дело №21-693 судья Румянцева В.А.
РЕШЕНИЕ
28 сентября 2021 года <...>.
Судья Тульского областного суда Орлова И.А.,
при секретаре Кузнецовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя – директора ООО «УК «Профсервис» ФИО1 на постановление административной комиссии муниципального образования Узловский район от 28 апреля 2021 года и решение судьи Узловского городского суда Тульской области от 22 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.11-2 Закона Тульской области от 9 июня 2003 года №388-3TO «Об административных правонарушениях в Тульской области»,
установил:
постановлением административной комиссии муниципального образования Узловский район от 28 апреля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Узловского городского суда Тульской области от 22 июля 2021 года, ООО «УК «Профсервис» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.11-2 Закона Тульской области от 9 июня 2003 года №388-3TO «Об административных правонарушениях в Тульской области», с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Законный представитель – директор ООО «УК «Профсервис» ФИО1 обратился с жалобой в Тульский областной суд, в которой просил отменить состоявшиеся по делу акты, а производство по делу прекратить, ссылаясь на процессуальные нарушения при производстве по делу, а также на отсутствие оснований для привлечения общества по вмененной статье, полагая, что ответственность за выявленное нарушение предусмотрена нормами КоАП РФ.
Законный представитель – директор ООО «УК «Профсервис» ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом. Ходатайств об отложении разбирательства дела не представил.
Судья, с учетом положений п.4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствии указанного лица.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения защитника ООО «УК «Профсервис» по доверенности ФИО2, возражения представителя администрации ФИО3, судья приходит к следующим выводам.
К вопросам местного значения муниципального, городского округа отнесено утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа (п.25 ч.1 ст.16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Руководствуясь Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 30 ноября 2011 года №361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации», Собрание депутатов муниципального образования город Узловая своим решением от 30 июля 2020 года №27-133 в целях улучшения благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования город Узловая утвердило Правила благоустройства территории муниципального образования город Узловая.
Порядок зимней уборки дворовых территорий закреплен в пунктах 8.2.44, 8.2.44.1, 8.2.45, 8.2.46, 8.2.46.4 Правил благоустройства территории муниципального образования город Узловая, утвержденных решением Собрание депутатов муниципального образования город Узловая от 30 июля 2020 года №27-133, в которых определено: тротуары, дворовые территории и проезды должны быть очищены собственниками соответствующих территорий и (или) уполномоченными собственниками помещений в многоквартирных домах организациями, на которые возложена обязанность по уборке территории от снега и наледи до усовершенствованного покрытия (асфальта, брусчатки, тротуарной плитки, бетона и т.п.). При возникновении наледи (гололеда) производится обработка реагентами; крыши, карнизы, водосточные трубы МКД в зимний период должны своевременно освобождаться от нависшего снега и наледи, представляющих угрозу для жизни и здоровья граждан, согласно пункту 8.4.8 настоящих Правил; запрещается наличие снежно-ледяных накатов на ступенях при входе в подъезд, крыльце, тротуарах, проезжих частях дворовых территорий и проездов к ним.
Постановлением Тульской областной Думы от 22 мая 2003 года №44/1240 был принят Закон Тульской области от 9 июня 2003 года №388-ЗТО «Об административных правонарушениях в Тульской области», в главу 8 которого включены административные правонарушения в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства.
Ответственность по ст.8.11-2 Закона Тульской области №388-ЗТО от 9 июня 2003 года «Об административных правонарушениях в Тульской области» наступает за нарушение утвержденных органами местного самоуправления правил благоустройства территорий поселений (городских округов), а также необеспечение собственниками, владельцами, арендаторами благоустройства принадлежащих (арендованных) им (ими) объектов в соответствии с требованиями правил благоустройства, утвержденных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, если эти действия (бездействие) не подпадают под действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот пятидесяти тысяч рублей.
Административной комиссией вменено ООО «УК «Профсервис» совершение административного правонарушения при следующих обстоятельствах, ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 23 минуты выявлен факт невыполнения требований, предусмотренных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в сфере благоустройства со стороны ООО «УК «Профсервис» которое не организует проведение работ по своевременной очистке от снега и наледи дворовой территории и проезда у <адрес>, в нарушении пунктов 8.2.44, 8.2.44.1, 8.2.45, 8.2.46.4 Правил благоустройства территории муниципального образования город Узловая, утвержденных решением Собрание депутатов муниципального образования город Узловая от 30 июля 2020 года №27-133.
Проанализировав имеющиеся в деле об административном доказательства, судья городского суда согласился с выводом административной комиссии муниципального образования город Узловая о том, что ООО «УК «Профсервис» совершено административное правонарушение, предусмотренное ст.8.11-2 Закона Тульской области от 9 июня 2003 года №388-3TO «Об административных правонарушениях в Тульской области».
Однако с такими выводами административной комиссии и судьи городского суда нельзя согласиться по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1 КоАП РФ).
Согласно ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
На основании ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности, наличие события административного правонарушения (время, место, способ и другие обстоятельства совершения правонарушения), лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно пунктов 8.2.44, 8.2.44.1, 8.2.45, 8.2.46.4 Правил благоустройства территории муниципального образования город Узловая, утвержденных решением Собрание депутатов муниципального образования город Узловая от 30 июля 2020 года № 27-133, в которых определено, что тротуары, дворовые территории и проезды должны быть очищены собственниками соответствующих территорий и (или) уполномоченными собственниками помещений в многоквартирных домах организациями, на которые возложена обязанность по уборке территории от снега и наледи до усовершенствованного покрытия (асфальта, брусчатки, тротуарной плитки, бетона и т.п.). При возникновении наледи (гололеда) производится обработка реагентами; крыши, карнизы, водосточные трубы МКД в зимний период должны своевременно освобождаться от нависшего снега и наледи, представляющих угрозу для жизни и здоровья граждан, согласно пункту 8.4.8 настоящих Правил; запрещается наличие снежно-ледяных накатов на ступенях при входе в подъезд, крыльце, тротуарах, проезжих частях дворовых территорий и проездов к ним.
В пункте 1.6 Правил благоустройства территории муниципального образования город Узловая указано, что закрепленная территория – часть территории общественного назначения (общего пользования, прилегающая территория), закрепленная на основании соглашения, договора либо по согласованию за физическими и юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями в целях благоустройства и санитарного содержания указанной территории.
Для многоквартирного дома прилегающая территория определяется в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и границы определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (п.8.1.4 Правил благоустройства территории муниципального образования город Узловая, утвержденных решением Собрание депутатов муниципального образования город Узловая от 30 июля 2020 года №27-133).
При рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении как в административной комиссии, так и по жалобам в городском и областном судах, доказательств закрепления территории за многоквартирным домом № по <адрес>, на основании правового акта органа местного самоуправления с составлением схематической карты уборки, представлено не было. Не представлено информации о закрепленных границах земельного участка за многоквартирным домом и в рамках заключенных договоров управлениях многоквартирным домом.
Подпункт «в» пункта 15 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года №491, который указывает, что уборка и очистка земельных участков, не входящих в состав общего имущества, а также озеленение территории и уход за элементами озеленения (в том числе газонами, цветниками, деревьями и кустарниками), находящимися на земельных участках, не входящих в состав общего имущества, осуществляются собственниками соответствующих земельных участков.
В пункте 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» дано разъяснение, что публичный собственник не вправе распоряжаться землей в той части, в котором должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом, а собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.
Совокупность указанных выше положений указывает на то, что обязанность по содержанию прилегающей к жилому дому территории собственниками помещений в многоквартирном доме возложена на них только в пределах земельного участка, необходимого для использования общего имущества многоквартирного дома.
При рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении не представлено доказательств формирования земельного участка под многоквартирным домом № по <адрес>, и постановки его на государственный кадастровый учет.
Как предусмотрено пунктами 12, 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, за исключением действий, указанных в подпункте «д» пункта 11 Правил, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом. Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений - путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу пунктов 2, 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, является одним из необходимых условий такого договора.
Предметом договора управления многоквартирным домом может являться только общее имущество в этом доме.
Органом муниципального контроля проводилась проверка соблюдения требований Правил благоустройства на территории муниципального образования <адрес>, результаты которой отражены в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ№ и приложениях к нему в форме фототаблиц.
Протокол об административном правонарушении в обязательном порядке должен содержать сведения о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения.
В нарушении указанных положений протокол об административном правонарушении содержит лишь информацию о том, что ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 23 минут выявлен факт невыполнения требований, предусмотренных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в сфере благоустройства со стороны ООО «УК «Профсервис», который не организует проведение работ по своевременной очистке от снега дворовых территорий и проездов у <адрес>, без указания границ прилегающей территории или расстояния от объекта, на котором допущено нарушение.
В постановлении от ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, данное обстоятельство так же не установлено, но сделан однозначный вывод, что ООО «УК «Профсервис» допущено нарушение пунктов 8.2.44, 8.2.44.1, 8.2.45, 8.2.46.4 Правил благоустройства территории муниципального образования город Узловая, утвержденных решением Собрание депутатов муниципального образования город Узловая от 30 июля 2020 года № 27-133.
Изложенное подтверждает недоказанность обстоятельств, на основании которых были вынесены обжалуемые по настоящему делу акты о привлечении ООО «УК «Профсервис» к административной ответственности по ст.8.11-2 Закона Тульской области от 9 июня 2003 года № 388-3TO «Об административных правонарушениях в Тульской области».
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах судья областного суда приходит к выводу о том, что административной комиссией, судьей городского суда не доказаны обстоятельства, на основании которых было вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.11-2 Закона Тульской области от 9 июня 2003 года №388-3TO «Об административных правонарушениях в Тульской области» в отношении ООО «УК «Профсервис».
На основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ суд по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносит решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Следовательно, постановление административной комиссии муниципального образования Узловский район от 28 апреля 2021 года и решение судьи Узловского городского суда Тульской области от 22 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.11-2 Закона Тульской области от 9 июня 2003 года №388-3TO «Об административных правонарушениях в Тульской области», в отношении ООО «УК «Профсервис» подлежат отмене. А производство по делу прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление административной комиссии муниципального образования Узловский район от 28 апреля 2021 года и решение судьи Узловского городского суда Тульской области от 22 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.11-2 Закона Тульской области от 9 июня 2003 года №388-3TO «Об административных правонарушениях в Тульской области», в отношении ООО «УК «Профсервис», отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.11-2 Закона Тульской области от 9 июня 2003 года №388-3TO «Об административных правонарушениях в Тульской области», в отношении ООО «УК «Профсервис», прекратить по основаниям, предусмотренным п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В соответствии с п.3 ст.31.1 КоАП РФ решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в соответствии с требованиями статей 30.12 - 30.19 КоАП РФ в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья: