Судья Лакеенкова Е.В. Дело № 21-68/2016
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
16 февраля 2016 года г. Смоленск
Судья Смоленского областного суда Туникене М.В., рассмотрев жалобу ООО «Талан» на постановление начальника отдела - главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Смоленской области от 24 сентября 2015 и решение судьи Рославльского городского суда Смоленской области от 09 декабря 2015 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
Постановлением начальника отдела - главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Смоленской области ФИО1 от 24.09.2015 ООО «Талан» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, определено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>
Решением судьи Рославльского городского суда Смоленской области от 09.12.2015 жалоба ООО «Талан» на постановление оставлена без удовлетворения.
В рассматриваемой жалобе ООО «Талан» просит судебное решение отменить, приводя доводы о нарушении прав юридического лица при проведении проверки, не надлежащем извещении и отсутствии события административного правонарушения.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения защитника ООО «Талан» Фетисенко Е.А., поддержавшей доводы жалобы, возражения должностного лица, составившего протокол ФИО2, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Согласно ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ) основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Особенности организации и проведения проверок при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, урегулированы ст. 360 Трудового кодекса Российской Федерации.
В силу ст. 360 ТК РФ государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Основанием для проведения внеплановой проверки является: истечение срока исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; поступление в федеральную инспекцию труда: обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников; обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав; запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со ст. 219 настоящего Кодекса; наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании распоряжения руководителя Государственной инспекции труда в Смоленской области от (дата) №-№ государственным инспектором труда ФИО2 проведено расследование несчастного случая со смертельным исходом, произошедшего (дата) на территории гравийно-песчаного карьера <данные изъяты>ФИО5
В отношении ООО «Талан» (дата) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, из которого следует, что ООО «Талан», в нарушение требований абц.10 ч.2 ст.212 ТК РФ, не проведена специальная оценка условий труда рабочего места газорезчика металла.
Постановлением начальника отдела - главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Смоленской области ФИО1 от 24.09.2015 ООО «Талан» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Отказывая в удовлетворении жалобы, судья районного суда исходил из того, что Государственная инспекция труда действовала в пределах предоставленных ей полномочий. Установив, что нарушения трудового законодательства в ООО «Талан» имели место, судья пришел к выводу о правомерности привлечения ООО «Талан» к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Между тем, судья Смоленского областного суда находит приведенные выводы ошибочными, основанными на неправильном толковании положений действующего законодательства по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу положений частей 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Вместе с тем, не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (п. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).
Расследование несчастных случаев не относится к мероприятиям по контролю и надзору, порядок организации и проведения которых регламентирован ст. 360 ТК РФ и Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
Расследование несчастных случаев проводится государственными инспекторами труда в соответствии со ст. 229.3 ТК РФ, в силу которой государственный инспектор труда при выявлении сокрытого несчастного случая, поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), лица, состоявшего на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лица, состоявшего с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), о несогласии их с выводами комиссии по расследованию несчастного случая, а также при получении сведений, объективно свидетельствующих о нарушении порядка расследования, проводит дополнительное расследование несчастного случая в соответствии с требованиями настоящей главы независимо от срока давности несчастного случая. Дополнительное расследование проводится, как правило, с привлечением профсоюзного инспектора труда, а при необходимости - представителей соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя). По результатам дополнительного расследования государственный инспектор труда составляет заключение о несчастном случае на производстве и выдает предписание, обязательное для выполнения работодателем (его представителем).
Государственный инспектор труда имеет право обязать работодателя (его представителя) составить новый акт о несчастном случае на производстве, если имеющийся акт оформлен с нарушениями или не соответствует материалам расследования несчастного случая. В этом случае прежний акт о несчастном случае на производстве признается утратившим силу на основании решения работодателя (его представителя) или государственного инспектора труда.
С учетом изложенного, государственным инспектором труда ФИО3 в отношении ООО «Талан» проверка организована и проведена с нарушением действующего законодательства, соответственно, все собранные по делу доказательства, включая вынесенные в результате проверки постановления, являются недопустимыми доказательствами по делу.
При таких обстоятельствах, постановление начальника отдела - главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Смоленской области ФИО1 от (дата) и решение судьи Роставльского городского суда Смоленской области от (дата) , вынесенные в отношении юридического лица ООО «Талан», по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ являются незаконными и подлежат отмене, а производство по настоящему делу в силу положений п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ прекращению, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ, судья Смоленского областного суда
р е ш и л :
постановление начальника отдела - главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Смоленской области ФИО1 от 24 сентября 2015 и решение судьи Рославльского городского суда Смоленской области от 09 декабря 2015 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении ООО «Талан» отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном
ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении ООО «Талан», прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья М.В.Туникене