ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-677/2021 от 03.06.2021 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья Еремина А.В. Дело № 21-677/2021

РЕШЕНИЕ

г. Самара 03 июня 2021 года

Судья Самарского областного суда Чемерисова О.В. рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе защитника Ильина С.Н., действующего в интересах Администрации муниципального района Красноармейский Самарской области, на решение судьи Красноармейского районного суда Самарской области от 13 января 2021 года, которым постановление врио начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП Красноармейского района УФССП по Самарской области от 03.11.2020 года о привлечении Администрации муниципального района Красноармейский Самарской области к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставлено без изменения, а жалоба защитника Администрации муниципального района Красноармейский Самарской области – без удовлетворения,

Установил:

Постановлением № 63016/20/102244 вр.и.о. начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП Красноармейского района УФССП по Самарской области от 03.11.2020 года ФИО2 от 03.11.2020 года Администрация муниципального района Красноармейский привлечена к административной ответственности, предусмотренной часть 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, защитник Ильин С.Н., действующий в интересах Администрации муниципального района Красноармейский Самарской области по доверенности, обратился в Красноармейский районный суд Самарской области с жалобой.

13 января 2021 года судьей Красноармейского районного суда Самарской области постановлено вышеуказанное решение.

Не согласившись с решением судьи, Ильин С.Н., действующий в интересах Администрации муниципального района Красноармейский Самарской области обратился в Самарский областной суд с жалобой, в которой просит об отмене постановления и решения судьи, ссылаясь на их незаконность и необоснованность.

Исследовав материалы дела, выслушав представителя Ильина С.Н., действующего в интересах Администрации муниципального района Красноармейский Самарской области, поддержавшего доводы жалобы, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

В силу части 2 статьи 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.

Статьей 113 Федерального закона N 229-ФЗ установлено, что в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Постановлению Пленума Верховного суда РФ №50 от 17.11.2015 года «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» обязательным условием привлечения лица к административной ответственности является вынесение судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора с должника в связи с неисполнением требований неимущественного характера.

При этом для образования состава административного правонарушения рассматриваемой категории достаточно факта вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора и указаний о направлении должнику данного постановления.

Неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.

Из материалов дела следует, что на принудительном исполнении у судебного пристава-исполнителя ОСП Красноармейского района УФССП по Самарской области находится исполнительное производство -ИП, возбужденное 02.08.2019 на основании исполнительного листа, выданного 28.06.2019 Красноармейским районным судом Самарской области по делу <данные изъяты> об обязании Администрации сельского поселения Красноармейское муниципального района Красноармейский Самарской области создать специализированную службу по вопросам похоронного дела на территории сельского поселения Красноармейское муниципального района Красноармейский Самарской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

О возбуждении исполнительного производства Администрация сельского поселения Красноармейское муниципального района Красноармейский Самарской области была уведомлена надлежащим образом.

В пятидневный срок, установленный в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 №227-ФЗ «Об исполнительном производстве» для добровольного исполнения, Администрация с.п. Красноармейское м.р. Красноармейский Самарской области требования исполнительного документа не исполнила.

18.05.2020 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора и установлен новый срок для исполнения требований, указанных в исполнительном документе, а именно 27.05.2020 года.

23.09.2020 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о замене стороны исполнительного производства ее правопреемником — Администрацией м.р. Красноармейский Самарской области на основании определения Красноармейского районного суда от 02.06.2020.

23.09.2020 Администрации м.р. Красноармейский нарочно вручено требование о создании специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории сельского поселения Кировский муниципального у района Красноармейский Самарской области.

Постановлением Вр.и.о. начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП Красноармейского района УФССП по Самарской области ФИО2 от 03.11.2020 администрация м.р. Красноармейский Самарской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Основанием для привлечения к административной ответственности Администрации м.р. Красноармейский явилось не исполнение содержащегося в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, доказательств исполнения решения суда не предоставлено.

В соответствии со статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Законность постановления по делу подразумевает, в том числе, наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении данного правонарушения, подвергнутого административному наказанию. Решение судьи должно быть мотивированным, а оценка доказательств произведена в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Признавая постановление должностного лица законным и обоснованным, судья районного суда указал о правильности выводов Врио начальника ОСП Красноармейского района о событии и составе правонарушения, поскольку доказательств исполнения решения суда в материалах дела не предоставлено.

Судья районного суда не принял во внимание доводы защитника Администрации м.р. Красноармейский о том, что требования были исполнены ранее вынесения постановления о привлечении к административной ответственности, посчитав, что факт внесения изменений в сведения о юридическом лице не является подтверждением исполнения решения суда о создании специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории с.п. Кировский м.р.Красноармейский.

В связи с этим, судья районного суда пришел к выводу о том, что выводы о наличии состава административного правонарушения предусмотренные частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Однако с такими выводами должностного лица и судьи районного суда согласиться нельзя по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, сельское поселение Красноармейское м.р.Красноармейский Самарской области передало полномочия по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела муниципальному району Красноармейский Самарской области.

На основании решения Собрания представителей м.р.Красноармейский Самарской области № 191 от 09.12.2019, утверждено Положение о порядке деятельности специализованной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования муниципальный район Красноармейский Самарской области (далее Положение).

Данное решение в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" было надлежащим образом опубликовано в газете Красноармейского района «Знамя труда» и размещено на официальном сайте администрации муниципального района Краноармейский Самарской области в сети Интернет, о чем свидетельствуют представленные в материалы дела копии газеты «Знамя труда» от 13.12.2019 г. № 93, а также копии скриншота с сайта Администрации м.р. Красноармейский Самарской области. Таким образом, данное решение вступило в законную силу.

Согласно пункта 1.1. утвержденного Положения, специализированной службой по вопросам похоронного дела на территории муниципального района Красноармейский Самарской области, на которую возлагаются полномочия по исполнению гарантий погребения умерших с учетом их волеизъявления и обязанность по оказанию гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основа является Муниципальное унитарное предприятие «Теплоснабжение».

В соответствии с пунктом 2.2.9 Устава МУП «Теплоснабжение», предметом деятельности предприятия является, в том числе и осуществление иной коммерческой деятельностью, не запрещенной действующим законодательством и соответствующими целями предприятия.

Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда о создании специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории сельского поселения Кировский муниципального района Красноармейский Самарской области было исполнено по вступлении в силу решения Собрания представителя м.р.Красноармейский Самарской области 09.12.2019 № 191 (со дня его официального опубликования), которым было утверждено положение о порядке деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории м.о. м.р. Красноармейский Самарской области - МУП «Теплоснабжение».

При этом, суд апелляционной инстанции отмечает, что не имеет правового значения для рассматриваемого дела факт внесения изменений в сведения о юридическом лице – МУП «Теплоснабжение» муниципального района Красноармейский Самарской области, а именно, что виды деятельности МУП «Теплоснабжение» должны быть дополнены кодом ОКВЭД 96.03 – организация похорон и представление связанных с ними услуг, поскольку это не основано на норме закона. Данный вид деятельности обязательному лицензированию не подлежит.

Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у судебного пристава-исполнителя отсутствовали основания для вручения 23.09.2020 требования об исполнении Администрации м.р. Красноармейский требований неимущественного характера по решению суда, а именно о создании специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории сельского поселения Павловка муниципального у района Красноармейский Самарской области, поскольку на указанную дату данные требования были исполнены решением Собрания представителя м.р.Красноармейский Самарской области 09.12.2019 № 191.

При рассмотрении дела ни должностным лицом, ни судом не учтены данные обстоятельства, послужившие оснований для вынесения постановления о привлечении к административной ответственности Администрации м.р. Красноармейский Самарской области, что противоречит требований статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.

Учитывая, что у Администрации м.р.Красноармейский Самарской области отсутствовала правовая обязанность исполнять требование судебного пристава-исполнителя от 23.09.2020, поскольку требования неимущественного характера были исполнены уже 09.12.2019 года, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии в действиях Администрации м.р.Красноармейский Самарской области состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение судьи Красноармейского районного суда Самарской области от 13 января 2021 года, постановление врио начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП Красноармейского района УФССП по Самарской области от 03.11.2020 года о привлечении Администрации муниципального района Красноармейский Самарской области к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставлено без изменения, подлежат отмене с прекращением производства по делу в связи отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд апелляционной инстанции

РЕШИЛ:

Решение судьи Красноармейского районного суда Самарской области от 13.01.2021, постановление врио начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП Красноармейского района УФССП по Самарской области № 63016/20/102244 от 03.11.2020 года о привлечении Администрации муниципального района Красноармейский Самарской области к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – отменить.

Производство по делу в отношении Администрации муниципального района Красноармейский Самарской области - прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В соответствии со статьей 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение Самарского областного суда может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Самарского областного суда О.В. Чемерисова