Судья Федотова В.А. Дело № 21-673/2022
РЕШЕНИЕ
г. Кемерово 3 октября 2022 г.
Судья Кемеровского областного суда Ершова Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении ООО «Горно-обогатительный комплекс «Жерновский-1»» по жалобе генерального директора общества на постановление по делу и решение судьи Центрального районного суда г. Новокузнецка от 25 августа 2022г.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника отдела государственного земельного надзора, контроля качества и безопасности зерна Управления Россельхознадзора по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области-Кузбассу от 15 апреля 2022г. (дата вынесения мотивированного текста постановления) ООО «ГОК «Жерновский-1» привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 400 000 рублей.
В жалобе генеральный директор общества просил постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события правонарушения, ссылаясь на отсутствие доказательств отнесения земельного участка к какому-либо виду сельскохозяйственных угодий; отсутствие данных об ухудшении качества земель в результате нахождения на земельном участке растительности; оставление без оценки доводов о приобретении данного земельного участка, заросшего древесно- кустарниковой растительностью..
Решением судьи Центрального районного суда г. Новокузнецка от 25 августа 2022г. в удовлетворении жалобы отказано.
В жалобе законный представитель общества просит постановление и решение отменить, указывая на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела; направление обществом в соответствующие органы уведомления согласно положениям п. 7 Положения об особенностях использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2020г. № 1509; выполнение указанных действий до составления акта проверки и протокола об административном правонарушении; отсутствие на день составления протокола признаков неиспользования земельного участка по целевому назначения; возможность осуществления обществом деятельности, не указанных в ОКВЭД, до подачи соответствующего уведомления.
Проверив материалы дела и доводы жалобы, выслушав защитника ООО «ГОК «Жерновский-1» ФИО1 (доверенность от 27 апреля 2022г.), начальника отдела государственного земельного надзора, контроля качества и безопасности зерна Управления Россельхознадзора по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области-Кузбассу ФИО2, представителя указанного Управления ФИО3 (доверенность от 10 декабря 2021г. на л.д.36), прихожу к следующим выводам.
Из постановления должностного лица следует, что по результатам проведения в связи с поступившим заданием № 5 от 25 октября 2021г. мероприятий по государственному земельному надзору без взаимодействия с правообладателем земельного участка сельскохозяйственного назначения, площадью 293176 кв.м., с кадастровым номером №, расположенном по адресу: Кемеровская область, Новокузнецкий муниципальный район, в кадастровом квартале №, а также проведенной в период с 20 января по 10 февраля 2022г. внеплановой документарной проверки, 10 февраля 2022 г. установлено, что ООО «ГОК «Жерновский-1», являясь собственником указанного выше земельного участка, не выполнило установленные требования и обязательные мероприятия по защите указанного выше земельного участка и охране почв от зарастания древесно-кустарниковой растительностью.
Обществу вменено нарушение требований ч. 2 ст. 13, ст. 42, ч. 1 ст. 78 Земельного кодекса РФ, ст. 8 Федерального закона от 16 июля 1998г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Рассматривая жалобу, судья с выводами должностного лица о совершении ООО «ГОК «Жерновский-1» правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ согласился.
Считаю, что при рассмотрении дела и жалобы не были выполнены требования ст. 24.1 КоАП РФ.
Часть 2 статьи 8.7 КоАП РФ предусматривает ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Из материалов дела, а также объяснений законного представителя общества от 28 января 2022г. установлено, что земельный участок с кадастровым номером № был приобретен ООО «ГОК «Жерновский-1» в 2013 году для строительства линейных объектов, планировался перевод земель в земли промышленности. В связи с отсутствием строительства земельный участок не осваивался и находился в первоначальном виде, поскольку был приобретен уже заросший лесом. Мероприятий по предотвращению зарастания участка лесом и кустарником не проводились.
Таким образом, факт зарастания земельного участка сельскохозяйственного назначения древесно-кустарниковой растительностью установлен и не оспаривался обществом.
Правовой статус лесов, находящихся на не используемых землях сельскохозяйственного назначения, заросших или зарастающих деревьями и кустарниками закреплен в ст. 123 Лесного кодекса РФ, согласно которой леса на земельных участках сельскохозяйственного назначения подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель (ч. 1 ст. 123). Согласно ч. 2 ст. 123 Лесного кодекса РФ особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В материалах дела представлена копия уведомления генерального директора ООО «ГОК «Жерновский-1» от 3 февраля 2022г., адресованного в министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кузбасса, Управление Росреестра по Кемеровской области, Управление Россельхознадзора по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области-Кузбассу о намерении использования указанного выше земельного участка в целях ведения сельского хозяйства (п. 6 ст. 25 ЛК РФ) со ссылкой на Положение об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения (л.д.37).
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 25 Лесного кодекса РФ ведение сельского хозяйства является одним из видов использования лесов.
В соответствии с п. 4 Положения об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, утвержденное постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2020г. № 1509, использование лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, допускается в целях, предусмотренных пунктами 1 - 10.1, 13 - 15 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 7 указанного выше Положения (в редакции, действующей на время выявления правонарушения) правообладатель в течение 2 лет со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 г. № 1509 «Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения» или со дня регистрации права на соответствующий земельный участок вправе направить уведомление об использовании лесов, расположенных на таком земельном участке, с указанием вида или видов использования лесов с учетом положений пункта 4 настоящего Положения в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на обеспечение государственного управления агропромышленным комплексом субъекта Российской Федерации, а также в Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии. В случае направления такого уведомления наличие на 50 и более процентах площади земельного участка зарастания древесно-кустарниковой растительностью не является признаком неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
Таким образом, правообладателям земельных участков сельскохозяйственного назначения, заросших древесно-кустарниковой растительностью, предоставлено право обращения в уполномоченный орган с уведомлением об использовании лесов, расположенных на земельном участке сельскохозяйственного назначения, с указанием вида использования лесов в соответствии со ст. 25 Лесного кодекса РФ.
На время проведения проверки у ООО «ГОК «Жерновский-1» такое право имелось и общество им воспользовалось.
Наличие факта направления обществом в уполномоченный орган уведомления об использовании лесов до даты выявления правонарушения следует из материалов дела об административном правонарушении (л.д.37).
Оценивая указанные действия общества как не свидетельствующие об отсутствии правонарушения, должностное лицо сослалось на намерение использования земельного участка с видом использования лесов: ведение сельского хозяйства, в будущем, что не освобождает от обязанности защиты сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками. Также указывалось на виды экономической деятельности общества, основным из которых является деятельность по добыче и обогащению угля и антрацита, то есть не связанные с сельскохозяйственным производством.
Вместе с тем, содержание п. 7 Положения об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, не содержит условия подачи уведомления после начала использования лесов на земельном участке сельскохозяйственного назначения.
Подача уведомления обществом о намерении использования указанного выше земельного участка в целях ведения сельского хозяйства предполагала осуществление указанных работ (выращивание технических культур: свеклы, льна-долгунца и др.) с началом благоприятного для такой деятельности сезона.
Постановлением Правительства РФ от 8 июня 2022г. № 1043 внесены изменения в Положение об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, установившие процедуру получения положительного решения о возможности использования земельного участка.
Указанное выше Положение № 1509 не содержит обязательных для правообладателя требований о принятии им до подачи уведомления действий по внесению изменений в сведения ЕГРН о новом (основном) или условно-разрешенном виде использования земельного участка сельскохозяйственного назначения, в составе которого находятся леса, и в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) - о новом виде деятельности.
Согласно Уставу ООО «ГОК «Жерновский-1» к предмету деятельности общества отнесено, в том числе, производство сельскохозяйственной продукции (п.2.2). Возможность внесения сведений о новом виде деятельности в ЕГРЮЛ не исключена.
Поскольку уведомление об использовании лесов, расположенных на земельном участке сельскохозяйственного назначения, установленное п. 7 Положения, подано в уполномоченный орган в установленные сроки, при решении вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, подлежал проверке и установлению факт отсутствия условий, указанных в последнем предложении этого же пункта.
Так, в п. 7 Положения указано, что в случае направления такого уведомления наличие на 50 и более процентах площади земельного участка зарастания древесно-кустарниковой растительностью не является признаком неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
Тем не менее, материалы проверок не содержали сведений о площади зарастания земельного участка древесно-кустарниковой растительностью в процентном отношении.
Таким образом, наличие указанного в п. 7 Положения № 1509 условия о процентном зарастании земельного участка древесно-кустарниковой растительностью материалами дела не опровергнуто.
Как установлено из дополнительно представленных материалов о подаче ООО «ГОК «Жерновский-1» 5 сентября 2022г. заявления об использовании земельного участка, площадь, занятая лесными насаждениями площадь, в процентном отношении составляет 26,0 га. к общей площади участка в 29,3176 га., что не противоречит условиям, указанным в п. 7 Положения № 1509.
Использование земельного участка обществом с нарушением законодательства не имело места.
Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению влечет ответственность по ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ
Признаки неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства РФ утверждены Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2020г. № 1482 «О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации».
Согласно п. 1 Постановления № 1482 признаком неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению является наличие на 50 и более процентах площади земельного участка зарастания сорными растениями по перечню согласно приложению и (или) древесно-кустарниковой растительностью (за исключением поле- и лесозащитных насаждений, плодовых и ягодных насаждений).
Указанные признаки неиспользования земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности документально достоверно административным органом не подтверждены.
Отсутствие условий, влекущих освобождение от ответственности, мотивированы административным органом не в соответствии с указанным пунктом Положения, что не может быть признано правомерным.
Возможность переквалификации бездействия общества на иную статью (ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ) отсутствует, поскольку в объеме обвинения данное бездействие не было указано.
Учитывая изложенное, полагаю постановление и решение подлежащими отмене с прекращением производства по делу.
Руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление заместителя начальника отдела государственного земельного надзора, контроля качества и безопасности зерна Управления Россельхознадзора по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области-Кузбассу от 15 апреля 2022г., решение судьи Центрального районного суда г. Новокузнецка от 25 августа 2022г. отменить.
Производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения.
Настоящее решение вступает в законную силу в день его вынесения и может быть обжаловано (опротестовано прокурором) непосредственно в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном ст.30.12-30.14 КоАП РФ.
Судья Т.А. Ершова