Председательствующий по делу Дело № 7-21-67-2015
судья Власов Д.А.
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
Судья Забайкальского краевого суда Ходюков Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите <Дата> жалобу директора ООО «Геострой» ФИО1 на постановление временно исполняющего обязанности руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Забайкальском крае ФИО2 № 76-14/354 от <Дата> и решение судьи Агинского районного суда Забайкальского края от <Дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, в отношении директора ООО «Геострой» ФИО1,
установил:
постановлением временно исполняющего обязанности руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Забайкальском крае ФИО2 № 76-14/354 от <Дата> директор ООО «Геострой» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Несогласившись с данным постановлением, ФИО1 обратился в Агинский районный суд Забайкальского края с жалобой, в которой просил указанное выше постановление отменить.
Решением судьи Агинского районного суда Забайкальского края от <Дата> указанное выше постановление оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
ФИО1, не согласившись с постановленными актами, обратился в Забайкальский краевой суд с жалобой, в которой просит отменить постановление и решение суда.
Из материалов дела следует, что ООО «Геострой» директором которого является ФИО1<Дата> заключен контракт с компанией КНР на поставку в Российскую Федерацию природного камня. На основании контракта в филиале ОАО «Азиатско-Тихоокенский Банк» в г. Чите <Дата> оформлен паспорт сделки № 12090003/1810/0017/2/0, который <Дата> принят на расчетное обслуживание филиалом ОАО «АТБ» в г. Улан-Удэ в связи с реорганизацией уполномоченного банка.
Сторонами по контракту <Дата> в его условие внесено изменение, согласно которому товар поставляется на условиях, указанных в приложении к контракту от 31.07.2013, 02.09.2013, 28.09.2013.
При проведении проверки Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Забайкальском крае было установлено, что Общество предоставило в уполномоченный банк справки о валютных операциях, в которых в графах 5 и 11 были допущены неправильные сведения.
В соответствии с приложением от <Дата> к контракту ООО «Геострой» <Дата> осуществило перевод денежных средств. Одновременно с заявлением на перевод иностранной валюты Общество предоставило в уполномоченный банк справку о валютных операциях, в графе 5 указало код валютной операции 11200, однако при переводе авансовых платежей указывается код 11100. Кроме того, графу 11 справки о валютных операциях от 05.09.2013, в которых следовало указать ожидаемый срок исполнения нерезидентом обязательств по поставке, ООО «Геострой» не заполнило.
Таким образом, указание в справке о валютных операциях кода валютной операции, не соответствующего действительности, и отсутствие сведений об ожидаемом сроке, по мнению службы финансово-бюджетного надзора свидетельствует о нарушении директором ООО «Геострой» требований п. 1 ч. 1.1 ст. 19 Закона № 173-ФЗ и порядка предоставления справок о валютных операциях, установленного Инструкцией ЦБ РФ № 138-И, и образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотренное ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.
За выявленное нарушение постановлением от <Дата> Вр. И.О. Руководителя Территориального управления Федеральной службы директор общества был привлечен к административной ответственности.
Данное постановление решением судьи Агинского районного суда Забайкальского края от <Дата> оставлено без изменения.
С данными решениям судья краевого суда не соглашается, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок, влечет привлечение к административной ответственности.
В силу части 4 статьи 5 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.
Положениями пункта 2 части 3 статьи 23 названного Федерального закона предусмотрено, что порядок представления уполномоченным банкам резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
Указанный порядок утвержден Положением Центрального банка Российской Федерации от 4 июня 2012 г. N 138-И «О порядке представления резидентами и нерезедентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учёта уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением».
Главой 2 Инструкции Банка России от 04.06.2012 N 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» установлен порядок представления резидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций в иностранной валюте.
Пункт 2.1 Инструкции Банка России от 04.06.2012 N 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (далее - Инструкция N 138-И) устанавливает, что резидент при осуществлении операций, связанных с зачислением иностранной валюты на транзитный валютный счет или со списанием иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте, представляет в уполномоченный банк одновременно следующие документы: справку о валютных операциях; документы, связанные с проведением валютных операций, указанных в справке о валютных операциях.
Согласно пункту 2.2 Инструкции N 138-И справка о валютных операциях заполняется резидентом в одном экземпляре в соответствии с приложением 1 к настоящей Инструкции.
В соответствии с пунктом 2.3 Инструкции N 138-И справка о валютных операциях и документы, связанные с проведением указанных в ней валютных операций, представляются резидентом в уполномоченный банк при списании иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте - одновременно с распоряжением о переводе иностранной валюты.
Пунктами 6 и 11 Приложения 1 Инструкции N 138-И установлено, что в графе 5 указывается код вида валютной операции, содержащийся в приложении 2 к настоящей Инструкции, который соответствует назначению перевода, а также сведениям, содержащимся в представленных резидентом документах, связанных с проведением валютных операций.
В графе 11 указывается информация об ожидаемом максимальном сроке исполнения нерезидентом обязательств по контракту, по которому оформлен паспорт сделки, путем передачи резиденту товаров, выполнения для него работ, оказания ему услуг, передачи ему информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в счет осуществляемого резидентом авансового платежа (коды видов валютных операций: 11100, 21100, 21300, 23100, 23110). В иных случаях графа 11 не заполняется.
Из системного анализа выше перечисленных правовых норм следует, что указание резидентом в справке о валютных операциях неверного кода вида валютной операции, равно и указание ожидаемого срока исполнения обязательств нерезидентом не является нарушением установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, а может быть признано лишь нарушением порядка составления справки о валютных операциях.
Следовательно, неправильное заполнение граф 5 и 11 этой справки (при наличии у резидента соответствующих фактических обстоятельств) не может быть квалифицировано как несоблюдение установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям и не образует объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Материалами дела подтверждается, что установленная валютным законодательством обязанность по представлению справки о валютных операциях обществом исполнена. При указанных обстоятельствах, должностным лицом и судом не правомерно сделан вывод о том, что неправильное заполнение графы 5 и 11 справки о валютных операциях может быть квалифицировано как несоблюдение установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, следовательно, не образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, в связи с чем у органа валютного контроля отсутствовали правовые основания для привлечения директора Общества к административной ответственности по указанной выше норме права.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Забайкальского краевого суда
решил:
жалобу директора ООО «Геострой» ФИО1 удовлетворить.
Постановление временно исполняющего обязанности руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Забайкальском крае ФИО2 № 76-14/354 от <Дата> и решение судьи Агинского районного суда Забайкальского края от <Дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, в отношении директора ООО «Геострой» ФИО1, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
<данные изъяты>