ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-680/19 от 31.10.2019 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Дело № 21-680/2019

Судья Ксенофонтов И.Г.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе по делу об административном правонарушении

31 октября 2019 года г. Чебоксары

Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии Винокуровой Н.Ю. на решение судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 16 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директор автономного учреждения «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» г. Новочебоксарска Чувашской Республики Бондарчук Татьяны Евгеньевны,

установил:

постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии Винокуровой Н.Ю. № 021/04/14.9-52/2019 от 30 апреля 2019 года директор автономного учреждения «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» г. Новочебоксарска Чувашской Республики Бондарчук Т.Е. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Бондарчук Т.Е. подала жалобу в городской суд.

Решением судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 16 сентября 2019 года постановление заместителя руководителя УФАС по ЧР № 021/04/14.9-52/2019 от 30 апреля 2019 года отменено, производство по делу в отношении Бондарчук Т.Е. прекращено на основании пункта 2 части 1 стати 24.5 КоАП РФ.

Указанное решение судьи обжаловано должностным лицом, вынесшим постановление о привлечении Бондарчук Т.Е. к административной ответственности.

Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие заявителя и Бондарчук Т.Е., извещенной надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дел об административном правонарушении, просившей об оставлении решения судьи без изменения по мотивам вынесения Арбитражным судом Чувашской Республики решения от 21 октября 2019 года об отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии 7 февраля 2019 года по делу прихожу к следующему.

Согласно части 1 статьи 14.9 КоАП РФ действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 14.32 настоящего Кодекса, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии со статьей Федерального закона №381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности запрещается дискриминация хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, в предоставлении доступа к объектам транспорта, инфраструктуры (подпункт «д» пункта 4).

Согласно статье 10 Закона №381-Ф3 размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 № 772 «Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов» утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов.

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Приказом Минэкономразвития Чувашской Республики от 16.11.2010 № 184 утвержден Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления в Чувашской Республике схемы размещения нестационарных торговых объектов.

Решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 26.10.2017 № С36-1 утверждены Правила благоустройства территории города Новочебоксарска Чувашской Республики, которые устанавливают единые и обязательные к исполнению требований в сфере благоустройства, обеспечению доступности городской среды, в том числе для маломобильных групп населения, определяют общие требования к состоянию общественных пространств, состоянию и облику зданий различного назначения и разной формы собственности, к объектам благоустройства и их отдельным элементам, к содержанию и эксплуатации объектов благоустройства, порядок контроля за соблюдением Правил, порядок и механизмы общественного участия в процессе благоустройства, в целях формирования безопасной, комфортной и привлекательной городской среды, к которой относится совокупность территориально выраженных природных, архитектурно-планировочных, экологических, социально-культурных и других факторов, характеризующих среду обитания в городе Новочебоксарске и определяющих комфортность проживания на территории города Новочебоксарска. Настоящие Правила действуют на всей территории города Новочебоксарска (пункт 1.2).

Постановлением администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики от 29.11.2012 № 493 «Об утверждении схем размещения нестационарных объектов, расположенных в городе Новочебоксарске Чувашской Республики на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, помещениях, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена» (с последующими изменениями) утверждена схема размещения нестационарных объектов.

Названой схемой размещение на земельном участке, прилегающем к зданию автономного учреждения «МФЦ» города Новочебоксарск ЧР по <адрес> городе Новочебоксарск, нестационарного торгового объекта не предусмотрено.

Статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации установлены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков, к ним относятся также размещение нестационарных торговых объектов.

Статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Следовательно, размещение нестационарных торговых объектов, установка и эксплуатация рекламных конструкций осуществляется на основании утвержденных схем размещения нестационарных торговых объектов без оформления прав на земельные участки.

В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона № 381-ФЗ органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.

Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (часть 5 статьи 10 Закона 381-ФЗ).

Поводом к возбуждению в отношении Бондарчук Т.Е. дела об административном правонарушении в соответствии с пунктом 1.1 статьи 28.1 КоАП РФ явилось принятие комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии 7 февраля 2019 года решения по делу , которым действия автономного учреждения «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» г. Новочебоксарска Чувашской Республики признаны нарушением статьи 10 и подпункта «д» пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Нарушение выражено в следующем.

На сайте названого автономного учреждения размещен приказ от 27.09.2018 об утверждении извещения, документации об открытом аукционе на право заключения договора аренды муниципального земельного участка с целевым назначением: размещение нестационарного объекта для осуществления розничной торговли текстиля, одежды и обуви- <адрес>

Вышеназванная информация также размещена на официальном сайте торгов под .

Приложением к приказу от 04.10.2018 размещена документация об аукционе на право заключения договора аренды земельного участка.

В качестве описания объекта и его технических характеристик приведен земельный участок, прилегающей к зданию автономного учреждения «МФЦ» города Новочебоксарск ЧР, находящийся по адресу: <адрес>, кадастровый ; сведения о правах - государственная собственность не разграничена; ограничения прав -отсутствуют, категория земель - земли населенных пунктов. Объект пригоден для использования по целевому назначению. Целевое назначение объекта – размещение нестационарного объекта для осуществления розничной торговли текстиля, одежды и обуви.

Приложением к аукционной документации является план-схема расположения земельного участка, прилегающего к зданию автономного учреждения «МФЦ» города Новочебоксарск ЧР по <адрес> городе Новочебоксарск, которое находится в оперативном управлении Учреждения.

Согласно кадастровой выписке земельный участок с кадастровым номером находится в собственности муниципального образования города Новочебоксарск Чувашской Республики.

На основании договора аренды земельного участка от 14.09.2018 Управление имущественных и земельных отношений администрации города Новочебоксарска предоставило неделимый земельный участок площадью 0,2378 га из земель населенного пункта города Новочебоксарск, вид разрешенного использования: общественное управление, с кадастровым номером , расположенный по <адрес>, в границах, указанный в кадастровой выписке земельного участка МУП технической инвентаризации города Новочебоксарска на срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Земельный участок передан по акту приема-передачи земельного участка от 14.09.2018 МУП технической инвентаризации города Новочебоксарска.

Договор аренды земельного участка зарегистрирован в Управлении Росреестра по ЧР 16.10.2018.

В соответствии с пунктом 4.1.4 договора предусмотрено право МУП технической инвентаризации города Новочебоксарска как арендатора на передачу арендованного земельного участка или части земельного участка в субаренду в пределах срока действия договора только с согласия арендатора.

18 ноября 2018 года автономным учреждением «МФЦ» города Новочебоксарск ЧР с ФИО4 заключен договор аренды нежилого помещения муниципальной собственности г. Новочебоксарск, согласно которому арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду (во временное пользование) часть земельного участка с целевым назначением – размещение нестационарного торгового объекта для осуществления розничной торговли текстиля, одежды и обуви, общей площадь 27.43 кв. м., нестационарный объект не должен превышать высоту с отметкой 3 метра.

Указанное было признано противоречащим статье 10, подпункту «д» пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» по тем мотивам, что названный нестационарный объект в схеме размещения нестационарных торговых объектов г. Новочебоскарска Чувашской Республики не содержится, земельный участок с кадастровым номером находится в собственности муниципального образования города Новочебоксарск Чувашской Республики, при организации аукциона на право заключения договора аренды земельного с целевым назначением: размещение нестационарного торгового объекта для осуществления розничной торговли текстиля, одежды и обуви, предмет торгов учреждением был определен с нарушение действующего законодательства, что поставило в неравное положение победителя торгов ФИО4, которая вследствие этого получила не только право на размещение объекта нестационарной торговли, но и право пользования земельным участком.

По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении директор автономного учреждения «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» г. Новочебоксарска Чувашской Республики Бондарчук Т.Е. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ

Отменяя постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии Винокуровой Н.Ю. № 021/04/14.9-52/2019 от 30 апреля 2019 года и прекращая в отношении Бондарчук Т.Е. производство по делу за отсутствием в ее действиях состава вмененного административного правонарушения, судья городское суда принятое решение мотивировал недоказанностью вины в части совершения ею как должностным лицом организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, действий, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности.

Выводы судьи городского суда должным образом мотивированы.

Повода не согласиться с правильностью данных выводов не имеется.

Так, до размещения извещения о проведении аукциона администрация города Новочебоксарска Чувашской Республики письмом от 03.09.2018 -исх согласовала с автономным учреждением «МФЦ» города Новочебоксарск ЧР размещение нестационарного торгового объекта, на территории, прилегающей к зданию по <адрес>, с последующим согласованием эскизного проекта вышеназванного павильона с МБУ «<данные изъяты>.

Следовательно, названное учреждение действовало в рамках предоставленных собственником муниципального имущества полномочий.

Выбор предмета аукциона в виде права аренды на землю является самостоятельным объектом права, не ограниченным законодателем для организатора торгов.

Законодатель предусмотрел возможность применения статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации как упрощенную процедуру при размещении нестационарных торговых объектов, указав, что правообладатель земельного участка вправе разместить нестационарный объект торговли путем заключения соответствующего договора без предоставления земельного участка.

По сути, право использования земельным участком в таком случае возникает без постановки его на кадастровый учет, т.е. без индивидуализации объекта недвижимости в соответствии с требованиями законодательства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество. наличие утвержденной местным органом самоуправления схемы расположения нестационарных объектов торговли на земельных участках требуется исключительно при выборе предмета аукциона в виде права размещения нестационарных торговых объектов.

При этом сам механизм проведения конкурсных процедур при предоставлении земельных участков в аренду и предоставления права размещения нестационарных объектов аналогичен друг другу.

В данном конкретном случае право заключения договора аренды муниципального земельного участка с целевым назначением: размещение нестационарного объекта для осуществления розничной торговли предоставлялось в результате открытого аукциона, то есть конкурентным способом, обеспечивающим равный доступ для всех хозяйствующих субъектов, препятствий для осуществления их хозяйственной деятельности и иные дискриминационные условия представленными материалами дела не установлены.

Определение Конституционного Суда РФ от 16.01.2018 № 10-О «По жалобе граждан Лебедик Зои Олеговны, Мельникова Дмитрия Алексеевича и Шатшнайдера Владимира Ивановича на нарушение их конституционных прав статьями 2 и 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации «О свободе торговли» к обстоятельствам настоящего дела неприменимо.

Несогласие должностного лица с выводами судьи, в том числе с правовой оценкой обстоятельств дела, основанием для отмены решения судьи не является.

Существенных нарушений норм процессуального права судьей не допущено не допущено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения судьи городского суда не имеется.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

решение судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 16 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директор автономного учреждения «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» г. Новочебоксарска Чувашской Республики Бондарчук Татьяны Евгеньевны оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Чувашской Республики А.В.Голубев