с органами Ростехнадзора, а также по не прохождению им аттестации по вопросам промышленной безопасности, содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

Вместе с тем, учитывая характер совершенного правонарушения, отсутствие каких-либо негативных последствий, а также то, что на момент составления протокола об административном правонарушении Положение об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в ТСЖ находилось на согласовании в Центральном управлении Ростехнадзора, полагаю, что допущенные председателем правления ТСЖ Ежовым В.С. нарушения требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, а именно несогласование Положения о производственном контроле и не прохождение аттестации по вопросам промышленной безопасности, могут быть признаны малозначительными, в связи с чем, исходя из положений ст. 2.9 КоАП РФ, полагаю возможным освободить председателя правления ТСЖ Ежова В.С. от административной ответственности.

С учетом вышеизложенного, а также положений п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,постановление начальника от_дела по государственному строительному надзору, надзору за гидротехниче_скими сооружениями Центрального управления Ростехнадзора от 20 октября 2011 г. и решение судьи Московского районного суда г. Твери от 28 декабря 2011 г. подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении в отношении председателя правления ТСЖ Ежова В.С. - прекращению.

Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ,

решил:

Постановление начальника от_дела по государственному строительному надзору, надзору за гидротехниче_скими сооружениями Центрального управления Ростехнадзора от 20 октября 2011 г. и решение судьи Московского районного суда г. Твери от 28 декабря 2011 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении председателя правления ТСЖ Ежова В.С., отменить, производство по делу прекратить.

Судья Т.Я. Акатьева