ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-684/19 от 22.11.2019 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Дело № 21-684/2019Судья: Мордвинов Е.Н.Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе по делу об административном правонарушении

Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики жалобу Терентьева А.В. на постановление заместителя начальника отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Чебоксары УФССП России по Чувашской Республике от 2 августа 2019 года и решение судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 19 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО «Хотэй» Терентьева А.В.,

установил:

постановлением заместителя начальника отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Чебоксары УФССП России по Чувашской Республике от 2 августа 2019 года генеральный директор ООО «Хотэй» Терентьев А.В. привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.

Решением судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 19 сентября 2019 года постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, Терентьев А.В. просит состоявшиеся по делу постановление должностного лица и решение судьи районного суда изменить в части назначенного административного наказания и применить положения ст. 4.1.1 КоАП РФ.

В судебном заседании, должностное лицо, вынесшее постановление, -заместитель начальника отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Чебоксары УФССП России по Чувашской Республике Павлова Н.В. возражала против удовлетворения жалобы, дополнительно пояснила, что Терентьевым А.В. судебному приставу-исполнителю информация об удержании и перечислении денежных средств должника ФИО1 в пользу ФИО2 за 2016 год была представлена в январе 2017 года. В оспариваемом постановлении вменялся период с июля 2018 года.

В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, прихожу к следующим выводам.

Частью 3 статьи 17.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, отказе от получения конфискованного имущества, представлении недостоверных сведений об имущественном положении должника, утрате исполнительного документа, несвоевременном отправлении исполнительного документа, неисполнении требований исполнительного документа, в том числе полученного от взыскателя.

Законность требований судебного пристава-исполнителя основывается на Федеральном законе от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах».

В соответствии со ст. 12 указанного Закона судебный пристав-исполнитель имеет право получать необходимую информацию, объяснения и справки.

В силу ст. 14 Закона о судебных приставах требования судебного пристава обязательны для всех органов на территории РФ. Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления судебным приставом своих функций, предоставляются по их требованию безвозмездно и в установленный ими срок.

Из материалов дела следует, что в рамках исполнительного производства на основании исполнительного листа от 24 сентября 2007 года, выданного мировым судьей судебного участка № 4 Калининского района г. Чебоксары о взыскании с ФИО1 в пользу ФИО2 алиментов в размере 1/4 части заработка и (или) иного дохода ежемесячно, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление от 30 сентября 2016 года об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника, которое направлено для исполнения в ООО «...». В последующем постановление об обращении взыскания на заработную плату перенаправлено в ООО «Хотэй».

Согласно указанному постановлению, должностное лицо ООО «Хотэй», производящее удержания, обязано предоставлять судебному приставу-исполнителю до 30 числа каждого месяца, следующего за отчетным периодом, информацию об удержании и перечислении денежных средств должника ФИО1 в пользу ФИО2, с указанием сумм начисленной заработной платы, иных выплат, из которых производится удержание алиментов, суммы перечисленных денежных средств и даты их перечисления с приложением платежных документов, подтверждающих перечисление.

Данное постановление получено юридическим лицом 10 октября 2016 года.

Из материалов дела усматривается, что 30 июля 2019 года судебным приставом - исполнителем УФССП России по Чувашской Республике в отношении генерального директора ООО «Хотэй» Терентьева А.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 12).

Согласно буквальному содержанию данного протокола, генеральный директор ООО «Хотэй» Терентьев А.В. « в нарушении ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ не исполнил требование в представлении судебному приставу-исполнителю до 30 числа каждого месяца, следующего за отчетным периодом, информацию об удержании и перечислении ООО «Хотэй» денежных средств должника ФИО1 в пользу взыскателя ФИО2 с указанием сумм перечисленных денежных средств и дат их перечисления».

Исходя из содержания постановления должностного лица от 02 августа 2019 года основанием для привлечения Терентьева А.В. к административной ответственности явилось то, что сведения о перечислении денежных средств взыскателю ФИО1, удержанных с заработной платы должника ФИО1, судебному приставу-исполнителю в нарушение его требований до 30 числа каждого месяца, следующего за отчетным периодом, генеральным директором ООО «Хотэй» Терентьевым А.В., не представлялись (л.д. 21-22).

Суд первой инстанции с выводами заместителя начальника отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Чебоксары УФССП России по Чувашской Республике согласился. При этом судья установил, что Терентьевым А.В. сведения об удержании и перечислении денежных средств с должника ФИО1 ежемесячно не представлялись. Эти сведения за период с июля 2018 года по июнь 2019 года представлены лишь 30 июля 2019 года.

Суд установил наличие вины в совершенном правонарушении, соблюдение процедуры и срока давности привлечения к ответственности.

Однако состоявшиеся по делу акты законными признать нельзя.

Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.

Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе время совершения и событие административного правонарушения.

Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.

Вместе с тем событие вмененного администрации административного правонарушения в протоколе об административном правонарушении должным образом не описано.

При описании события данного административного правонарушения, совершение которого вменено Терентьеву А.В., судебный пристав-исполнитель фактически ограничился указанием на неисполнение какого требования в представлении судебному приставу-исполнителю до 30 числа каждого месяца, следующего за отчетным периодом, информации об удержании и перечислении ООО «Хотэй» денежных средств должника ФИО1 в пользу взыскателя ФИО2. Обстоятельства, при которых совершено административное правонарушение, в протоколе об административном правонарушении не отражены.

Время совершения административного правонарушения относится к событию административного правонарушения, входит в предмет доказывания и является обстоятельством, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется противоправным бездействием, которое выражается в нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, а также актов других органов и должностных лиц определяет Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве).

Частью 2 статьи 36 данного Закона установлено, что, если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен федеральным законом или исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в срок, установленный соответственно федеральным законом или исполнительным документом.

В силу пункта 7 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве исполнительными документами являются, в том числе постановления судебного пристава-исполнителя.

Согласно части 1 статьи 15 Закона об исполнительном производстве сроки в исполнительном производстве определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно наступить, или периодом, в течение которого действие может быть совершено.

В соответствии с частью 5 статьи 16 Закона об исполнительном производстве срок, определенный в исполнительном документе календарной датой, оканчивается:

1) в день, непосредственно предшествующий указанной в исполнительном документе дате, если исполнительным документом предписано совершить определенные действия до этой даты;

2) в день, указанный в исполнительном документе.

Таким образом, судебным приставом-исполнителем установлена конкретная дата исполнения требований исполнительного документа - до 30 числа каждого месяца, следующего за отчетным периодом.

Событие административного правонарушения наступило по истечении указанной даты.

Пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» предусмотрено, что невыполнение предусмотренной правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не является длящимся, в связи с чем в протоколе и постановлении должно содержаться точное время совершения правонарушения, место совершения административного правонарушения.

Срок давности привлечения к административной ответственности составляет 1 год со дня совершения административного правонарушения, при этом датой совершения является момент, когда Терентьев А.В. должен был исполнить постановление судебного пристава-исполнителя (ст. 4.5 КоАП РФ).

Вместе с тем время совершения административного правонарушения судебным приставом-исполнителем не устанавливалось, в составленном в отношении администрации протоколе об административном правонарушении при описании события административного правонарушения не указано.

Подобное описание события административного правонарушения не отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, материалы дела свидетельствуют о том, что указанные выше нарушения допущены также при вынесении постановления по делу.

Требования, предъявляемые к содержанию постановления по делу об административном правонарушении, установлены статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктами 4, 6 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.

Аналогичные требования предъявляются к решению, принимаемому по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении. В силу части 2 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях такое решение должно содержать сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 названного Кодекса.

К событию административного правонарушения относится время и место совершения административного правонарушения, данные обстоятельства входят в предмет доказывания и подлежат выяснению по делу об административном правонарушении.

С учетом того, что событие административного правонарушения характеризуется, в том числе местом и временем его совершения, постановление должно содержать указанную информацию.

Однако в постановлении заместителя начальника отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Чебоксары УФССП России по Чувашской Республике от 2 августа 2019 года о привлечении Терентьева А.В. к административной ответственности событие вмененного указанному лицу административного правонарушения описано аналогично тому, как оно отражено в протоколе об административном правонарушении, без указания обстоятельств, при которых оно совершено.

В оспариваемом постановлении не указано время совершения административного правонарушения, в связи с чем невозможно установить дату события правонарушения, а, следовательно, и срок давности привлечения к административной ответственности. При описании события должностным лицом не указано, какое требование Терентьевым А.В. не исполнено, период, за который не представлены сведения.

Состоявшееся по настоящему делу постановление заместителя начальника отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Чебоксары УФССП России по Чувашской Республике от 2 августа 2019 года не отвечает требованиям статей 26.1, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом, судьей районного суда оставлено без внимания и оценки нарушение, допущенное при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления.

При таких обстоятельствах постановление заместителя начальника отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Чебоксары УФССП России по Чувашской Республике от 2 августа 2019 года и решение судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 19 сентября 2019 года, вынесенные в отношении Терентьева А.В. по настоящему делу об административном правонарушении, не могут быть признаны законными и обоснованными, они подлежат отмене с возвращением дела на новое рассмотрение.

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление заместителя начальника отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Чебоксары УФССП России по Чувашской Республике от 2 августа 2019 года и решение судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 19 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО «Хотэй» Терентьева А.В. отменить.

Дело возвратить в отдел судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Чебоксары УФССП России по Чувашской Республике на новое рассмотрение.

Судья Верховного Суда

Чувашской Республики И.А. Максимова