ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-671/18 от 24.12.2018 Тюменского областного суда (Тюменская область)

Дело № 21-671/2018

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Тюмень

24 декабря 2018 года

Судья Тюменского областного суда Глушко А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу «Атласжет Хаваджылык АО», поданную защитником Дорошенко Л.А., на решение судьи Калининского районного суда г. Тюмени от 14 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - «Атласжет Хаваджылык АО»,

установил:

Постановлением дознавателя отдела дознания и административной практики Пограничного управления ФСБ России по Курганской и Тюменской областям Белозерова Е.А. от 14 августа 2018 года юридическое лицо - «Атласжет Хаваджылык АО» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту также – КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400000 рублей.

Решением судьи Калининского районного суда г. Тюмени от 14 ноября 2018 года постановление должностного лица по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставлено без изменения, жалоба лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении «Атласжет Хаваджылык АО» оставлена без удовлетворения.

С данным решением не согласно «Атласжет Хаваджылык АО», которое в жалобе, поданной в вышестоящий суд защитником Дорошенко Л.А., просит постановление должностного лица по делу об административном правонарушении от 27 августа 2018 года и решение судьи районного суда от 14 ноября 2018 года отменить, либо снизить размер назначенного административного штрафа до 200000 руб., указывая, что судом не были применены нормы материального права, подлежащие применению, а примененные нормы были неверно истолкованы, выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела. Факт нарушения режима пересечения Государственной границы Российской Федерации отсутствует, так как члены экипажа воздушного судна не покидали борт воздушного судна и не проходили формальную контрольную процедуру в специально оборудованном пункте пограничного контроля, в данном случае в аэропорту г. Тюмени. Отмечает, что членам экипажа было прямо запрещено покидать борт воздушного судна после приземления на территории Российской Федерации вплоть до вылета обратно. На членов экипажа воздушного судна граждан Арабской Республики Египет распространяется безвизовый режим въезда в Российскую Федерацию на основании Соглашения между Правительствами СССР и Объединенной Арабской Республики от 02 сентября 1958 г., согласно которому членам экипажа разрешается въезд, выезд и временное пребывание без паспортов и виз, если сведения о них включены в Генеральную декларацию рейса. Юридическое лицо «Атласжет Хаваджылык АО» не является лицом, обязанным обеспечивать членов экипажа воздушного судна визами, так как юридическим лицом был заключен договор об аренде судна с членами экипажа с египетской авиакомпанией. Назначенное наказание противоречит предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях целям наказания, и несет ущерб интересам ранка международных авиаперевозок. Ссылаясь на судебную практику, указывает, что с учетом того, что члены экипажа ни разу не покидали борта воздушного суда и не намеревались его покидать, размер административной ответственности однозначно не соответствует характеру правонарушения и степени его общественной опасности

Лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, а также его защитник о времени и месте рассмотрения дела вышестоящим судом извещены, законный представитель, либо защитник данного лица в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили.

Проверив в соответствии с частью 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы в вышестоящий суд, заслушав должностное лица административного органа, составившее протокол об административном правонарушении в отношении «Атласжет Хаваджылык АО» Рашова Д.Г., просившего в удовлетворении жалобы отказать, нахожу постановление должностного лица по делу об административном правонарушении от 27 августа 2018 года и решение судьи районного суда от 14 ноября 2018 года отмене либо изменению не подлежащими по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса. влечет наложение административного штрафа на, в том числе, юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

Статьёй 1 Закона Российской Федерации от 01 апреля 1993 года № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» определено, что Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

Режим Государственной границы включает правила: содержания Государственной границы; пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами; перемещения через Государственную границу грузов, товаров и животных; пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных; ведения на Государственной границе либо вблизи нее на территории Российской Федерации хозяйственной, промысловой и иной деятельности; разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил (ст. 7 Закона Российской Федерации от 01 апреля 1993 года № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации»).

В силу ст. 11 Закона Российской Федерации от 01 апреля 1993 года № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных производится в установленных и открытых в соответствии со статьей 12 настоящего Закона пунктах пропуска через Государственную границу и заключается в признании законности пересечения Государственной границы лицами, транспортными средствами, прибывшими на территорию Российской Федерации, перемещения через Государственную границу грузов, товаров, животных на территорию Российской Федерации либо в разрешении на пересечение Государственной границы лицами, транспортными средствами, убывающими из пределов Российской Федерации, перемещение через Государственную границу грузов, товаров, животных за пределы Российской Федерации. Основанием для пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных является наличие действительных документов на право въезда лиц в Российскую Федерацию или выезда их из Российской Федерации, документов на транспортные средства, грузы, товары и животных.

Согласно абз. 2 ст. 6 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранные граждане или лица без гражданства обязаны при въезде в Российскую Федерацию и выезде из Российской Федерации предъявить действительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые Российской Федерацией в этом качестве, и визу, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом или указами Президента Российской Федерации.

Иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом или указами Президента Российской Федерации (абз. 1 ст. 24 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»).

Из материалов дела следует, что 14 августа 2018 года заместителем начальника КПП «Тюмень-аэропорт» Рашовым Д.Г. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому 20 июля 2018 года в 08 часов 50 минут в контрольно-пропускном пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации «Тюмень-аэропорт», расположенном по адресу: г. Тюмень, ул. Сергея Илюшина, 10, при осуществлении пограничного контроля членов экипажа воздушного судна компании «Атласжет Хаваджылык АО», прибывшего в г. Тюмень из г. Анталья Турецкой Республики, установлено, что в нарушение ст. 11 Федерального закона от 01 апреля 1993 г. № 4730-01-ФЗ «О Государственной границе», и ст.ст. 6, 24 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», у членов экипажа граждан Арабской Республики Египет ФИО12, ФИО15 отсутствуют документы, дающие право въезда в Российскую Федерации (визы), то есть на пересечение Государственной границы Российской Федерации, что подпадает под признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Члены экипажа воздушного судна компании «Атласжет Хаваджылык» являющиеся иностранными гражданами (гражданами Арабской Республики Египет), прибыли на территорию Российской Федерации без визы, дающей право на пересечение Государственной границы Российской Федерации, и тем самым нарушили правила пересечения Государственной границы Российской Федерации.

Факт правонарушения и вина авиакомпании «Атласжет Хаваджылык» Аноним Ширкети в совершении административного правонарушения подтверждаются: протоколом об административном правонарушении от 14.08.2018 г.; показаниями Зыкова В.Ю. от 14.08.2018 г., согласно которых, 20.07.2018 г. он являлся старшим смены пограничных нарядов при выполнении приказа на осуществление пограничной деятельности в международном воздушном пункте пропуска через Государственную границу «Аэропорт Рощино» (г. Тюмени), около 08 часов 50 минут 20 июля 2018 года при проведении пограничного контроля членов экипажа рейса № 6657 сообщением «Анталья-Тюмень», осуществляемого авиакомпанией «Атласглобал», - граждан Арабской Республики Египет им было установлено, что у членов экипажа ФИО12, ФИО15 отсутствовала российская виза; показаниями указанных гражданин Арабской Республики Египет от 20 июля 2018 года, согласно которым, 20 июля 2018 года они, следуя авиарейсом № 6657 сообщением «Анталья-Тюмень» в составе экипажа воздушного судна турецкой авиакомпании «Атласжет Хаваджылык» Аноним Ширкети, прибыли в воздушный пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации «Аэропорт Рощино» и при прохождении пограничного контроля предъявили сотруднику пограничной службы ФСБ России в качестве основания для въезда в Российскую Федерацию заграничные паспорта граждан Арабской Республики Египет, российской визы у них не было. О том, что для въезда в Российскую Федерацию необходима виза, и им, и должностным лицам авиакомпании было известно, однако они были направлены в указанный рейс в связи с отсутствием свободных сотрудников авиакомпании; постановлениями о назначении административного наказания от 20 июля 2018 года, которыми граждане Арабской Республики Египет ФИО12 и ФИО15 привлечены к административной ответственности по ч. 2 ст. 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Вышеуказанные доказательства полностью согласуются между собой и свидетельствуют о виновности авиакомпании «Атласжет Хаваджылык АО» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оценка всем имеющимся в деле доказательствам дана судьей районного суда в соответствии с требованиями, установленным ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется противоправным деянием (действием), выразившимся в нарушении лицами и (или) транспортными средствами правил пересечения Государственной границы Российской Федерации.

Частью 2 статьи 79, ст. 82 Воздушного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что международные полеты воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации выполняются в соответствии с законодательством Российской Федерации, общепринятыми принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. На прибывающие в Российскую Федерацию, убывающие из Российской Федерации и следующие транзитом с посадкой на территории Российской Федерации воздушные суда, их экипажи и пассажиров, а также на имущество, багаж, грузы и почту, ввозимые в Российскую Федерацию и вывозимые из Российской Федерации, распространяется действие паспортных, таможенных и иных правил, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 13 Конвенции о международной гражданской авиации от 07 декабря 1944 года, к которой Россия присоединилась 15 октября 1970 года, законы и правила Договаривающегося государства, относящиеся к допуску на его территорию или отправлению с его территории пассажиров, экипажа или груза воздушных судов, такие, как правила, касающиеся въезда, выпуска, иммиграции, паспортного или таможенного контроля и карантина, соблюдаются такими пассажирами и экипажами или от их имени, а также в отношении груза при прибытии, убытии или во время нахождения на территории этого государства.

Согласно п.3.1 Приложения 6 к Конвенции эксплуатант принимает меры к тому, что бы все служащие, будучи за границей, знали, что они должны соблюдать законы, правила и процедуры государств, в пределах которых выполняются полеты.

В соответствии с п.5 Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по осуществлению пограничного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденного приказом ФСБ РФ от 08 ноября 2012 года №562 предметом государственного (пограничного) контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации является признание законности пересечения государственной границы лицами, а также осуществление действий по обнаружению и задержанию нарушителей правил пересечения государственной границы.

Административная процедура по осуществлению пограничного контроля в соответствии с п. 22 данного Регламента включает в себя контроль лиц для установления оснований на право выезда из Российской Федерации или въезда в Российскую Федерацию..

В соответствии с п. 24 данного Регламента контроль лиц может осуществляться в кабинах паспортного контроля (в помещениях подразделений пограничного контроля в пунктах пропуска, определенных начальником пограничного органа) либо непосредственно на транспортных средствах во время их стоянки или в движении.

Исключение из данных правил предусмотрено п. 28 Регламента, в соответствии с которым, государственный пограничный контроль не осуществляется лишь в отношении воздушных судов, осуществляющих технические посадки в пункте пропуска без высадки пассажиров и выгрузки багажа (грузов). В отношении указанных воздушных судов организуются режимные мероприятия по допуску на них обслуживающего персонала.

Таким образом, пропуск через Государственную границу Российской Федерации членов экипажа авиакомпании «Атласжет Хаваджылык АО» осуществлялся на борту воздушного судна заграничного следования, что не противоречит действующему законодательству Российской Федерации.

Следовательно, пересечение Государственной границы связано не с прохождением контрольной процедуры в специально оборудованном пункте пограничного контроля, а с пересечением пространственного предела действия государственного суверенитета Российской Федерации. Деятельность же установленных пунктов пропуска через Государственную границу связана с проверкой законности пересечения Государственной границы. При этом указываемые лицом, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, обстоятельства, связанные с нахождением экипажа воздушного суда, выполнявшего в интересах авиакомпании «Атласжет Хаваджылык АО» рейс по маршруту Анталья – Тюмень и совершившего посадку в «Аэропорту Рощино» на борту указанного воздушного судна, юридически значимыми для установления наличия, либо отсутствия состава данного административного правонарушения не являются.

Доводы жалобы о том, что на членов экипажа граждан Египта распространяется безвизовый режим въезда на территорию Российской Федерации в соответствии с межправительственными соглашениями от 30 сентября 1993 года и 02 сентября 1958, не состоятельны, поскольку Соглашение в форме обмена нотами между Правительством Российской Федерации и Правительством Арабской республики Египет об установлении упрощённого порядка въезда и выезда членов экипажей воздушных судов авиапредприятий России и Египта от 30.09.1993 года предусматривает вышеуказанный упрощённый порядок только для членов экипажей воздушных судов авиапредприятий России и Египта, в то время, как авиакомпания «Атласжет Хаваджылык АО» авиапредприятием Египта не является, а на правоотношения, связанные с арендой указанной авиакомпанией воздушного судна с экипажем у авиакомпании «ЭЙР ЛЕЙЖУР» г. Каир Египет от 30.04.2018 г., действие вышеуказанного соглашения не распространяется.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Поскольку компания «Атласжет Хаваджылык АО» является перевозчиком и эксплуатантом воздушного судна, и этой компанией было принято решение о допуске к рейсу членов экипажа, которые были включены в Генеральную декларацию, соответственно обязанность по обеспечению совершения рейсов в Российскую Федерацию, включая обеспечение членов экипажа визами, дающими право въезда в Российскую Федерацию, возложена на юридическое лицо «Атласжет Хаваджылык АО».

Данных, подтверждающих наличие предусмотренных частью 3.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, могущих быть основанием к назначению наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи, не представлено, вследствие чего оснований к применению указанной нормы не имеется.

Порядок привлечения авиакомпании «Атласжет Хаваджылык АО» к административной ответственности не нарушен, наказание назначено в соответствии с требованиями ст. 3.1, 4.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вследствие чего оснований к отмене обжалуемого решения судьи районного суда, либо его изменению не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

Постановление дознавателя отдела дознания и административной практики Пограничного управления ФСБ России по Курганской и Тюменской областям от 27 августа 2018 года и решение судьи Калининского районного суда г. Тюмени от 14 ноября 2018 года в отношении юридического лица «Атласжет Хаваджылык АО» оставить без изменения, жалобу «Атласжет Хаваджылык АО», поданную защитником Дорошенко Л.А., оставить без удовлетворения.

Судья Тюменского областного суда

А.Р. Глушко