№ 21-688/2023
УИД 38RS0035-01-2023-002977-18
Р Е Ш Е Н И Е
27 сентября 2023 г. г. Иркутск
Судья Иркутского областного суда Глотова С.А., с участием старшего прокурора отдела прокуратуры Иркутской области ФИО1, защитника ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу министра строительства Иркутской области Галкина А.С. на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Иркутской области ФИО3Номер изъят от 4 мая 2023 г. и решение судьи Октябрьского районного суда г. Иркутска от 25 июля 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении министра строительства Иркутской области Галкина А. С.,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Иркутской области ФИО3Номер изъят от 4 мая 2023 г. министр строительства Иркутской области Галкин А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Октябрьского районного суда г. Иркутска от 25 июля 2023 г. постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Иркутской области ФИО3 от 4 мая 2023 г. оставлено без изменения, жалоба Галкина А.С. – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Иркутский областной суд, Галкин А.С., не соглашаясь с постановлением должностного лица и решением судьи районного суда, просит об отмене указанных актов и прекращении производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения. В обоснование доводов жалобы указывает, что при рассмотрении дела не установлен факт совершения заявителем противоправного действия (бездействия), заключающегося в нарушении порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов, что исключает событие административного правонарушения. Приводит довод о том, что судья районного суда при вынесении решения оставила без внимания и должной оценки доводы его жалобы на постановление должностного лица.
Министр строительства Иркутской области Галкин А.С. в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения жалобы, о причинах неявки не сообщил, в адресованном суду ходатайстве просил о рассмотрении жалобы в его отсутствие. При таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие Галкина А.С.
Защитник ФИО2 в судебном заседании доводы жалобы Галкина А.С. поддержала по указанным в ней основаниям.
Старший прокурор отдела прокуратуры Иркутской области ФИО1 полагала состоявшиеся по делу акты законными и обоснованными.
Свидетель ФИО4 - главный специалист – эксперт юридического отдела Управления Федерального казначейства по Иркутской области подтвердила наличие нарушений со стороны Галикина А.С. порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов.
Проверив с учетом требований статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, судебный материал по жалобе, доводы жалобы, заслушав защитника ФИО2 и прокурора ФИО1, свидетеля ФИО4, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи и статьей 15.14 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
В части 4 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации указано, что распределение субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации между муниципальными образованиями утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.
В соответствии со статьей 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Согласно части 4.1 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, соглашение о предоставлении субсидии местному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации заключается в соответствии с типовой формой соглашения, утвержденной финансовым органом субъекта Российской Федерации. В случае софинансирования из федерального бюджета расходного обязательства субъекта Российской Федерации по предоставлению субсидии местному бюджету в целях оказания финансовой поддержки выполнения органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения указанное соглашение должно соответствовать требованиям, установленным правилами, предусмотренными абзацем первым пункта 3 статьи 132 настоящего Кодекса.
Согласно статье 4 Закона Иркутской области от 22 октября 2013 г. № 74-ОЗ «О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений доходов в местные бюджеты» местным бюджетам из областного бюджета предоставляются субсидии в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий местным бюджетам из областного бюджета, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования Иркутской области (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования Иркутской области устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Иркутской области.
Нормативные правовые акты Иркутской области, устанавливающие порядок предоставления и распределения каждой субсидии, принимаются в соответствии с правилами, предусмотренными абзацем первым части 2 статьи 4 настоящего Закона.
Условием предоставления субсидии местному бюджету является наличие в местном бюджете (сводной бюджетной росписи местного бюджета) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципального образования Иркутской области, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для их исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из областного бюджета субсидии, а также заключение соглашения о предоставлении из областного бюджета субсидии местному бюджету, предусматривающего обязательства муниципального образования Иркутской области по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и ответственность за неисполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств.
Предоставление субсидий производится главными распорядителями средств областного бюджета в соответствии со сводной бюджетной росписью, составленной в соответствии с законом об областном бюджете.
Заключение соглашений о предоставлении из областного бюджета субсидий местным бюджетам, предусмотренных законом об областном бюджете, осуществляется до 15 февраля очередного финансового года, за исключением соглашений о предоставлении субсидий, бюджетные ассигнования на предоставление которых предусмотрены в соответствии с законом Иркутской области о внесении изменений в закон об областном бюджете и которые заключаются не позднее 30 дней после дня вступления в силу указанного закона Иркутской области.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Иркутской области в ходе рассмотрения материалов проверки об исполнении требований бюджетного законодательства Российской Федерации при предоставлении субсидии на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Иркутской области на осуществление мероприятий по строительству, реконструкции образовательных организаций установлено, что реализуя Региональный проект «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте трех лет, на 2019-2024 годы, утвержденный постановлением Правительства Иркутской области от 9 ноября 2018 г. Номер изъят-пп, министерством строительства Иркутской области не обеспечено соблюдение требований законодательства, выразившееся в нарушении сроков заключения соглашения о предоставлении субсидии местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации.
Указом Губернатора Иркутской области № 8-угк от 15 июня 2022 г. министром строительства Иркутской области назначен Галкин А.С. (л.д. 85).
В соответствии с пунктами 17 и 19 Положения о министерстве строительства Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 1 марта 2021 г. Номер изъят-пп, министр строительства Иркутской области осуществляет руководство и организует деятельность министерства, а также несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на министерство.
В соответствии с Положением о предоставлении субсидий из областного бюджета местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов, в целях реализации мероприятий по строительству, реконструкции образовательных учреждений, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 11 мая 2016 г. Номер изъят-ПП, министерство строительства Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, который уполномочен предоставлять субсидии.
Распоряжением министерства от 9 сентября 2022 г. Номер изъят-мр принято решение о предоставлении в 2022 году субсидии, в том числе муниципальному образованию г. Иркутск на строительство объекта капитального строительства «Детский сад в 6 мкр. Ново-Ленино в г. Иркутске».
Соглашение о предоставлении субсидии из бюджета субъекта РФ местному бюджету министерством строительства Иркутской области должно быть заключено не позднее 4 сентября 2022 г. (30 дней после дня внесения постановлением Правительства Иркутской области Номер изъят-пп от 5 августа 2022 г. изменений в распределение объемов субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов, в целях реализации мероприятий по строительству, реконструкции образовательных организаций на 2022 год и на плановый 2023 и 2024 годы, в котором предусмотрено финансирование мероприятия за счет средств федерального бюджета). Однако, в результате ненадлежащего исполнения должностных обязанностей министром строительства Иркутской области Галкиным А.С., а также в нарушение пункта 4.1 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, соглашение Номер изъят о предоставлении субсидии в связи с внесением изменений в распределение объемов субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов в целях реализации мероприятий по строительству, реконструкции образовательных организаций на 2022 год и на плановый 2023 и 2024 гг., заключено только 20 октября 2022 г.
Указанные обстоятельства послужили основанием вынесения заместителем прокурора Иркутской области ФИО5 26 октября 2022 г. постановления о возбуждении в отношении министра строительства Иркутской области Галкина А.С. дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4 мая 2023 г. по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении заместителем руководителя Управления Федерального казначейства по Иркутской области ФИО3 вынесено постановление, которым министр строительства Иркутской области Галкин А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание.
Приведенные обстоятельства подтверждаются материалами дела об административном правонарушении: копией решения заместителя прокурора Иркутской области от 11 октября 2022 г. о проведении проверки (л.д. 1); копией письма министерства строительства Иркутской области от 12 июля 2022 г. (л.д. 2); копией письма администрации г. Иркутска от 20 июля 2022 г. о направлении выписки из сводной бюджетной росписи (л.д. 3-4); копией письма министерства строительства Иркутской области от 26 сентября 2022 г. (л.д. 5); копией распоряжения министра строительства Иркутской области от 9 сентября 2021 г. с приложением (л.д. 10-12); информацией об объемах финансового обеспечения расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих при осуществлении капитальных вложений в объекты капитального строительства (л.д. 19-27, 38-44); соглашением между министерством просвещения РФ и правительством Иркутской области о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Иркутской области на софинансирование расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при реализации государственных программ субъектов РФ, связанных с реализацией мероприятий по созданию в субъектах Российской Федерации дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательных программам дошкольного образования, в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» от 23 декабря 2021 г. (л.д. 28-37) и дополнительным соглашением к нему от 6 июля 2022 г. (л.д. 45-46); соглашением Номер изъят от 20 октября 2022 г. о предоставлении субсидии из бюджета субъекта РФ местному бюджету (л.д. 47-66); объяснениями Галкина А.С. от 26 октября 2022 г. (л.д. 77-84); копией указа Губернатора Иркутской области от 15 июня 2022 г. о назначении Галкина А.С. на должность министра строительства Иркутской области (л.д. 85); постановлением заместителя прокурора Иркутской области о возбуждении дела об административном правонарушении от 26 октября 2022 г. (л.д. 87-92) и иными собранными по делу доказательствами.
Вопреки доводам жалобы, доказательства оценены должностным лицом административного органа и судьей районного суда по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Требования статьи 24.1 названного Кодекса выполнены, при рассмотрении дела об административном правонарушении и при пересмотре постановления должностного лица, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 названного Кодекса.
Законность и обоснованность постановления о назначении административного наказания в полном объеме проверены судьей районного суда с соблюдением статей 30.6 - 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе министр строительства Иркутской области Галкин А.С. указал, что в его действии (бездействии) отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку одним из обязательных условий предоставления субсидии местному бюджету муниципального образования город Иркутск является заключение соглашения о предоставлении из бюджета субъекта Российской Федерации субсидии бюджету муниципального образования, предусматривающего обязательства муниципального образования по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, которое, в свою очередь, не может быть заключено без предоставления в министерство строительства Иркутской области выписки из сводной бюджетной росписи местного бюджета. Данные выписки из сводной бюджетной росписи местного бюджета, надлежаще оформленные от администрации г. Иркутска были предоставлены несвоевременно, что повлияло на нарушение им срока заключения соглашения. В связи с чем считает, что сам факт не заключения соглашения в установленный срок, не образует событие вмененного нарушения порядка предоставления межбюджетных трансфертов.
Данный довод подлежит отклонению, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, что Галкиным А.С. предпринимались меры по недопущению нарушения порядка предоставления межбюджетных трансфертов, а именно меры по заключению соглашения в установленный срок.
Так, постановлением Правительства Иркутской области Номер изъят-пп от 5 августа 2022 г. внесены изменения в распределение объемов субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов, в целях реализации мероприятий по строительству, реконструкции образовательных организаций на 2022 год и на плановый 2023 и 2024 годы, что обязывало министерство не позднее 30 дней с момента внесения таких изменений заключить соглашение о предоставлении из областного бюджета субсидии местному бюджету г. Иркутска на строительство объекта капитального строительства «Детский сад в 6 мкр. Ново-Ленино в г. Иркутске».
Между тем, в период с 5 августа 2022 г. по 4 сентября 2022 г. мер, направленных на заключение такого соглашения, министерством не принято. Письмо министра строительства Иркутской области Галкина А.С.Номер изъят от 26 сентября 2022 г. (л.д.5 дела об административном правоанрушении), адресованное мэру г. Иркутска, о предоставлении корректной выписки из сводной бюджетной росписи бюджета г. Иркутска на реализацию мероприятия по строительству объекта капитального строительства «Детский сад в 6 мкр. Ново-Ленино в г. Иркутске», направлено за пределами указанного срока.
Таким образом, доказательства, свидетельствующие о принятии Галкиным А.С. исчерпывающих и своевременных мер по соблюдению порядка предоставления межбюджетных трансфертов местному бюджету г. Иркутска, в материалах дела отсутствуют.
Довод жалобы о необоснованности выводов должностного лица Управления федерального казначейства в постановлении от 4 мая 2023 г. о том, что несоблюдение порядка и условий предоставления субсидии администрацией г. Иркутска исключает правовые основания для предоставления субсидии муниципальному образованию, не влекут отмену состоявшихся по делу актов, поскольку не свидетельствуют об отсутствии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не свидетельствуют об отсутствии виновности Галкина А.С. в его совершении.
Доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых актов, и не опровергают наличие в действиях Галкина А.С. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований для переоценки правильных выводов должностного лица и судьи районного суда, изложенных в обжалуемых актах, не имеется.
Несогласие Галкина А.С. с оценкой представленных доказательств не указывает на неправильное установление обстоятельств по данному делу.
Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5 и 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не допущено.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 3 - 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых актов, не имеется, оснований для удовлетворения жалобы по изложенным в ней доводам не усматривается.
Постановление о привлечении Галкина А.С. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено Галкину А.С. в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 1 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и является справедливым и соразмерным содеянному.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л :
постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Иркутской области ФИО3Номер изъят от 4 мая 2023 г. и решение судьи Октябрьского районного суда г. Иркутска от 25 июля 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении министра строительства Иркутской области Галкина А. С. оставить без изменения, жалобу Галкина А.С. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья С.А. Глотова