ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-671/15 от 09.12.2015 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Юдаков А.В. Дело № 21-671/15

РЕШЕНИЕ

09 декабря 2015 года <...>

Судья Алтайского краевого суда Ковалюк Л.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Т. на решение судьи Ребрихинского районного суда Алтайского края от 02 октября 2015 года по делу по жалобе Т. на постановление руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю П. от 06 июля 2015 года № ***, которым

председатель комитета по физической культуре и спорту администрации Ребрихинского района Т., ДД.ММ.ГГ года рождения, проживающий по адресу: <адрес>

признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

согласно постановлению о возбуждении производства об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ, вынесенному прокурором Ребрихинского района Г., ДД.ММ.ГГ между МБОУ ДО «Ребрихинская детско-юношеская спортивная школа» с согласия Комитета по физической культуре и спорту администрации Ребрихинского района в лице его председателя Т. и ИП К. заключен договор № 1 о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование на условиях почасового использования. В соответствии с п. 1.1 указанного договора МБОУ ДО «Ребрихинская детско-юношеская спортивная школа» передает в безвозмездное пользование на условиях почасового использования ИП К. муниципальное имущество – хоккейную коробку на стадионе «Старт» площадью 1250 кв.м, комнату для хранения и выдачи коньков в здании бывшего стрелкового тира площадью 17,9 кв.м, расположенные по адресу: <адрес>. Вместе с тем, не выполнены требования ст.ст. 17.1, 19 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части заключения договора без проведения торгов и отсутствия предварительного согласования с антимонопольным органом, чем нарушены требования п. 7 ч. 1 ст. 15 названного Федерального закона.

Действия председателя Комитета по физической культуре и спорту администрации Ребрихинского района Алтайского края (далее – Комитет) Т. квалифицированы по ч. 1 ст. 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения дела вынесено вышеназванное постановление.

В жалобе, поданной в Ребрихинский районный суд Алтайского края, Т. просил признать незаконным и отменить постановление должностного лица, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения. Указывал на то, что антимонопольным органом не принято во внимание то обстоятельство, что право оперативного управления учреждения на объекты недвижимого имущества в установленном законом порядке не зарегистрировано, следовательно, в силу п. 2 ст. 8, ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 2, п. 1 ст. 4 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не возникло. Таким образом считал, что он, как председатель Комитета, не имел полномочий по предоставлению муниципальной преференции ИП К., в том числе давать согласие МБОУ ДО «Ребрихинская детско-юношеская спортивная школа» на заключение договора от ДД.ММ.ГГ без проведения торгов и предварительного согласования с антимонопольным органом и не мог нарушить антимонопольное законодательство.

Решением судьи Ребрихинского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, Т. просит отменить решение судьи и постановление должностного лица, ссылаясь на обстоятельства, изложенные при обращении в районный суд.

Проверив дело в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, проанализировав доводы жалобы, выслушав Т., его защитника Н., поддержавших жалобу, прокурора Ш., возражавшую против удовлетворения жалобы, оснований для отмены решения судьи не нахожу.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона.

Под государственной или муниципальной преференцией понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий (п. 20 ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции»).

По общему правилу, предусмотренному ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

При этом согласно п. 9 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» заключение договоров безвозмездного пользования может быть осуществлено без проведения конкурсов или аукционов в порядке, установленной главой 5 настоящего Федерального закона.

В силу ч. 1 ст. 19 Федерального закона «О защите конкуренции» государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации исключительно, в частности, в целях развития физической культуры и спорта.

За исключением отдельно предусмотренных законом случаев запрещается использование государственной или муниципальной преференции в целях, не соответствующих указанным в заявлении о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции целям (ч. 2 ст. 19 Федерального закона «О защите конкуренции»).

Исходя из п. 1 ч. 3 ст. 19 Федерального закона «О защите конкуренции» предварительного согласия антимонопольного органа не требуется в случае предоставления преференции на основании федерального закона, правового акта Президента Российской Федерации, правового акта Правительства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджете, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ДД.ММ.ГГ между МБОУ ДО «Ребрихинская детско-юношеская спортивная школа» и ИП К. заключен договор о передаче муниципального имущества – хоккейной коробки на стадионе «Старт», площадью 1250 кв.м, комнаты для хранения и выдачи коньков в здание бывшего стрелкового тира, в безвозмездное пользование на условиях почасового пользования согласно утвержденному графику.

Стадион «Старт», на котором находится хоккейная коробка, является муниципальным имуществом, на основании приказа Комитета по физической культуре и спорту администрации Ребрихинского района от ДД.ММ.ГГ***, передан на баланс МБОУ ДО «Ребрихинская детско-юношеская спортивная школа».

Согласно п. 4.10 Устава МБОУ ДО «Ребрихинская детско-юношеская спортивная школа», утвержденного ДД.ММ.ГГ, Учреждение с согласия Комитета по физической культуре и спорту администрации Ребрихинского района, действующего от имени собственника имущества – муниципального образования Ребрихинский район Алтайского края распоряжается особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним, либо приобретенным Учреждением за счет средств, выделенных ему в порядке, предусмотренном правовыми актами администрации Ребрихинского района, на приобретение такого имущества; распоряжается недвижимым имуществом, в том числе передает его в аренду (с учетом требований, предусмотренных действующим законодательством).

Из содержания вышеназванного договора о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование следует, что Т., являющимся председателем Комитета по физической культуре и спорту администрации Ребрихинского района, как представителем собственника муниципального имущества, дано согласие на заключение такого договора.

Вместе с тем, конкурс в соответствии с требованиями ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» не проводился, порядок предоставления муниципальной преференции, предусмотренный главой 5 названного Федерального закона не соблюден, что свидетельствует о нарушении требований п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» и создании условий для устранения конкуренции.

Факт совершения председателем Комитета по физической культуре и спорту администрации Ребрихинского района Т. административного правонарушения установлен и подтверждается имеющимися в деле доказательствами: постановлением о возбуждении производства об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ; решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ***; договором о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование на условиях почасового использования от ДД.ММ.ГГ; распоряжением администрации Ребрихинского района от ДД.ММ.ГГ***-л о назначении Т. председателем Комитета по физической культуре и спорту администрации Ребрихинского района с ДД.ММ.ГГ; объяснениями Т. от ДД.ММ.ГГ; Уставом МБОУ ДО «Ребрихинская детско-юношеская спортивная школа», утвержденным ДД.ММ.ГГ, положением о Комитете по физической культуре и спорту администрации Ребрихинского района Алтайского края, утвержденным ДД.ММ.ГГ; приказом от ДД.ММ.ГГ*** Комитета по физической культуре и спорту администрации Ребрихинского района о передаче имущества и материальных ценностей.

Оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда пришел к правильному выводу о наличии в действиях председателя Комитета по физической культуре и спорту администрации Ребрихинского района Т. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод жалобы о том, что право оперативного управления на спорное имущество в установленном законом порядке не зарегистрировано, не свидетельствует об отсутствии состава вышеназванного административного правонарушения, поскольку стадион «Старт» является муниципальным имуществом, которое числится в реестре муниципального образования Ребрихинский район Алтайского края.

Указание на отсутствие необходимости согласия председателя Комитета по физической культуре и спорту администрации Ребрихинского района Т. на заключение договора о передачи муниципального имущества в безвозмездное пользование не принимается, поскольку такое требование содержится в ранее приведенном п. 4.10 Устава МБОУ ДО «Ребрихинская детско-юношеская спортивная школа».

Поскольку существенных нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих за собой отмену либо изменение решения судьи и постановления должностного лица, не допущено, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

решение судьи Ребрихинского районного суда Алтайского края от 02 октября 2015 года оставить без изменения, жалобу Т. - без удовлетворения.

Судья Л.Ю. Ковалюк