ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-68/19 от 07.02.2019 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Дело № 21-68/2019

Судья: Савельева В.В.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе по делу об административном правонарушении

7 февраля 2019 года г. Чебоксары

Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Майрина Е.Ф. на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии от 5 октября 2018 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 4 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ, в отношении директора ООО «МВК «Экоцентр» Майрина Е.Ф.,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии от 5 октября 2018 года директор ООО «МВК «Экоцентр» Майрин Е.Ф. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Майрин Е.Ф. подал жалобу в районный суд на предмет его отмены.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 4 декабря 2018 года постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии от 5 октября 2018 года оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, Майрин Е.Ф. просит постановление должностного лица и решение судьи районного суда отменить, ссылаясь на их незаконность. Указывает, что в его действиях отсутствует состав вмененного административного правонарушения, поскольку не признается правонарушением, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ, нарушение процедуры и порядка организации и проведения торгов, проведение которых не является обязательным в соответствии с законодательством РФ. Со ссылкой на Правила проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденного постановлением Правительства РФ № 881 от 5 сентября 2016 года полагает, что ООО «МКВ «Экоцентр», являясь Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Чувашской Республики не обязано было проводить торги, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, так как ни на одной территории Чувашской Республики не образуется более 50 процентов твердых коммунальных отходов. Также указывает, что ООО «МВК «Экоцентр» не является государственной или муниципальной организацией, следовательно, нормы Федерального закона № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не распространяется.

В судебное заседание директор ООО «МВК «Экоцентр» Майрин Е.Ф., представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии не явились, извещены о времени и месте рассмотрения жалобы.

Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, прихожу к следующим выводам.

Частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных законодательством Российской Федерации процедуры и порядка организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 1 - 9 данной статьи и ст.ст. 7.29 - 7.32.3 КоАП РФ.

Постановлением Правительства РФ№ 1133 от 3 ноября 2016 года утверждены Правила проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора.

В соответствии с п. 4 Правил, торги проводятся в форме аукциона в электронной форме в порядке, установленном Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с учетом особенностей, предусмотренных указанными правилами.

Аукционы проводятся на электронных площадках, функционирующих в соответствии с Федеральным законом. Организатором аукциона является региональный оператор (п. 7 Правил). Организатор аукциона обязан провести аукцион, сформировав лоты в соответствии с п. 9 Правил. В отношении каждого лота проводится отдельный аукцион.

Согласно ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 данного Закона контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством РФ, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке (ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе).

Пунктом 12 Правил предусмотрен перечень информации, которые должна содержать документация об аукционе, в том числе сведения об источниках образования твердых коммунальных отходов и местах накопления твердых коммунальных отходов, в том числе контейнерных площадках (при их наличии).

Из материалов дела следует, что в ходе анализа информации, размещенной на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок <данные изъяты> установлено нарушение ООО «МКВ «Экоцентр» п. 4, пп. «в» п. 12 Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1133 от 3 ноября 2016 года.

ДД.ММ.ГГГГ в 16 час. 19 мин. на указанном сайте размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора на территории Чувашской Республики (<адрес>). Одновременно размещена аукционная документация.

При этом согласно информации, опубликованной на ЕМС, организатор торгов объявил электронный аукцион с использованием функциональных возможностей ЕИС в рамках Федерального закона № 223-ФЗ от 18 июля 2011 года «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а не в порядке Федерального закона № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно п. 1.4 Порядка регистрации в единой информационной системе в сфере закупок, утвержденного приказом Федерального казначейства № 27н от 30 декабря 2015 года, регистрация в ЕИС организаций, информация о которых не подлежит включению в Сводный реестр, осуществляется после прохождения их представителями идентификации и аутентификации с использованием федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».

Вход в личный кабинет в соответствии с Законом о контрактной системе представителей организации, информация о которой не включена в Сводный реестр, осуществляется путем нажатия на гиперссылку «Личный кабинет» и выбора пункта «Личный кабинет 44-ФЗ» - «Вход для пользователей организаций, зарегистрированных в соответствии с разделом V Порядка, утвержденного приказом Федерального казначейства № 27н от 30 декабря 2015 года».

Порядок регистрации организаций через ЕСИА, ранее не зарегистрированной в ЕИС с видом юридического лица «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» указан в п. 4.3.17 Инструкции по регистрации организаций и пользователей в ЕИС в соответствии с Приказом Казначейства России № 27н от 30 декабря 2015 года, размещенной в разделе «Документы/Обучающие материалы» на официальном сайте ЕИС.

Порядок управления правами доступа пользователей организации с полномочием «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» в личном кабинете ЕИС указан в п. 4.3.23 Руководства пользования ЕИС (версия 8.2.150), размещенного в разделе «Документы/Обучающие материалы/Руководство пользователя по 44-ФЗ» на официальном сайте ЕИС.

Последовательность действий по созданию извещения о проведении электронного аукциона в соответствии Федеральным законом № 44-ФЗ определена в п. 4.6.1.3 Руководства пользователя «Подсистема размещения информации о закупках Закона № 44-ФЗ» (версия 8.2.150), размещенного в разделе «Документы/Обучающие материалы/Руководство пользователя по 44-ФЗ» на официальном сайте ЕИС.

Таким образом, функциональные возможности ЕИС позволяют региональным операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществлять размещение извещений о проведении электронных аукционов в соответствии с Законом о контрактной системе.

С учетом указанного, действия ООО «МВК «Экоцентр» по объявлению электронного аукциона в ином порядке, а не в порядке Закона о контрактной системе являются нарушением требований п. 4 Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1133 от 3 ноября 2016 года.

Кроме того, Чувашским УФАС установлено, что проект контракта, приложенный к документации об электронном аукционе, противоречит указанным выше Правилам, а также описание предмета аукциона не содержит сведений о местах накопления твердых коммунальных отходов, в том числе о контейнерных площадках (при их наличии).

Указанные обстоятельства явились основанием для возбуждения в отношении директора ООО «МВК «Экосервис» Майрина Е.Ф. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ.

Должностное лицо пришло к обоснованному выводу о совершении Майриным Е.Ф. административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ.

Законность и обоснованность постановления о назначении Майрину Е.Ф. административного наказания проверены судьей районного суда с соблюдением требований ст. 30.6 КоАП РФ. Доводы Майрина Е.Ф. были проверены судьей районного суда и отклонены с указанием мотивов, не согласиться с которыми оснований не имеется.

Доводы жалобы об отсутствии в действиях Майрина Е.Ф. состава вмененного административного правонарушения, поскольку проведение торгов не обязательно для ООО «МВК «Экоцентр», подлежат отклонению.

В соответствии с ч. 3 ст. 24.8 Федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» Правительство Российской Федерации определяет случаи, при которых цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов, и устанавливает порядок проведения таких торгов, в том числе определяет случаи, когда условия проведения таких торгов подлежат предварительному согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и устанавливает порядок этого согласования.

Пунктом 3 главы 2 Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, утвержденных Постановление Правительства РФ от 03 ноября 2016 года № 1133 определены случаи, при которых цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов: а) если в зоне деятельности регионального оператора образуется более 30 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся на территории субъекта Российской Федерации; б) если требование к формированию по результатам торгов цен на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора было установлено при проведении конкурсного отбора регионального оператора и определено в соглашении, заключенном между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональным оператором.

По результатам проведения конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Чувашской Республики соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами заключено с единственным участником конкурсного отбора ООО «МВК «Экоцентр».

Согласно ч. 4 ст. 24.6 Федерального закона № 88-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей.

Исходя из заключенного Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 27 апреля 2018 года зона деятельности регионального оператора ООО «МВК «Экоцентр» определена как Чувашская Республика.

Таким образом, ООО «МВК «Экоцентр» на территории Чувашской Республики является единственным региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

С учетом указанного, руководствуясь подп. «а» п. 3 Правил проведения торгов № 1133 от 3 ноября 2016 года, для формирования цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов, ООО «МВК «Экоцентр» было обязано провести торги.

Как указывалось выше, торги проводятся в форме аукциона в электронной форме в порядке, установленном Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с учетом особенностей правил (п. 4 главы 3 Правил).

В пункте 5 Правил перечислены положения Закона о контрактной системе, не распространяющиеся на организатора аукциона при его проведении, а именно: планирование закупок; предоставление преимуществ при осуществлении закупок и установление ограничений участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя); создание контрактных служб; требования к членам комиссии по осуществлению закупок; последствия признания аукциона в электронной форме несостоявшимся; особенности исполнения контракта в части подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета, предусмотренного ч. 9 ст. 94 Закона о контрактной системе; изменение и расторжение контракта; осуществление мониторинга закупок и аудита в сфере закупок; контроль в сфере закупок.

Таким образом, региональный оператор – организатор торгов в части положений о размещении извещений о проведении электронного аукциона и его порядке, должен руководствоваться нормами закона о контрактной системе, что указано в п. 6 Правил, в соответствии с которым аукционы проводятся на электронных площадках, функционирующих в соответствии с Законом о контрактной основе.

В соответствии с п. 17 ст. 3 Закона о контрактной системе, электронная площадка – сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», соответствующий установленным в соответствии с п.п. 1, 2 ст. 24.1 указанного Федерального закона требованиям, на котором проводятся конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме, за исключением закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме.

Частью 5 статьи 4 закона о контрактной системе установлено, что информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.

В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ № 1414 от 23 декабря 2015 года «О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок» официальный сайт имеет доменное имя <данные изъяты>, доступ к которому осуществляется на безвозмездной основе.

Размещение извещения о проведении электронного аукциона в единой системе на интернет-сайте <данные изъяты>, но в разделе, обеспечивающем проведение конкурентных процедур в порядке, установленном Законом о закупках является необоснованным, поскольку данный аукцион не регламентируется нормами Федерального закона № 223-ФЗ от 18 июля 2011 года «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Таким образом, проведение электронного аукциона по формированию цен на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для единственного регионального оператора ООО «МВК «Экоцентр» являлось обязательным. При организации торгов ООО «МВК «Экоцентр» должны были руководствоваться нормами Федерального закона № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а не положениями Федерального закона № 223-ФЗ от 18 июля 2011 года «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

С учетом изложенного выводы должностного лица и судьи районного суда о наличии в действиях Майрина Е.Ф. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ.

Постановление о привлечении Майрина Е.Ф. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено Майрину Е.Ф. в пределах, установленных санкцией ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для отмены постановления и решения судьи, не допущено.

Вместе с тем решение судьи районного суда подлежит изменению путем указания датой его вынесения 7 декабря 2018 года, вместо 4 декабря 2018 года.

Резолютивная часть решения по настоящему делу об административном правонарушении объявлена судьей районного суда 4 декабря 2018 года, в полном объеме решение изготовлено 7 декабря 2018 года.

Таким образом, в соответствии с ч. 1 ст. 29.11 КоАП РФ датой вынесения решения по данному делу об административном правонарушении является 7 декабря 2018 года, тогда как в обжалуемом судебном акте днем его вынесения ошибочно указано 4 декабря 2018 года.

Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики, датированное 4 декабря 2018 года, изменить, указав датой его вынесения «7 декабря 2018 года», вместо «4 декабря 2018 года».

В остальной части решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 7 декабря 2018 года, постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии от 5 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ, в отношении директора ООО «МВК «Экоцентр» Майрина Е.Ф. оставить без изменения, жалобу Майрина Е.Ф. – без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Чувашской Республики И.А. Максимова